Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Рудикова Надежда Васильевна

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-predmety_slova-deystviya_slova-priznaki.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек»

Конспект НОД

«Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.»

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

                                                       Подготовила и провела:

                                                             учитель-логопед Рудикова Н.В.

 Губкин

2014 г.

Тема: «Путешествие в  Словоград»

Цель: 1. Закрепить понятия слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

            2. Расширить и уточнить словарь предметов, глаголов и признаков.

            3. Закрепить понятие «живое-неживое».

            4. Закрепить понятие – предложение.

            5. Совершенствование грамматического строя речи.

 6. Тренировать детей в составлении простого распространённого предложения с опорой на схему.

 7. Воспитывать самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: клубочек ниток,  мяч, книги Слов, предметные картинки (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки), презентация «Путешествие в Словоград», проектор.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

Л:- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Вспомните, что говорят радушные  хозяева, когда  встречают гостей?

Д:- Здравствуйте!

Л:- Молодцы! Вы очень вежливые ребята, потому что пожелали всем здоровья. А ещё давайте подарим   нашим гостям и друг другу хорошее настроение:

-Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

Гостям и  друг другу улыбнёмся.

2. Игра «Назови своё имя ласково»:

Л: - А наш волшебный клубочек ещё крепче сделает вашу дружбу и поможет вам назвать своё имя ласково.

Д: - Меня зовут Настенька. Меня зовут Анечка…

Л:- Наш волшебный клубочек помог вам стать ещё добрее и крепко связал вас ниточками доброты, взаимопомощи. Помните об этом и не забывайте помогать друг другу в трудную минуту.

3. Сообщение темы занятия: (слайд 2)

Л: - Ой, ребята, посмотрите, пока мы играли, нам пришло видеописьмо. Его прислала  Королева слов – Предложение. Наверное, что-то случилось, посмотрим  его?

Д: - Да.

(слайд 3)

Королева слов - Предложение:

- Ой, беда, беда, беда!  

Разбежались все слова.

Без слов исчезнуть я могу,
Вам  говорить не помогу.
Скорей слова вы  отыщите

И в мою книгу   соберите!

Сумеем мы их подружить,

Красиво будем говорить!

Я буду очень, очень ждать

Хочу скорее всех обнять.

 Л: - Ну что ж, поможем  Предложению  собрать и подружить слова?

Д: Да!

Л: - Тем более, что сделать это не так уж и сложно.

Их найти можно везде,

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

И сегодня, ребята, мы не только поможем Предложению найти слова, но и  вспомним, какие они бывают и за что отвечают? И узнаем, что получится, если слова подружатся?

Я предлагаю вам занять свои места в  автобусе и отправиться в путешествие в    Словоград. Вы готовы?

Д: - Да. (слайд 4)

4. Игра «Живое-неживое».

Л:- Путь нам предстоит неблизкий, но в игре время всегда пролетает быстро.  

Мяч лови и мяч бросай,

Живой иль неживой предмет называй:

- девочка, мяч, рыбка, зайчик, медведь, малина, солнышко.

Вывод:

Л: Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах?

Д: - Что это?

Л: - А о живых?

Д: - Кто это?

5. Закрепление понятия «слова-предметы». Игра «Кто? Что?»

Л: (слайд 5) - Вот мы и приехали в Словоград.

- Что мы видим на полянке?  (слайд 6)

Д: - Слова.

Л: - Что называют  этими словами?

Д: - Различные предметы.

Л:- Правильно. Это слова-предметы Кто и Что. Они так развеселились, что перепутали все слова. Нужно помочь им навести порядок (слайд 7).

 - Ой, ребята, а куда же они исчезли? Посмотрите, они не спрятались  в ваших книгах?

Д: - Да, они здесь.

Л: Вот озорники! Придётся вам самим решать, какие слова Кто и Что отдать. Посмотрите ещё раз на полянку. (слайд 8)

Д: Кто?  Ёж.

Д: Что?  Малина.  

 (дети получают картинку-слово с полянки и кладут её в книгу слов).

Л: - Молодцы, все слова-предметы на своём месте, и нам пора  отправляться дальше.

6. Закрепление понятия слова-действия (слайд 9).

Л: - Ой, ребята, посмотрите, какой-то знак преграждает нам путь? Как вы думаете, какие слова мы можем встретить на этой поляне?

 Д: Слова-действия.

Л: - Давайте посмотрим (слайд 10). Какие слова-действия вы видите на этой полянке?

Д: - Скачет, катится, плывёт, сидит…

7. Упражнение в умении задавать вопрос к слову-действию.

Игра «Спроси-ответь»:

Л:- Я предлагаю вам поиграть в игру «Спроси-ответь». Посмотрите на полянку ещё раз (слайд 11).

-  Один – спрашивает, другой – отвечает. А потом наоборот.

