Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (средняя группа) по теме

Трясунова Татьяна Борисовна

Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данной здоровьесберегающей технологии, необходимость использования Сказок о Весёлом Язычке в контексте изучения лексических тем. Предлагается перечень нескольких Сказок, исходя из лексических тем 1 периода обучения для детей с ОНР в средней логопедитческой группе и представлена 1 Сказка "На прогулку в сад фруктовый" (по лексической теме: "Сад. Фрукты").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем

у дошкольников с общим недоразвитием речи                              

Трясунова Т.Б.

учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №25

Петродворцового района

Санкт-Петербурга                                            

В комплексной работе по коррекции речевых нарушений с детьми с общим недоразвитием речи развитие артикуляционного аппарата играет существенную роль.

Основываясь на ФГОС, у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольников. Данные компетенции предполагают, в том числе обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми [5].

Многолетняя практика работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи показала, что использование игровых приёмов способствует более эффективному развитию артикуляционного аппарата и помогает создавать эмоциональный настрой на коррекционных занятиях. Артикуляционная гимнастика, объединённая единым сюжетом, изложенная в виде «Сказок о Весёлом Язычке», успешно зарекомендовала себя как учебно-методическое пособие для педагогов и родителей (Поваляева М.А., Куликовская Т.А., Гусева Ю.В. и др.). В нашей логопедической практике данные сказки являлись большим помощником в работе, так как дети любят слушать придуманные истории, легче воспринимают задания (выполняют определённые артикуляционные позы), изложенные в рифмованных текстах.

Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы пришли к необходимости использования Сказок о Весёлом Язычке в контексте изучения лексических тем, ведь основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход [3]. Многократное повторение лексической темы позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников. Сказки о Весёлом Язычке, разработанные нами, позволяют, наряду с отработкой артикуляционных движений, достигнуть и другие задачи. А именно:

- повышение эмоциональности, активности и заинтересованности детей на занятии;

- формирование и совершенствование грамматического строя речи (так как происходит восприятие на слух правильно оформленных грамматических форм слов, изучаемых в ходе той или иной лексической темы);

- развитие слуховой памяти при разучивании отрывков из сказок;

- подготовка артикуляционного аппарата при выполнении упражнений для постановки и автоматизации звуков.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.    

Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются в зависимости от тех артикуляционных укладов, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику желательно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Упражнения в артикуляционную гимнастику вводятся постепенно, между ними необходим отдых. Артикуляционную гимнастику можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных. Сначала отрабатываются простые упражнения, потом более сложные. Важна эмоциональная подача сказки. Дети, оказываясь в сказочном пространстве, подражая героям, без психологического напряжения, совершенствуют свой речевой аппарат.

Многолетняя практика показала, что именно стихотворные тексты воспринимаются детьми лучше. Сначала дети внимательно слушают, потом договаривают рифму, а при повторном проигрывании сказки, уже запоминают стихотворные артикуляционные упражнения наизусть.

Использование артикуляционной гимнастики в виде стихотворных текстов является также частью здоровьесберегающих технологий, без которых невозможна работа современного дошкольного образовательного учреждения. А проблема сохранения и укрепления здоровья детей актуальна в настоящее время. Тем более, что дети с общим недоразвитием речи часто являются соматически ослабленными и нуждаются в дополнительном охранительном режиме.

Сказки о Весёлом Язычке можно и нужно рекомендовать не только педагогам, но и родителям, так как развитие артикуляционного аппарата нужно начинать как можно раньше. Дефекты произношения, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом, а артикуляционные упражнения помогают не только сформировать правильные артикуляционные уклады, но во многом преодолеть уже сложившиеся несовершенства. Когда родители хорошо освоят упражнения, может появиться  желание придумывать свои сказки. А может и у малыша проявится творчество и он начнёт сочинять. Основная наша задача – непринуждённо включить ребёнка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его.

