Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
manaenkova_a.n._mdou_no17_konspekt_kor-razv_zanyatiya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У».
Автор конспекта ННОД:
Манаенкова Алёна Николаевна, учитель-логопед, МДОУ №17;
Участники коррекционно-развивающего занятия: дети с ФФНР 5-6 лет.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»: развитие речи, как средства общения и культуры, пополнение и активизация словаря, развитие связной речи и грамматического строя, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие фонематических процессов, формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи ОО в интеграции:
- «Физическое развитие»: выполнение упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, становление саморегуляции и целенаправленности собственных действий в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.
- «Познавательное развитие»: развитие познавательного интереса детей, внимания, мышления, воображения и памяти; расширение кругозора; формирование представлений об окружающем мире.
- «Художественно-эстетическое развитие»: развитие восприятия и понимания красоты природы; развитие бережного и уважительного отношения к окружающему миру; формирование представлений о видах искусства; восприятие музыки и художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
- «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым; усвоение ценностей и норм поведения, принятых в обществе; развитие отзывчивости, уважительного отношения к себе и окружающим.
Предпосылки учебной деятельности: формирование учебно-познавательной мотивации; формирование активности и самостоятельности; формирование умения действовать согласно правилам; участие в совместной деятельности; умение решать речевые, коммуникативные, познавательные задачи; умение осуществлять контроль собственных действий и адекватно их оценивать.
Оборудование для педагога: панно с листиками и картинками артикуляционной гимнастики; компьютерная презентация; игрушка-тучка с капельками-картинками; листочки на веточке; мяч; картинки со звуком У; карандаш.
Оборудование для детей: карточки настроения; карандаши; альбомный лист с изображением дерева; натуральные листочки; салфетки; клей-карандаш.
1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Дети сидят за столами Организующий момент «Карточки настроения». - Здравствуйте, мальчики и девочки. У вас на столах лежат две картинки с лицами. На одной лицо веселое. На другой наоборот, грустное. Покажите мне ту картинку, которая похожа на ваше настроение. Дети выбирают карточки настроения и показывают логопеду. | Социально-коммуникативное развитие/Познавательное развитие (коммуникативно-игровая деятельность) | Организующий момент «Карточки настроения» | Слово Движение Карточки | Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности. | Проявляет способность к волевым усилиям; открыто принимает собственное решение; проявляет склонность к наблюдению за собой и сверстниками. |
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» -Давайте посмотрим листочки, которые ветерком занесло к нам на занятие. Листики принесли нам задания для язычка. Каждый откроет по очереди листик, скажет название упражнения. Выполняйте все вместе, глядя в ваши зеркала.
Логопед каждого приглашает к панно с прикрепленными листиками. Дети по очереди поднимают листики, под которыми спрятаны картинки с героями артикуляционных упражнений – бегемотик, слоник, блинчик, чашечка, грибочек и т.д. Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалами и под счет логопеда. | Физическое развитие (развитие артикуляционной моторики) /Речевое развитие (подготовка речевого аппарата к речевой деятельности) | Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» | Изображение героев артикуляционной гимнастики Слово Движение | Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата | Проявляет заинтересованность заданиями. Контролирует собственные действия, следит за точностью выполнения |
