Конспект коррекционно - развивающего занятия "Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах на материале «Поселок Волоконовка»
план-конспект занятия (старшая группа)

Переход Валентина Владимировна

Группа детей по структуре дефекта: ОНР (ІII уровень речевого развития).

Возраст: 6 лет.

Тема: Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах на материале темы «Поселок Волоконовка»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Цель: Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах на материале темы «Поселок Волоконовка»

Задачи:

Коррекционно-образовательная: 

  • активизировать лексический запас по теме «Поселок Волоконовка»
  • закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений; 
  • продолжать учить делать вдох носом и сильный, длительный, целенаправленный выдох ртом;  
  • закрепить правильное произношение звуков [л]-[л'];
  • учить различать на слух твердый и мягкий звуки [л]-[л'];
  • учить выкладывать и писать букву Л;
  • закреплять знание понятия «звук», «слог», «слово»;
  • закреплять умение определять количество слогов в слове.

Коррекционно-развивающая: 

  • развивать фонематический слух;
  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Коррекционно-воспитательная: 

  • воспитывать любовь к своему поселку;
  • развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Планируемые результаты: ребенок правильно произносит и различает на слух звуки [л]-[л'], проявляет положительные эмоции при выполнении артикуляционной и дыхательной гимнастики, различает понятия «звук», «слог», «слово», проявляет устойчивый интерес при собирании разрезной картинки, дружелюбно взаимодействует со сверстниками и логопедом.

Оборудование: ноутбук, презентация с изображением достопримечательностей поселка Волоконовка, индивидуальные зеркала, артикуляционная кукла «Тренер-Бегемотик», музыка «Весна», мелодия из кинофильма, емкость с водой, бумажные кораблики, массажные мячи,  цветные символы и ленточки, цветы, веточки, шнурки, тарелки с манкой, пальчиковые краски, разрезная картинка.

Содержание организованной образовательной деятельности

  1. Создание мотивационного поля

Логопед говорит детям, что сегодня они отправятся в увлекательное путешествие: «Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по поселку Волоконовка. В процессе нашего пути необходимо четко произносить звуки [л]-[л']. Вы готовы? За каждое правильно выполненное задание вы получите часть картинки, которую мы попытаемся в конце путешествия сложить»

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед  выполняет с детьми артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

«В начале нашего пути необходимо немного размяться и выполнить гимнастику для Язычка. Отправляемся на физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимпийский», а поможет нам  в этом «Тренер-Бегемотик»

(Слайд №2-10, артикуляционная кукла «Тренер-Бегемотик», индивидуальные зеркала)

Язычок на спортплощадке,

Занимается зарядкой.

Хотя это нелегко,

Потянулся высоко.

Наклонился низко,

К подбородку близко.

А теперь Язык, как мячик,

За зубами сверху скачет.

Поспешил на ипподром,

На лошадку сел верхом.

Язычок остановился,

В гриб на ножке превратился.

Язычок теперь гимнаст.

Закрутился вверх у нас.

Язычок чуть-чуть устал,

Он спокойно полежал.

Т.Куликовская

Логопед: «Молодцы ребята, справились с первым заданием - возьмите первый фрагмент картинки»

  1. Дыхательная гимнастика «Кораблики»

Предварительная работа: на столе стоит емкость с водой, в которой плавают бумажные кораблики.

Описание: логопед просит детей подуть на кораблики: «А теперь давайте спустимся к берегу реки Оскол и подуем на кораблики». Дети делают короткий вдох носом и плавно выдыхают через рот.

(Слайд №11, музыка «Весна», емкость с водой, бумажные кораблики)

  1. Речевая зарядка

Логопед: «А теперь давайте попытаемся сочинить небольшие стихи о реке Оскол».

ОЛ – ОЛ – ОЛ – это река Оскол

ОЛ – ОЛ – ОЛ – я плыву по реке Оскол

ОЛ – ОЛ – ОЛ - я люблю реку Оскол

(Слайд №11)

Логопед предлагает детям взять второй фрагмент картинки.

  1. Игра «Я шагаю по Волоконовке»

Логопед предлагает детям посмотреть на картинки, которые изображены на слайде, назвать их и посчитать количество слогов в словах при помощи шагов.

«Давайте прошагаем слово «улица». У-ли-ца. Сколько слогов в этом слове? Три слога».

