Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в рамках ресурсного центра. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»
презентация по логопедии на тему

Цели:

1.                Коррекционно – образовательные:

- Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях.

- Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, согласование слов в предложении).

- Упражнять в употреблении слов антонимов.

2. Коррекционно – развивающие:

- Развивать артикуляционную, пальчиковую, мимическую моторику, слоговую структуру слова, фонематическое восприятие, зрительную память, фонематический анализ, навык чтения слогов, слов.

3. Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать интерес к НОД через ИКТ.

- Инициативность, самостоятельность, ответственность.

Оборудование:

Ноутбук, презентация, картинки с артикуляционными упражнениями, массажный мячик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа – детский сад» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в рамках ресурсного центра

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»

Учитель – логопед: Борзова Т.М.

Сургут 2015г

Цели:

  1. Коррекционно – образовательные:

- Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях.

- Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, согласование слов в предложении).

- Упражнять в употреблении слов антонимов.

2. Коррекционно – развивающие:

- Развивать артикуляционную, пальчиковую, мимическую моторику, слоговую структуру слова, фонематическое восприятие, зрительную память, фонематический анализ, навык чтения слогов, слов.

3. Коррекционно – воспитательные: 

- Воспитывать интерес к НОД через ИКТ.

- Инициативность, самостоятельность, ответственность.

Оборудование:

Ноутбук, презентация, картинки с артикуляционными упражнениями, массажный мячик.

Этапы занятия

Ход занятия

Ответы ребёнка

I Орг. Момент

1.Приветствие

2.Создание эмоционального настроя.

3.Введение в тему.

- Никита, поздоровайся с гостями.

- Никита, какое у тебя настроение?

 - Ты знаешь сказку «Маша и медведь»? Вспомни, как Маша испугалась, когда увидела медведя? Покажи.

 - А как она обрадовалась, когда оказалась у родителей?

- А мультфильм «Маша и медведь» смотрел?

-Давай отправимся в гости к Маше из мультфильма, поиграем с ней. (слайд1)

Здравствуйте.

Хорошее.

Изображает мимику испуга.

Изображает мимику радости.

Да.

II Основная часть.

1. Определение местоположения звука в слове.

1.Артикуляционная гимнастика.

- В её имени есть звук [Ш]?

 -  Вот поэтому она любит этот звук.

- А где ты его слышишь? В начале, в середине, или в конце?

- Смотри, Маша тренирует свой язычок. Давай и мы потренируем тоже. (слайд2)

Да.

В середине.

2. Артикуляционная и акустическая характеристика звука.

3. Изолированное произнесение звука

- У Маши есть весёлая змейка. Она умеет шипеть. А ты так умеешь?  (слайд 3) Как укладываем наш язычок, когда произносим звук [Ш]?

- Но её змейка заблудилась и не может попасть домой. Помоги ей  добраться до домика. Надуй правильно животик, и на выдохе  шипи.

Да.

Язычок чашечкой поднимаем к верхним зубкам, слегка дуем, воздух тёплый. Он согласный звук обозначается синим квадратом.

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

4. Автоматизация звука в слогах с интонационным рисунком.

- Смотри,  Маша играет пальчиками. Давай и мы попробуем. (слайд 4)

 Ша – шо – шу - ши

 Ши – шу – шо – ша

Шка – шко – шку – шки

Шки – шку – шко – шка

Автоматизация в словах

5. Упражнение «Договори словечко»

Помоги Маше добавить недостающие части слов и проговори их целиком. Картинки помогут справиться с заданием. (слайд 5)

Уши, камыши, бабушка, мешок, карандаши.

7. Упражнение  «Положи в шкаф Маше только одежду со  звуком [Ш]»

- Положи Маше в шкаф одежду только со звуком [Ш]

(Слайд 6)

Шуба, шапка, варежки, шарф, рубашка.

8. Упражнение «Составь предложения» .

- Одежду мы положили в шкаф. Теперь нужно правильно составить предложения.

(слайд7)

Шуба висит в шкафу. Рубашка висит в шкафу. Варежки лежат в шкафу. Шарф лежит в шкафу. Шапка лежит в шкафу.

Физ. Минутка.

- Маша пошла спать. Давай ей не будем мешать. И мышей попросим.  Прошагивание чистоговорки.

Тише мыши не шумите

Нашу Машу не будите.

8. Упражнение  «Помоги Маше пройти домой»

Помоги Маше пройти домой .На пути находятся предметы,  тебе нужно их правильно назвать, и  Маша  спокойно пройдёт домой.

- А теперь вспомни,  какие картинки ты называл?

(слайд 8)

Шар, кошка, ромашка, лягушка, мышка, кукушка.

9. Упражнение «Скажи ласково»

- Маша спрашивает тебя, умеешь ли ты называть предметы ласково? (слайд 9)

Шуба – шубка, шапка – шапочка, шорты – шортики, шарф – шарфик.

10. Д /игра «Скажи наоборот»

- Помоги Маше перейти   мостик. Подбери слова «наоборот»

  Маленький – большой, гладкий – шершавый узкий – широкий, плохой – хороший. Слайд 10)

Большой, шершавый широкий, хороший.