Д: - Рыбка что делает?

Д:- Плавает.

Д:- Мяч, что делает?

Д:- Катится.

(дети получают пиктограмму – действие и кладут её в книгу слов).

Л: - Какой вопрос  вы задавали  к словам- действиям?

Д:- Что делает?

Л:- Правильно. Как вы думаете, может королева слов Предложение обойтись без них?

Д: - Нет.

Л: - Молодцы!  Я предлагаю вам  немного размяться, а какие- то слова  нам помогут  это сделать.

8. Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Л: - Какие слова помогли нам отдохнуть?

Д: - Слова-действия.

Л: - Ну, что ж, теперь можно отправляться дальше

9. Закрепление понятия слова-признаки. Согласование прилагательных с существительными в роде и  числе в И. п. (слайд 12).

- Ребята, посмотрите, какое всё красивое, разноцветное, яркое. Давайте соберём в книгу слова, которые могут раскрасить предметы.  Солнышко какое?

(Логопед  даёт детям за ответ цветной квадратик, который они помещают в книгу слов).

Д: - Жёлтое.

Л: - Одуванчики какие?

Д: - Жёлтые.

Л: - Облако какое?

Д: - Белое.

Л: - Ромашки какие?

Д: - Белые.

Л: - Роза какая?

Д: - Красная.

Л: - Какие слова помогли назвать цвет предметов?

Д: - Слова-признаки.

10. Игра «Волшебная перчатка»: (слайд 13)

Л: - А теперь, ребята, давайте оденем свою волшебную перчатку и потрогаем предметы.  Облако какое?

Д:- Мягкое, пушистое.

Л:- Ёжик какой?

Д:- Колючий.

Л:- Овечка какая?

Д:- Мягкая, тёплая.

Л:- Как я задавала вопрос  об этих предметы?

Д:- Какой? Какая? Какое?

Л: - Значит, где-то неподалёку должны быть слова-признаки. Мы обязательно должны их найти, потому что королева Предложение их очень ждёт.

11.  Закрепление умения подбирать слова-признаки к предмету (слайд 14).

Л:-  А вот и Зайка. Но он плачет. Зайка, почему ты плачешь?  

З: - Потому что я некрасивый.

Л:- Ребята, нужно Заиньке как-то помочь! Давайте подберём для него самые красивые слова.

Д:- Серенький, пушистый, милый…   (слайд 15)

Л:- Посмотрите, каким счастливым и весёлым стал зайчик! Какие слова помогли вам его украсить?

Д: - Слова-признаки.

Л: - Отправляйте их скорее в нашу книгу, потому что    королеве слов  -  Предложению тоже очень нужны красивые слова.

12. Закрепление понятия -  предложение: (слайд 16)

Л:-  Вот и мы пришли на полянку, на которой нас должна ждать королева слов – Предложение. Но почему- то её нет? Посмотрите в книгу слов, какие слова мы собрали для Предложения?

Д: - Слова - предметы, слова-действия, слова-признаки.

Л: - Как вы думаете, ребята, а сможем мы помочь Предложению, если слова не подружатся?  

Д: - Нет.

Л: - Послушайте: Мяч, девочка, разноцветным, играть. Это предложение?

Д: - Нет.

Л: - Почему?

Д: - Потому что  нужно поставить слова по порядку.

13. Составление простого распространённого предложения с опорой на схему.

Л: (слайд 17) - А эта волшебная лесенка  поможет вам это сделать. Посмотрите, слова встали по порядку, значит,  скоро появится их королева -  Предложение. Давайте посмотрим в книгу слов и попробуем составить предложение с вашими словами.

Д: - Ёжик несёт красное яблоко.

Д: - Заяц грызёт оранжевую морковку.

14. Итог:

Л: - А вот и королева – Предложение. Посмотрите, какая она красивая!

Но нам пора отправляться  домой  (слайд 18). Какие слова мы собрали для  Предложения?

Д: - Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Л: - Что  сделали слова, чтобы появилось Предложение?

Д: - Стали по порядку.

Л: - И  королева Предложение дарит вам свою книгу слов, чтобы вы могли  чаще с ней встречаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Слово - предмет, слово - действие.

Познакомить детей с понятием слово - предмет, слово - действие. Учить составлять предложения по схеме. развивать память, речь, мышление....

Занятие по грамоте для подготовительного к школе возраста. Тема " Слова-предметы. Слова-действия. Умение задавать к ним вопросы"

В данном конспекте сформулированы цель и программные задачи учебной деятельности с подробным описанием заданий и игр....

Тема: «Слова-предметы. Слова-действия. Знакомство с предложением»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы, знакомящий с понятием слова-предметы, слова-действия, предложение....

Лексическая тема "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Рекомендации для родителей подготовительной группы по закреплению лексической темы "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"....