Аналогичная работа проводится со словами  самолет, площадь, карусели, Волоконовка.

Логопед: «А теперь давайте назовем самое длинное слово. Волоконовка»

 (Слайд №12-16)

Логопед обращает внимание детей на третий фрагмент картинки.

  1. Физкультминутка

Логопед: «А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и  приглашаю в Дом культуры, чтобы потанцевать под музыку!»

Логопед вместе с детьми выполняет танцевальные упражнения под музыку с массажными мячами.

(Слайд №17, массажные мячи, мелодия из кинофильма)

  1. Характеристика звуков [л]- [л']

Логопед  вспоминает с детьми, какой чаще всего повторялся звук в стихах о реке Оскол? (Звук [л])

Логопед демонстрирует схему на слайде и дает совместно с детьми подробную характеристику звукам [л]- [л']: согласный, твердый-мягкий, звонкий.

(Слайд №18)

Дети выбирают четвертый фрагмент картинки.

  1. Дифференциация звуков [л]- [л']

Логопед предлагает продолжить путешествие по достопримечательностям поселка Волоконовка.

А) Игра «Светофор»

Логопед раздает детям цветные символы и объясняет, что синий цвет  обозначает твердый звук [л], а зеленый цвет – мягкий звук [л']. Если в названии улицы встречается твердый звук [л] - дети поднимают синие символы, а если мягкий звук [л'] - зеленые символы.

Улицы Волоконовки: улица КомсомоЛЬская, улица Лавренова, улица Ленина.

(Слайд №19-21, цветные символы)

Б) Игра «Ленточки»

Логопед раздает детям цветные ленточки и объясняет, что синяя ленточка  обозначает твердый звук [л], а зеленая ленточка – мягкий звук [л'], если в названии магазина встречается твердый звук [л] - дети поднимают синие ленточки, а если мягкий звук [л'] - зеленые ленточки.

Магазины Волоконовки: магазин «СтоЛЬник», магазин «Любимый», магазин «Лакомка», магазин «АЛекс».

(Слайд №22-25, цветные ленточки)

В) Игра «Цветы» 

Логопед раздает детям синие цветы и зеленые веточки и объясняет, что синий цветок обозначает твердый звук [л], а зеленая веточка – мягкий звук [л'], если в названии памятника  встречается твердый звук [л] - дети поднимают синие цветы, а если мягкий звук [л'] - зеленые веточки.

Памятники Волоконовки: памятник Ленину, памятник князю ВоЛконскому, памятник Неизвестному СоЛдату, аллея СЛавы. 

(Слайд №26-28, цветы и веточки)

Дети выбирают пятый фрагмент картинки.

  1. Связь звука с буквой

Игра «Веселый шнурок»

Логопед вместе с детьми выкладывает на столе букву Л при помощи шнурка.

Игра «Повар»

Логопед предлагает детям написать букву Л пальцем на тарелке с манкой.

Игра «Пальчиковые краски»

Логопед рисует с детьми пальчиковыми красками на листе бумаги букву Л.

(Слайд №29, шнурки, тарелки с манкой, пальчиковые краски) 

Дети выбирают шестой фрагмент картинки.

10.    Рефлексия

Логопед: «Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы выполнили много заданий и со всеми справились! Какие звуки вам в этом помогали? Мы собрали все части большой картинки. Давайте, их теперь соединим. Что у нас получилось? Памятник Неизвестному солдату!»

(Слайд №28)

Логопед проводит беседу с детьми о предстоящем празднике Дня Победы.

Использованная литература

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.

Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся произносить звуки. Веселая школа. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - Автор-сост. О.А. Зажигина.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. - М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Волшебные звуки леса"

«Автоматизация звука [Р] в движении и пальчиковых играх»...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стёртой формой дизартрии.Тема:«Поможем жуку. Автоматизация звука [Ж] в словах и предложениях».

Конспект коррекционно-развивающей деятельности для детей с ФФНР ,обусловленным стёртой формой дизартрии. Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.Для  детей 5-6 лет....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У».

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У»....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"

Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звук С"

Разработан на основе пособия О.С.Гомзяк "Говорим правильно в 6-7 лет". Позволяет в игровой форме познакомить детей со звуком С и с буквой С"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звуки Х, Хь. Буква Х.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по направлению "Подготовка к обучению грамоте", а также при дифференциации звуков....