Главные вкладки

    Тема: «Слова-предметы. Слова-действия. Знакомство с предложением»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Созонова Ирина Анатольевна

    Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы, знакомящий с понятием слова-предметы, слова-действия, предложение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gramota.docx16.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Слова-предметы. Слова-действия. Знакомство с предложением»

    Цель: Формировать понятия «слова-предметы», «слова-действия», «предложение».
    Задачи:

    • учить различать слова, обозначающие живые и неживые предметы; задавать к ним вопрос «Кто?», «Что?»
    • учить дифференцировать слова-предметы и слова–действия;
    • познакомить с графическим обозначением предложения;
    • учить точно отвечать на поставленный вопрос одним словом;
    • развивать графо-моторные навыки;
    • развивать внимание, память, мышление.

    Оборудование:

    • полоски для схем предложений каждому ребенку (2 уголка, 2 точки, 4полоски)  и для работы у доски;
    • сюжетная картинка «Посадка деревьев»;
    • желтый магнит;
    • мяч;
    • предметные картинки с живыми и неживыми предметами;
    • тетради в крупную клетку, простые карандаши, желтый карандаш;
    • желтые кружочки из математического набора.

    Ход занятия

    1.Орг. момент
    Дети стоят у своих столов.
    Л.: поднимите правую руку, спрячьте левое ухо, погладьте левую щеку, топните правой ногой, закройте левый глаз.

    2.Упр. «Предмет и слово»
    Л.:
    Нас окружают разные предметы: окно, штора, доска и т.д. А теперь вы по очереди покажите и назовите окружающие вас предметы.
    - Вывод: когда мы называем предмет, то произносим слово.

    3.Упр. «Сосчитай слова»
    Л.:
    Слушайте и считайте, сколько слов я произнесу. Сколько слов я произнесу, столько полосок  вы и положите перед собой (поднимите столько же пальцев).
    - Машина. Сколько слов я произнесла?
    - Окно, книга. Сколько слов я произнесла? Какое первое (второе) слово?
    - Доска, часы, дверь. Сколько слов я произнесла? Какое первое (второе, третье) слово?

    4.Упр. «Живое-неживое»
    Л.:
    Все предметы делятся на живое и неживое. Попросить  детей назвать живые и неживые предметы в группе (мальчик, девочка, воспитатель, няня, стул, стол, игрушки).

    Л.: Про каждый предмет можно спросить. Слушайте, как я буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом.

    Что это? (стул, шкаф)
    Кто это? (логопед, воспитатель)
    - Вывод: про живое спрашиваем «Кто это?», про неживое «Что это?»

    Динамическая пауза.

    1.Дети выходят на ковер и выстраиваются в шеренгу. По одному подходят к логопеду, берут картинку и спрашивают про изображенный предмет.
    2.Игра
    «Живое – беги, неживое – замри».
    Дети бегут по кругу, а логопед (воспитатель) называет предметы: живые дети – продолжают бег, неживые – останавливаются.

    4.Слова-действия

    Л.: Все предметы могут что-то делать.
    Покатить мяч. Мяч что делает? Катится.
    Подуть на ватку. Вата что делает? Летит.
    Логопед прыгает. Я что делаю? Прыгаю
    - Вывод: каждый предмет может совершать действие, т.е. что-то делать. Когда мы называем действие – мы произносим слово (Слово-действие)

    5.Упр. «Что делает?»
    Л.:
    Я буду спрашивать про действия разных предметов. Вы отвечайте одним словом.
    Самолет. Что делает? (летит)
    Лягушка. Что делает? (квакает, прыгает)
    И т.д. со словами: корабль, машина, ветер, птица, собака,  кошка, дождь, солнце, мяч, телефон, певец и др.
    Л.: Как я спрашивала про действия предметов? Про действия предметов мы спрашиваем « Что делает? Что делают?»

    Физ. минутка.
    Поднимаем плечики,
    Прыгайте кузнечики,
    Мы ногами – топ-топ,
    Мы руками – хлоп-хлоп,
    Мы плечиками – чик-чик,
    Мы глазами – миг-миг.
    6.Учимся составлять предложения

    Л. Что это? (Показать мяч, уронить его на пол) Скажите, что с ним случилось? (Мяч упал). Сколько слов мы сказали о мяче? (Два). Назовите первое слово. Назовите второе слово. Скажи сразу два слова. (Мяч упал). Получилось предложение из двух слов.
    Мы это предложение сейчас выложим схемой. 1-е слово – уголок, 2-е слово – полоска. Предложение всегда закрывает, как на замок, точка. ( ___  ___.) Найдите слово-действие. Над ним я прикреплю магнитик.

    - Даша, подними мяч. Что Даша сделала? (Даша подняла мяч.) Сосчитаем, сколько слов мы сказали? Назовите первое слово, второе слово, третье слово.

    Давайте опять предложения обозначим схемой. (Выкладывание схем).
    - Соберите в кучки уголки и полоски.

    7. Обобщение понятия предложение.
    Л.:
    Посмотрите на картинку. Послушайте, я говорю правильно или нет?
    Девочка, сажать, дерево. (Нет) Слова, которые я сказала, не дружат друг с другом. У меня не получилось предложение.
    - Скажите правильно про девочку.
    (Девочка сажает дерево)
    Сосчитайте, сколько слов в предложении. Выложите схему. Найдите слово-действие и сверху положите желтый кружочек.
    Также и про мальчика. (Мальчик, копать, земля).

    - Вывод: если подружить слова, то получается предложение. Предложение выражает законченную мысль.
    8. Работа в тетради.
    Графическое обозначение: уголок, полоска.

    Итог занятия.
    Мы узнали, что такое слова-предметы и слова – действия. Научились из этих слов составлять предложения и выкладывать схему предложения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по теме: " Слова - предметы "

    Этот конспект поможет педагогам и родителям объяснить детям какие есть слова в русском языке и подготовить к обучению в школе....

    Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

    Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

    Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

    Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

    Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

    Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

    Презентация Слово - предмет, слово - действие.

    Познакомить детей с понятием слово - предмет, слово - действие. Учить составлять предложения по схеме. развивать память, речь, мышление....

    Занятие по грамоте для подготовительного к школе возраста. Тема " Слова-предметы. Слова-действия. Умение задавать к ним вопросы"

    В данном конспекте сформулированы цель и программные задачи учебной деятельности с подробным описанием заданий и игр....