Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии по теме

Харитонова Светлана Викторовна

Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движений артикупяционного аппарата и закреплять представления об окружающем. Разнообразие игровых упражнений вызывает у детей положительные эмоции, поддерживает внимание и интерес, развивает мышление и воображение детей-дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artikulyatsionnoy_motoriki.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста.

    Одним из самых доступных средств формирования правильной, чистой речи детей дошкольного возраста является артикуляционная гимнастика. В условиях коррекционных образовательных учреждений артикуляционную гимнастику с детьми проводят не только логопеды, но и педагоги детского сада, не имеющие специального дефектологического образования.

    Уже в младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «часики», «качели», «трубочка», «улыбка», «грибок» и др.

    Вначале малышей учат выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Дети должны удержать артикуляционную позу в течение некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов.

    Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «почистим зубы», «вкусное варенье» и т.д. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом – перед зеркалом. Обращается внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз). Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка): «трубочка» - «улыбка», «лопата» - «иголочка» и т.д.

    Предлагаемые упражнения артикуляционной гимнастики связаны с изучаемыми лексическими темами, что позволяет согласовать  коррекционную работу по формированию правильного звукопроизношения с закреплением представлений об окружающем мире и очень удобно для повседневной работы с детьми. Игровая форма преподнесения материала позволяет активизировать внимание детей, воспитывает усидчивость и терпеливость.

    Выработка наиболее сложных артикуляционных позиций иногда требует большого количества повторений, а ничто так не утомляет ребенка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению даны разные названия. Например, положение «острого языка» - «иголочка» можно сравнить с сосулькой, иголками ежа, острым клювом, узкой дорожкой, тонким стебельком растения. Упражнения в надувании обеих щек также называется по-разному: «сердитый индюк», «щечки-яблочки», «самовар», «снеговик».

    Большой интерес вызывает у детей игровые упражнения, связанные с темой «Дикие животные». Здесь используются следующие виды артикуляционных упражнений: «лопата» - беличий хвостик, «иголочка» - иголки ежа, «часики» - лисичка машет хвостиком, «качели» - «зайка прыгает», «накажем непослушный язычок» - «медведь топает». Наряду с освоением или закреплением артикуляционных позиций дети закрепляют названия и характерные признаки диких животных.

    При выполнении артикуляционных упражнений необходимо соблюдать следующие методические требования:

- Для выработки устойчивых и прочных двигательных навыков артикуляционную гимнастику проводить ежедневно.

- При выполнении новых упражнений обязательно повторять знакомые упражнения артикуляционной гимнастики.

- Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут.

- Каждое упражнение выполнять не менее 1 минуты с постепенным увеличением темпа движений.

- Артикуляционную гимнастику следует проводить сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если ребенок выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, он должен предварительно увидеть правильный образец, показанный взрослым.

- Перед выполнением артикуляционных упражнений использовать упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, речевого, зрительного и слухового восприятия.

    Предложенные игровые упражнения артикуляционной гимнастики могут быть востребованы в практической деятельности не только логопедов, дефектологов, но и воспитателей дошкольных образовательных учреждений:

 «Птенчики» - поочередное открывание и закрывание рта и удерживание в течение некоторого времени в таком положении.

«Улыбка» - губы в улыбке, язык спокойно лежит за нижними резцами.

«Трубочка» - зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед, как при звуке «у».

«Шарик» - губы округлить и выдвинуть вперед.

«Лопата» - губы в улыбке, широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать его в таком положении некоторое время.

«Накажем непослушный язычок» - приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, пошлепать его губами, произнося «пя-пя-пя».

 «Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

«Иголочка» - узкий язык высунут вперед.

«Горка» - губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки поднимается до соприкосновения с верхними резцами.

«Качели» - губы в улыбке, широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней или: к верхним резцам и опускается к нижним.

«Часики» - губы в улыбке, движения языком вправо-влево.

«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке, широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

«Лошадка» - губы в улыбке, широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать.

«Чистим зубы» - рот открыт, губы в улыбке, круговые движения языком по верхним и нижним зубам.

«Вкусное варенье» - губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

«Маляр» - губы в улыбке, широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка вперед-назад (от зубов к горлу и обратно).

«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена.

«Пирожок» - рот открыт, губы в улыбке, широкий язык высунут, его боковые края поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина.

«Желобок» - губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка поднимаются, по средней линии языка образуется впадина.

«Барабан» - губы в улыбке, широкий язык ударяет за верхними зубами с произнесением «д-д-д».

«Болтушка» - рот открыт, губы в улыбке, производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая губу. Постепенно убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».

Игровые приемы для развития мелкой моторики

при изучении лексических тем.

Лексическая тема

Упражнения артикуляционной гимнастики

Семья

«Птенчики»

Любимые игрушки

«Улыбаемся игрушкам».

«Дудочка» - «трубочка».

«Мячик скачет» - «качели».

Осень

Чередование упражнений «трубочка» - «улыбка».

«Дождик» - покусывание широкого языка зубами.

«Листопад» - «качели».

Овощи

«Лопата».