Убеждены, что только при позитивном настрое на коррекционных занятиях мы сможем добиться многого: развить внимание, память, совершенствовать рече-двигательные навыки и добиваться только положительного результата.

Предлагаем рассмотреть перечень нескольких Сказок о Весёлом Язычке и раскрыть содержание некоторых из них, исходя из лексических тем 1 периода обучения для детей с ОНР средней логопедической группы:

1. Лексическая тема: «Осень» - «Приключение Язычка в осеннем лесу»

2. Лексическая тема: «Огород» - «В огород гулять пойдём…»

3. Лексическая тема: «Сад». «Фрукты» - «На прогулку в сад фруктовый»

4. Лексическая тема: «Лес». «Грибы и лесные ягоды» - «По грибы, по ягоды пойдём»

5. Лексическая тема: «Игрушки» - «Весело играем, никогда мы не скучаем!»

6. Лексическая тема: «Одежда» - «Модный магазин одежды»

7. Лексическая тема: «Обувь» - «Модный магазин обуви»

8. Лексическая тема: «Квартира», «Мебель» - «Тут диван, а там – комод…»

9. Лексическая тема: «Кухня», «Посуда» - «Сказка о правильной Федоре»

Вашему вниманию представляется одна из сказок о Весёлом Язычке. Описание артикуляционных упражнений можно найти в любой специальной литературе, поэтому приводим только названия упражнений (например, «воротики», «сладкое варенье» и др.)

Сказка «На прогулку в сад фруктовый» (по лексической теме: «Сад. Фрукты»)

Прекрасен наш фруктовый сад

В нём сливы есть и груши.

Приходит в сад наш Язычок,

Он сказку будет слушать.

«воротики»

Видит яблони и сливы

Вишни, груши есть в саду.

«часики»

Улыбается деревьям,

Фруктов много соберу!

«улыбка»

Сколько яблок наверху,

И внизу опали.

Много груш я соберу,

Чтобы не пропали!

«качели»

Сколько вишен, слив в саду,

Славный нынче урожай, -

Спелых, сочных, сладких фруктов

Не ленись, а собирай!

«сладкое варенье»

Подкрепился Язычок,

Отдохнуть в саду прилёг.

Стал широким, как лопатка.

Полежал он, отдохнул,

Ветер на него подул.

«лопата»

«вибрация»

После отдыха в саду

В корзину фруктов соберу.

«чашка»

Накрошу из них салат,

Фрукты кушать каждый рад!

После сделаю компот,

Угощу честной народ!

По ступенькам в дом пойду

Сок из яблок принесу.

«ступеньки»

Яблочный полезен сок,

Заготовим его впрок.

Вышла эта сказка сладкой,

Вкусной, сочной, ароматной.

«улыбка»

Привлечённость родителей является приоритетным для ФГОС дошкольного образования. Коррекционная работа даёт максимально высокий результат только в том случае, когда все участники педагогического процесса, имея общую цель, действуют согласованно. Такое активное сотрудничество и взаимодействие оказывает положительное влияние на коррекцию звукопроизношения и на общее развитие детей.

Литература:

1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки – СПб.:  КАРО, 2002.

2. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Волковой Л.С., Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.

3. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии. Сказки о Весёлом Язычке. Ростов-на Дону «Феникс», 2002.

5. Проект ФГОС дошкольного образования, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка . Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. На прогулку в сад фруктовый.

В презентации вы познакомитесь с рекомендациями по проведению упражнений  артикуляционной гимнастики. Используя презентацию, вы сможете в сказочной форме  сделать с детьми артикуляционную ги...

Методическая разработка. Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приключение Язычка в осеннем лесу.

Артикуляционная гимнастика в игровой, сказочной форме закрепит знания по лексической теме "Дикие животные".  Презентация  может быть  использована не только педагогами, но и родителями....

Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста

Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движени...

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...

Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.  В статье представлены теоретические аспекты формиров...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...