Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]». В занятии используются «сопряженные» упражнения, которые повышают эффективность коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработала  Докшина Алла Андреевна  

учитель-логопед,  Пермский край

 Конспект индивидуального логопедического занятия                        

                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Тема: Постановка звука [ш].

Программное содержание:

1.Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].

2.Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.

3.Воспитывать  потребность научиться красиво и  правильно говорить.

Организация: индивидуальное занятие.

Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с микрофоном,  аудиопроигрыватель, аудиозапись «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.

Ход занятия:

I. Психологический настрой на правильную речь:

- Какое у тебя настроение?  Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.

-Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.

II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

(«сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается - наш давний друг Тигренок.

III. Объявление темы занятия:

-Сегодня  мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].

Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.

IV. Постановка звука [ш].

а)  По подражанию.

б) От артикуляционного уклада.

в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.

г) От слога са.

д) От звука р.

V. Анализ артикуляции: положение языка, губ, зубов. Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса . См. выше.

VI. Закрепление изолированного звука [ш].

- Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».

Физкультминутка  «Листопад» (под аудиозапись).

VII. Развитие фонематического слуха.

а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).

б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)

в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина,  шкаф, мышка, шишка, ландыш

(хлопки в ладоши).

г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).

д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, шуршишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише»

VIII. Закрепление [ш] в слоге.

-Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] - левая рука [а]  получилось [ша] и т.д )

IX. Закрепление [ш] в слове.

-Игра «Машина» (компьютерная  логопедическая  программа «Игры для Тигры»)

X.  Закрепление [ш] в предложении.

-Игра «Четвертый лишний» (компьютерная  логопедическая  программа «Игры для Тигры»)

XI. Домашнее задание: нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].

XII. Итог: какой звук отрабатывался, его анализ.

-Напомним Тигренку, чтобы не забывал.

XIII. Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью: выбор настроения на экране.

Занятие окончено!                



Предварительный просмотр:

Приложение

Путешествие  пальчиков и язычка в осенний лес

Текст говорит  ведущий взрослый (желательны "подсказки" детей)

Движения или статическая                                                    поза  рук

Движения или статическая поза языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ - топ, топ - топ, топ - топ - топ, топ - топ - топ

Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д.

Вверх - вниз, вверх - вниз, вверх - вниз

Подошли к опушке -ровной - ровной, гладкой - гладкой

Ладони  рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны

Язык ровный, свободно лежит на нижней губе

На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона

Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы - в стороны, при этом пальцы загнуты "чашечкой"

Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх "чашечкой"

Крона состоит из веток

листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают

Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются "чашечкой", пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища

Язык в той же позе

Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу

На дереве - гнездо, а в нём - синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов

Руки соединяются рёбрами ладоней - "чашечкой", большие пальцы то спускаются на дно "чашечки", то поднимаются

Язык - "чашечкой", а потом - свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны

Текст говорит ведущий взрослый (желательны "подсказки" детей)

Движения или статическая

поза рук

Движения или статическая

поза  языка

Под деревом - грибы с толстой и тонкой ножками

Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется ("грибов-боровиков много"). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь - шляпка (меняются пальцы и положение рук ("поганок очень много")

Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается ("гриб растёт")

Дерево растёт.  Грибы растут, собираем их в корзину

Руки вверх (к солнцу)

см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней - кверху

Язык напряжённо тянется к носу;   чередуется присос, "чашечка"; язык опускается на нижнюю губу

Идём по лесу дальше . . .

Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д.

Имитация ходьбы"

Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые

Руки от локтя до запястий вместе, ладони - в кулаки, а большой палец - вверх; махнуть рукой (Эх!)

Язык скруглённый, выгнутый - с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык

Но дома сварим из них варенье - во какое! Поэтому соберём их в корзинку

Поднять большой палец вверх.

Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки - в стороны

Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык - "чашечкой"

Через лес ("топ-топ") вышли к реке

Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д.

Плавное движение широким языком вперёд - назад

Тяжело нести корзины, увидали лодку

Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение "лодки")

Сложить язык пополам -("лодочкой") и вытягивать его вперёд

Приплыли домой

Соединить пальцы "домиком"

Присос - крыша домика ровная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР. Тема: "Автоматизация звука Л в слогах"

   В процессе работы над коррекцией ОНР у дошкольников, разработала серию индивидуальных занятий, где сюжет и тема всего занятия соответствует лексической теме недели. В игровой форме...

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Постановка звука [р]"

В занятии показаны методы и приемы постановки звука [р], а также проводится работа по развитию мелкой моторики....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Путешествие Красной Шапочки» (Автоматизация звука "Р")

Данное занятие направлено на автоматизацию звука "Р" в словах, слогах и предложениях.  Занятие построено с исользованием настольного мини-театра. Может быть использовано на одном из последних эта...

Конспект индивидуального логопедического занятия c элементами песочной терапии. Тема: «Приключения Тигра. Автоматизация звука [Р]».

Конспект индивидуального логопедического занятия.  Тема: «Приключения Тигра. Автоматизация звука [Р]».Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Приключения Тигра. Автоматизаци...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в рамках ресурсного центра. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»

Цели:1.                Коррекционно – образовательные:- Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях...