Главные вкладки

    Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Рудикова Надежда Васильевна

    Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл slova-predmety_slova-deystviya_slova-priznaki.docx31.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек»

    Конспект НОД

    «Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.»

    в старшей группе компенсирующей направленности

    для детей с ТНР

                                                           Подготовила и провела:

                                                                 учитель-логопед Рудикова Н.В.

     Губкин

    2014 г.

    Тема: «Путешествие в  Словоград»

    Цель: 1. Закрепить понятия слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

                2. Расширить и уточнить словарь предметов, глаголов и признаков.

                3. Закрепить понятие «живое-неживое».

                4. Закрепить понятие – предложение.

                5. Совершенствование грамматического строя речи.

     6. Тренировать детей в составлении простого распространённого предложения с опорой на схему.

     7. Воспитывать самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимания, доброжелательности.

    Оборудование: клубочек ниток,  мяч, книги Слов, предметные картинки (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки), презентация «Путешествие в Словоград», проектор.

    Ход НОД:

    1. Организационный момент:

    Л:- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Вспомните, что говорят радушные  хозяева, когда  встречают гостей?

    Д:- Здравствуйте!

    Л:- Молодцы! Вы очень вежливые ребята, потому что пожелали всем здоровья. А ещё давайте подарим   нашим гостям и друг другу хорошее настроение:

    -Собрались все дети в круг

    Я - твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся,

    Гостям и  друг другу улыбнёмся.

    2. Игра «Назови своё имя ласково»:

    Л: - А наш волшебный клубочек ещё крепче сделает вашу дружбу и поможет вам назвать своё имя ласково.

    Д: - Меня зовут Настенька. Меня зовут Анечка…

    Л:- Наш волшебный клубочек помог вам стать ещё добрее и крепко связал вас ниточками доброты, взаимопомощи. Помните об этом и не забывайте помогать друг другу в трудную минуту.

    3. Сообщение темы занятия: (слайд 2)

    Л: - Ой, ребята, посмотрите, пока мы играли, нам пришло видеописьмо. Его прислала  Королева слов – Предложение. Наверное, что-то случилось, посмотрим  его?

    Д: - Да.

    (слайд 3)

    Королева слов - Предложение:

    - Ой, беда, беда, беда!  

    Разбежались все слова.

    Без слов исчезнуть я могу,
    Вам  говорить не помогу.
    Скорей слова вы  отыщите

    И в мою книгу   соберите!

    Сумеем мы их подружить,

    Красиво будем говорить!

    Я буду очень, очень ждать

    Хочу скорее всех обнять.

     Л: - Ну что ж, поможем  Предложению  собрать и подружить слова?

    Д: Да!

    Л: - Тем более, что сделать это не так уж и сложно.

    Их найти можно везде,

    И на небе, и в воде.

    На полу, на потолке,

    На носу и на руке.

    И сегодня, ребята, мы не только поможем Предложению найти слова, но и  вспомним, какие они бывают и за что отвечают? И узнаем, что получится, если слова подружатся?

    Я предлагаю вам занять свои места в  автобусе и отправиться в путешествие в    Словоград. Вы готовы?

    Д: - Да. (слайд 4)

    4. Игра «Живое-неживое».

    Л:- Путь нам предстоит неблизкий, но в игре время всегда пролетает быстро.  

    Мяч лови и мяч бросай,

    Живой иль неживой предмет называй:

    - девочка, мяч, рыбка, зайчик, медведь, малина, солнышко.

    Вывод:

    Л: Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах?

    Д: - Что это?

    Л: - А о живых?

    Д: - Кто это?

    5. Закрепление понятия «слова-предметы». Игра «Кто? Что?»

    Л: (слайд 5) - Вот мы и приехали в Словоград.

    - Что мы видим на полянке?  (слайд 6)

    Д: - Слова.

    Л: - Что называют  этими словами?

    Д: - Различные предметы.

    Л:- Правильно. Это слова-предметы Кто и Что. Они так развеселились, что перепутали все слова. Нужно помочь им навести порядок (слайд 7).

     - Ой, ребята, а куда же они исчезли? Посмотрите, они не спрятались  в ваших книгах?

    Д: - Да, они здесь.

    Л: Вот озорники! Придётся вам самим решать, какие слова Кто и Что отдать. Посмотрите ещё раз на полянку. (слайд 8)

    Д: Кто?  Ёж.

    Д: Что?  Малина.  

     (дети получают картинку-слово с полянки и кладут её в книгу слов).

    Л: - Молодцы, все слова-предметы на своём месте, и нам пора  отправляться дальше.

    6. Закрепление понятия слова-действия (слайд 9).

    Л: - Ой, ребята, посмотрите, какой-то знак преграждает нам путь? Как вы думаете, какие слова мы можем встретить на этой поляне?

     Д: Слова-действия.

    Л: - Давайте посмотрим (слайд 10). Какие слова-действия вы видите на этой полянке?

    Д: - Скачет, катится, плывёт, сидит…

    7. Упражнение в умении задавать вопрос к слову-действию.

    Игра «Спроси-ответь»:

    Л:- Я предлагаю вам поиграть в игру «Спроси-ответь». Посмотрите на полянку ещё раз (слайд 11).

    -  Один – спрашивает, другой – отвечает. А потом наоборот.