2.Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Сообщение темы занятия. -Девочки и мальчики, сегодня у нас необычное занятие, тему которого вы мне скажите сами. Но я дам вам подсказку. Логопед включает компьютерную презентацию. Звучит музыка М. Еремеевой на песню «Осень, милая, шурши». Музыка сопровождает слайд-шоу на тему осени (осенний лес, падающие листья, дождик и т.д.). -Ребята, что вы увидели? (Осень, природу осенью). -Молодцы, ребята. А что же такое осень? (Время года, пора перед зимой). -Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). -Молодцы дети. Вы правильно ответили на мои вопросы. Сегодня мы поговорим об осени. Послушайте мой рассказ. Логопед читает рассказ «Признаки осени». Осень приходит после лета. Солнце светит редко, на небе темные тучи. Часто идет холодный дождь. Листья желтые, красные, коричневые опадают с деревьев на землю. Золотой ковер из листьев шуршит под ногами. Птицы улетают в теплые края. Люди надевают куртки, потому что на улице прохладно и сыро. Логопед просит ответить на вопросы: -Какое время года приходит после лета? Как светит солнце? Какие тучи на небе? Какого цвета листья падают на землю? Куда улетают птицы? | Познавательное развитие/Художественно-эстетическое развитие/Речевое развитие (коммуникативная деятельность) | Просмотр презентации, прослушивание музыкальной композиции, прослушивание рассказа | Слово | Уточнение представлений об окружающем мире, о временах года, о признаках осени. Развитие музыкального вкуса, восприятия прекрасного. Развитие умения слушать сверстников, отвечать на вопросы взрослого. Сохранение и укрепление психического здоровья. | Обладает начальными знаниями о природном мире Развивает эмоционально – эстетическое восприятие родной природы через музыку, картины и слово. Развивает умения действовать в соответствии с инструкцией. |
Упражнение «Назови ласково». -Ребята, к нам на занятие прилетела осенняя тучка. Посмотрите, какая она большая, хмурая. Но в ней чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? (Тучке не хватает капель дождя). Что бы из нашей тучки пошел дождь, нам надо выполнить задания. На каждой капельке осеннего дождика нарисованы признаки осени, вы должны назвать их ласково. Логопед раздает детям нарисованные капельки дождя с картинками, дети называют картинку, потом ее же называют ласково (лист – листик, зонт – зонтик, дождь - дождик и т. д.). | Познавательное развитие/ Речевое развитие (коммуникативная деятельность) | Упражнение «Назови ласково» | Движение Слово Капельки | Развитие грамматического строя речи Уточнение представлений об окружающем мире, о признаках осени, о природных явлениях | Развивает процесс словообразования Развивает представления об осени, о признаках осени |
Дыхательная гимнастика «Осенние ветерки». -Ребята, посмотрите, какие листики к нам прилетели. Давайте изобразим осенний ветерок и подуем на листочки. Помните, вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Ветерок должен получиться холодным, осенним. Дети выполняют дыхательную гимнастику с нарисованными осенними листочками, прикрепленными к «веточке». Каждый по несколько раз дует на листочки, соблюдая технику дыхательной гимнастики. -Молодцы, ребята, из вас получились отличные ветерки. | Физическое развитие / Речевое развитие (развитие правильного речевого выдоха) | Движение Дыхание | Дыхательная гимнастика «Осенние ветерки» | Развитие правильного речевого дыхания с постепенным длительным выдохом | Упражняется в развитии правильного речевого дыхания. Умеет подчиняться правилам. Развивает представления об осени. |
Игра в мяч «Договори предложение» -Ребята, у меня в руках мячик. Я буду бросать вам его и говорить предложение, а вы будете ловить мяч, договаривать мое предложение и кидать обратно. Логопед кидает мяч каждому ребенку и говорит: -Днем ветер сильный, а ночью еще… (сильнее); -Велосипед едет быстро, а машина едет еще… (быстрее); -В октябре погода холодная, а в ноябре еще… (холоднее); -У Маши шарф длинный, а у Вероники еще… (длиннее); -Вечер темный, а ночь еще… (темнее); -Яблоко вкусное, а мороженое еще… (вкуснее). | Физическое развитие/Речевое развитие (коммуникативная деятельность) | Игра в мяч «Договори предложение» | Движение Слово Мяч | Развитие способности к формированию сравнительной степени прилагательных, уточнение знаний о признаках осени, развитие ловкости при выполнении движений | Усваивает грамматические категории языка. Использует речь с движением. Развивает представления о признаках осени. Следит за четкостью выполнения действий. |
Физическая минутка «Осенью» -Вы знаете, что осенью часто идет дождик. Давайте с вами изобразить дождик. Дети встают, повторяют движения за логопедом. Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки) Долго дождик будет плакать, Разведет повсюду слякоть. (Приседают, держат руки на поясе) Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени) | Познавательное развитие/Физическое развитие (двигательное развитие) | Физическая минутка «Осенью» | Движение Слово | Развитие крупной моторики, двигательной активности, точности и последовательности движений Сохранение и укрепление физического и психического здоровья Развитие внимания, воображения | Развивает крупную моторику. Умеет управлять и согласовывать собственные движения. Развивает внимание. Уточняет знания о природных явлениях |