11. Чтение слогов.

- Давай удивим Машу. Прочитай ей слоги.

Чтение слов.   (слайд 11)

Аш, ош, уш, аш, иш, ша, ши, шо, шут, шов, уши, шуба, шары, каша, шило, лапша, каштан, башмак.

III. Итог. Рефлексия.

- Маша очень рада, что ты приходил к ней в гости. (слайд 12)

- Скажи, пожалуйста, что ты делал в гостях?

- Маша тебе дарит сюрприз, и говорит спасибо.

- Попрощайся с гостями.

Играл с Машей, называл картинки, помогал Маше пройти по мостику.

Самоанализ НОД по коррекции произносительной стороны речи

в средней группе №2

Образовательная область: «Речевое развитие»

Учитель – логопед Борзова Татьяна Михайловна

Критерии анализа

результаты

Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

Данная НОД проводилась индивидуально с ребёнком, имеющим псевдобульбарную дизартрию и ОНР (III уровня). Ребенку поставлены и автоматизированы все свистящие звуки. На данный момент ему поставлен звук [Ш] и автоматизируется в слогах, словах, предложениях.

Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

Цели НОД коррекционной направленности определены индивидуальным планом работы по разделу звукопроизношения.

Цели:

1. Коррекционно – образовательные:

- Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях.

- совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, согласование слов в предложении)

- упражнять в употреблении слов антонимов.

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать артикуляционную, пальчиковую, мимическую моторику, слоговую структуру слова, фонематическое восприятие, зрительную память, фонематический анализ, навык чтения слогов.

3. Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать интерес к НОД, интерес к компьютеру, инициативность, самостоятельность, ответственность.

Для достижений поставленных целей была продумана презентация, которая и определила направленность НОД. Это была игра «В гостях у Маши» Построена она была таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес на протяжении всей образовательной деятельности. Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования ИКТ. На мой взгляд, ИКТ повышает качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции речи. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление ребёнка, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Характеристика логопедом ребёнка

Ребенку – ему 5 лет. Логопедический диагноз: ОНР (III уровня).  Псевдобульбарная дизартрия. Мальчик очень любознательный, способный, старательный.

Мотивировка отбора материала для данного занятия.

Отбор речевого и дидактического материала проведён в соответствии с программными требованиями, логопедическими принципами, индивидуальными и возрастными особенностями воспитанника.

Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных ребёнком на занятии.

Задания, предъявленные были посильны для него и выполнены без ошибок. В ходе занятия я чувствовала, что ребенок ориентирован на успех, на общение, он слышит меня, удерживает словесную инструкцию, работает в заданном, спокойном темпе.

Мотировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

Методы и приемы подобраны в соответствии с коррекционно-образовательными, коррекционно-развивающими и коррекционно-воспитательными задачами.

Основной метод – игровой. Также использовались и другие методы:

  • наглядный (презентация);
  • словесный (объяснения, правильное проговаривание в сочетании с показом, пояснения, указания, инструкции при выполнении практических заданий, вопросы разного характера);
  • практический;
  • образец речи педагога;
  • мотивации и поощрения (от лица педагога, игрового персонажа);
  • контроля и самооценки

Удовлетворённость или неудовлетворённость логопеда занятием (его отдельными частями).

Считаю, что занятие получилось интересным насыщенным, содержательным, логичным, последовательным.

Меры, намеченные логопедом по устранению отмеченных недостатков.

На занятии предполагалось совместное упражнение пальчиков с проговариванием слогов и с соблюдением интонационного рисунка. Но у воспитанника интонационный рисунок не получился, так как его темп речи очень медленный. Интонационную сторону речи у ребенка продолжить развивать на материале чистоговорок и стихов.

Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

Считаю, что цели и задачи были достигнуты.

Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Своё занятие я оцениваю на высоком уровне. Мне кажется, что я смогла отразить свой профессионализм, и творческий подход к своей профессии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Привет, Никита!

Слайд 2

Все ребята по порядку Утром делают зарядку Язычок наш хочет тоже На детишек быть похожим

Слайд 5

Помоги Маше добавить недостающие части слов и проговори их целиком. Картинки помогут справиться с заданием. У _ _ КАМЫ _ _ БАБУ _ _ _ МЕ _ _ _ КАРАНДА _ _ ШИ ШИ ШКА ШОК ШИ

Слайд 6

Положи в шкаф к Маше только одежду со звуком Ш

Слайд 8

Дорогу домой Маше преграждают слова со звуком Ш , назови их правильно и Маша сможет идти дальше.

Слайд 10

Помоги Маше перейти мостик. Подбери слова «наоборот». Маленький - большой Гладкий - шершавый Узкий - широкий Плохой - хороший

Слайд 11

А О У Ш

Слайд 12

Молодец Никита! До новых встреч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР. Тема: "Автоматизация звука Л в слогах"

   В процессе работы над коррекцией ОНР у дошкольников, разработала серию индивидуальных занятий, где сюжет и тема всего занятия соответствует лексической теме недели. В игровой форме...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему «Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья»

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему "Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья"...