    Д: - Рыбка что делает?

    Д:- Плавает.

    Д:- Мяч, что делает?

    Д:- Катится.

    (дети получают пиктограмму – действие и кладут её в книгу слов).

    Л: - Какой вопрос  вы задавали  к словам- действиям?

    Д:- Что делает?

    Л:- Правильно. Как вы думаете, может королева слов Предложение обойтись без них?

    Д: - Нет.

    Л: - Молодцы!  Я предлагаю вам  немного размяться, а какие- то слова  нам помогут  это сделать.

    8. Физминутка.

    Покачайтесь, покружитесь,

    Потянитесь, распрямитесь,

    Приседайте, приседайте,

    Пошагайте, пошагайте,

    Глубоко теперь вздохните,

    Сядьте тихо, отдохните.

    Л: - Какие слова помогли нам отдохнуть?

    Д: - Слова-действия.

    Л: - Ну, что ж, теперь можно отправляться дальше

    9. Закрепление понятия слова-признаки. Согласование прилагательных с существительными в роде и  числе в И. п. (слайд 12).

    - Ребята, посмотрите, какое всё красивое, разноцветное, яркое. Давайте соберём в книгу слова, которые могут раскрасить предметы.  Солнышко какое?

    (Логопед  даёт детям за ответ цветной квадратик, который они помещают в книгу слов).

    Д: - Жёлтое.

    Л: - Одуванчики какие?

    Д: - Жёлтые.

    Л: - Облако какое?

    Д: - Белое.

    Л: - Ромашки какие?

    Д: - Белые.

    Л: - Роза какая?

    Д: - Красная.

    Л: - Какие слова помогли назвать цвет предметов?

    Д: - Слова-признаки.

    10. Игра «Волшебная перчатка»: (слайд 13)

    Л: - А теперь, ребята, давайте оденем свою волшебную перчатку и потрогаем предметы.  Облако какое?

    Д:- Мягкое, пушистое.

    Л:- Ёжик какой?

    Д:- Колючий.

    Л:- Овечка какая?

    Д:- Мягкая, тёплая.

    Л:- Как я задавала вопрос  об этих предметы?

    Д:- Какой? Какая? Какое?

    Л: - Значит, где-то неподалёку должны быть слова-признаки. Мы обязательно должны их найти, потому что королева Предложение их очень ждёт.

    11.  Закрепление умения подбирать слова-признаки к предмету (слайд 14).

    Л:-  А вот и Зайка. Но он плачет. Зайка, почему ты плачешь?  

    З: - Потому что я некрасивый.

    Л:- Ребята, нужно Заиньке как-то помочь! Давайте подберём для него самые красивые слова.

    Д:- Серенький, пушистый, милый…   (слайд 15)

    Л:- Посмотрите, каким счастливым и весёлым стал зайчик! Какие слова помогли вам его украсить?

    Д: - Слова-признаки.

    Л: - Отправляйте их скорее в нашу книгу, потому что    королеве слов  -  Предложению тоже очень нужны красивые слова.

    12. Закрепление понятия -  предложение: (слайд 16)

    Л:-  Вот и мы пришли на полянку, на которой нас должна ждать королева слов – Предложение. Но почему- то её нет? Посмотрите в книгу слов, какие слова мы собрали для Предложения?

    Д: - Слова - предметы, слова-действия, слова-признаки.

    Л: - Как вы думаете, ребята, а сможем мы помочь Предложению, если слова не подружатся?  

    Д: - Нет.

    Л: - Послушайте: Мяч, девочка, разноцветным, играть. Это предложение?

    Д: - Нет.

    Л: - Почему?

    Д: - Потому что  нужно поставить слова по порядку.

    13. Составление простого распространённого предложения с опорой на схему.

    Л: (слайд 17) - А эта волшебная лесенка  поможет вам это сделать. Посмотрите, слова встали по порядку, значит,  скоро появится их королева -  Предложение. Давайте посмотрим в книгу слов и попробуем составить предложение с вашими словами.

    Д: - Ёжик несёт красное яблоко.

    Д: - Заяц грызёт оранжевую морковку.

    14. Итог:

    Л: - А вот и королева – Предложение. Посмотрите, какая она красивая!

    Но нам пора отправляться  домой  (слайд 18). Какие слова мы собрали для  Предложения?

    Д: - Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

    Л: - Что  сделали слова, чтобы появилось Предложение?

    Д: - Стали по порядку.

    Л: - И  королева Предложение дарит вам свою книгу слов, чтобы вы могли  чаще с ней встречаться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация Слово - предмет, слово - действие.

    Познакомить детей с понятием слово - предмет, слово - действие. Учить составлять предложения по схеме. развивать память, речь, мышление....

    Занятие по грамоте для подготовительного к школе возраста. Тема " Слова-предметы. Слова-действия. Умение задавать к ним вопросы"

    В данном конспекте сформулированы цель и программные задачи учебной деятельности с подробным описанием заданий и игр....

    Конспект НОД "Слова-признаки и слова-действия"

    Конспект занятия по обучению грамоте "Слова" (обобщение)....

    Тема: «Слова-предметы. Слова-действия. Знакомство с предложением»

    Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы, знакомящий с понятием слова-предметы, слова-действия, предложение....