Упражнение «Характеристика звука У» -Осенним ветерком к нам залетели листики. Они принесли нам задание. Посмотрите, на обороте каждого листика картинки: утка, улитка, утюг, уши. -Звук У гласный или согласный? (Гласный) -Почему звук У гласный? (Потому что его можно пропеть). Пропойте звук У. -Каким цветом обозначаем звук У? (Красным) | Речевое развитие (коммуникативная деятельность) | Упражнение «Характеристика звука У» | Слово | Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка характеризовать звуки. Развитие памяти, мышления. | Уточняет и закрепляет знания о звуках родного языка. Развивает фонематические процессы. Учится работать в коллективе, прислушиваться к сверстникам. |
Упражнение «Знакомство с буквой У» Логопед включает на мониторе компьютера изображение буквы У, читает стих. -Буква У как будто ушки -Ребята, это буква У. Посмотрите на нее внимательно. Возьмите свои карандаши, поднимите руку и вместе со мной в воздухе напишите букву У. Логопед поворачивается, чтобы дети видели движение руки. | Познавательное развитие /Речевое развитие | Упражнение «Знакомство с буквой У» | Движение Карандаши | Развитие интереса к занятиям через использование компьютерных технологий. Развитие внимания. Развитие интереса к обучению грамоте. | Обобщает знания по теме «Осень». Обладает положительным отношением к занятиям, к природе, миру. Умеет подчиняться правилам. Умеет адекватно проявлять свои чувства. Проявляет самостоятельность. |
3.Заключительная часть (обобщающий этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Игра «Украсим осеннее дерево» -Ребята, вы мне говорили, что с деревьев осенью опадают все листики. Так давайте украсим деревья. Логопед раздает каждому ребенку рисунок дерева, натуральные листики и клей. -Приклейте к нашим деревьям листочки, чтобы они стали красивее. | Двигательное развитие /Познавательное развитие/Художественно-эстетическое развитие (самостоятельная художественная деятельность) | Игра «Украсим осеннее дерево» | Движение Листочки Рисунок | Уточнение знаний о признаках осени. Развитие мелкой моторики рук. Развитие воображения, мышления, памяти. | Обладает развитым воображением. Проявляет самостоятельность, уверенность в своих силах. Развивает способность к наблюдениям. Уточняет представления по теме. Развита мелкая моторика. Развивает аккуратность и точность движений. |
Обобщение знаний по теме «Осень». -Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Что вам больше всего понравилось? О каком времени года мы говорили? Какие признаки осени вы знаете? О каком звуке мы с вами говорили? Дети отвечают на вопросы. -Покажите, какое у вас настроение в конце нашего занятия. Дети показывают карточки настроения. | Речевое развитие/Познавательное развитие (коммуникативная деятельность) | Обобщение знаний по теме «Осень» | Слово | Закрепление знаний по теме «Осень». Развитие памяти. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением. Развитие способности прислушиваться к вопросам взрослого и ответам сверстников. | Обобщает знания по теме «Осень». Обладает положительным отношением к занятиям, к природе, миру. Умеет подчиняться правилам. Умеет адекватно проявлять свои чувства. Проявляет самостоятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дифференциация звуков С - Ш"
В конспекте занятия логопеда представлены задания , которые можно использовать на занятии по дифференциации звуков....
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]».
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]». В занятии используются «сопряженные» упражнения, которые повышают эффекти...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Звук Л».
Цели:1. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразах, стихах.2. Развитие фонематического восприятия, анализа.3. Определение позиции звука Л в словах.4....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Звук и буква Р»
Цели:1. Автоматизация звука Р в слогах, словах, фразах.2. Развитие фонематического восприятия, анализа.3. Определение позиции звука Р в словах.4. ...
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...