Главные вкладки

    Игровые приёмы для развития артикуляционной моторики у дошкольников
    статья по логопедии (средняя группа) на тему

    Осепенкова Анастасия Андреевна

    Примерные задания по развитию артикуляционной моторики дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игровые приёмы для развития артикуляционной моторики у дошкольников

           Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

    Артикуляция [лат. articulare членораздельно разговаривать] - деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

    Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. Это может быть зубочелюстная патология, слишком большой или слишком маленький язык, короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка), расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба (ринолалия).

    Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие. В процессе коррекционного воздействия устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательным ощущением. Опора на зрительные и слуховые анализаторы, облегчающая воспроизведение требуемого движения или артикуляции.

    Артикуляционные игры

    • «Воздушный поцелуй» Поднесите ладонь к губам, губы вытяните трубочкой и чмокните ладошку. Отведите ладонь ото рта и покажите её.
    • «Покричим, как индейцы» Откройте рот и произнесите длительно звук: «А-а-а...», одновременно похлопывая ладонью по губам. В результате должен получиться прерывистый звук.
    • «Полакаем, как котята» Высовывайте изо рта и втягивайте обратно широкий язык, как будто лакаете.
    • «Шарик» Рот закройте, надуйте щёки и удерживайте их в таком положении несколько секунд. Если у ребёнка упражнение не получается, предложите ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри «надует» щёки. Затем слегка стукните кулачками по надутым щекам: «шарик лопнет» - воздух с шумом выйдет изо рта.
    • «Качели»Высуньте изо рта язык и совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянитесь языком то к носу, то к подбородку-так язычок «качается на качелях».
    • «Часики» Высуньте изо рта язык и совершайте им движения из одного угла рта к другому, как будто это маятник у часов.

    Упражнения на развитие мимики (выполнять у зеркала)

    Показать весёлого и грустного человечка или доброго и злого. Можно построить перед зеркалом смешные рожицы, как шаловливые обезьянки. «Огородное пугало». Показать, как испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»

    Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....

    Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста

    Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движени...

    Использование игровых приёмов для развития связной речи у дошкольников.

    Связная речь - это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связная речь включает в...

    Использование игровых приемов в развитии артикуляционной моторики

    Мастер-класс для педагогов ДОУ: Использование игровых приемов в развитии артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии....

    Презентация. Игровые приёмы в развитии артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией

    Цель: Коррекция речи дошкольников с помощью игровых приемов.Задачи:- воспитывать интерес у дошкольников к логопедическим занятиям через игровые приемы, способствующие их мотивации;- обеспечить благопр...

    ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

    Общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных комплексному изучению двигательных функций у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэт...

    Дидактический практикум для педагогов ДОУ по теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

    Дидактический практикум для педагогов ДОУпо теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»...