«Копаем картошку» - «качели».

«Ровная грядка»  - язык спокойно лежит за нижними зубами.

Фрукты

«Щечки-яблочки».

«Круглый виноград» - «шарик».

«Банан» - «улыбка».

«Листики на дереве» - широкий кончик языка поднят к верхней губе.

Деревья. Грибы, ягоды

«Круглые ягоды» - «шарик».

«Вкусные ягоды» - круговое облизывание языком верхней и нижней губы.

«Грибок».

Одежда

«Большие и маленькие пуговицы» - «шарик» - «трубочка».

«Шитье на швейной машинке» - «барабан».

«Воротник с широкими и острыми краями» - «лопата»-  «иголочка».

«Белье на ветру» - «качели».

Дикие животные

«Пробираемся сквозь густой лес» - широкий язык  протискивается между зубами.

 «Беличий хвостик» - «лопата». «Иголки ежа» - «иголочка».

«Лиса машет хвостом» - «часики».

«Зайка прыгает» - «качели».

«Медведь топает» - «накажем непослушный язычок».

Домашние

животные

«Кошка сердится» - «горка» .

«Кошка лакает молоко».

«Кошка облизывается» - круговое облизывание губ широким кончиком языка.

«Собака машет хвостом» - «часики».

«Лошадка».

Зима (зимние забавы)

«Снеговик» - надувание щек.

«Сосулька» - «иголочка».

«Санки-ледянки» - «чашечка».

«Горка для катания» - «горка»

Мебель

«Язычок лежит на кровати» - язык лежит за нижними зубами.    

«Чистим зубы».

«Достаем книгу с верхней полки» - широкий кончик языка поднять на верхнюю губу.

«Вытираем пыль» - «часики».

Новогодний праздник «Елка»

«Улыбка».

«Иголочки на елочке» - «иголочка».

«Шары на елке» - «шарик».

«Шары качаются» - «качели».

Продукты питания

«Блинчик».

«Пирожок».

«Вкусное варенье».

Дикие птицы

«Разные клювы» - «лопата» - «иголочка».

«Птичка клюет зернышки» - покусывание широкого языка зубами.

«Птичка летает» - круговые движения языком по верхней и нижней губе.

Посуда

«Самовар» - надувание  обеих щек.

«Чашечка».

«Блюдце» - язык лежит на дне ротовой полости.

«Чистим зубы».

Домашние птицы

«Курочка клюет зернышки»- покусывание широкого языка зубами.

«Курочка пьет воду» - «качели».

«Сердитый индюк» - сильно надуть щеки; «болтушка».

Мамин праздник

«Мама шьет» - «иголочка».

«Мама испекла блинчики» - «блинчик».

 «Мама испекла пирожки» - «пирожок».

«Поцелуй».

Весна

«Сосулька тает» - чередование упражнений «иголочка», «лопата».

«Кругом лужи» - «часики».

«Капель стучит по крыше» - «барабан».

Транспорт

«Лодочка» - «желобок».

«Гребем веслами» - «часики».

«Машина едет по ровной дороге» - «лопата».

«Машина съезжает с горочки» - «горка».

«Машина объезжает гору» - круговые движения языком по верхней и нижней губе.

«Круглое окошко» - губы «трубочкой».

«Моем окна» - облизывание губ круговыми движениями языка.

«Красим потолок» - «маляр».

«Красим крыльцо» - рот закрыт, облизывание сначала верхних зубов, затем нижних, далее облизывание зубов по кругу.

«Укладываем полы» - язык лежит на дне ротовой полости.

Дома

Насекомые

«Жук ползет» - широкий язык медленно протискивается между зубами.

«Пчела летает» - облизывание губ круговыми движениями языка.

«Бабочка машет крыльями», «кузнечик прыгает» - «качели».

Цветы на лугу

«Цветок» - «чашечка».

«Лепестки цветка» - широкий кончик языка положить на нижнюю губу и убрать в рот (повторить несколько раз).

«Тонкий стебелек» - «иголочка».

«Бабочка летает вокруг цветка» - облизывание губ круговыми движениями языка.

Литература:

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб., 1999.

Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. - СПб., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

В данном материале представлены практические рекомендации для родителей по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях, используя сподручные материалы....

Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данно...

Методическая разработка . Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. На прогулку в сад фруктовый.

В презентации вы познакомитесь с рекомендациями по проведению упражнений  артикуляционной гимнастики. Используя презентацию, вы сможете в сказочной форме  сделать с детьми артикуляционную ги...

Методическая разработка. Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приключение Язычка в осеннем лесу.

Артикуляционная гимнастика в игровой, сказочной форме закрепит знания по лексической теме "Дикие животные".  Презентация  может быть  использована не только педагогами, но и родителями....

Буклет «Игры и упражнения на развитие в развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма при подготовки к  школьному обучен...

"Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики у детей дошкольников."

Авторский речевой материал в развитииартикуляционного аппарата у детей с нарушением речи....

Игровые упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляции и силы голоса у неслышащих детей младшего возраста.

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания и силы голоса у неслышащих дошкольников младшего возраста....