Виды гимнастик в коррекционной работе
консультация по логопедии

Христофорова Наталья Александровна

Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_gimnastik_konsult_bez_foto.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.

Проводится артикуляционная гимнастика с детьми как индивидуально, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях систематически, чтобы сформированные навыки закрепились.

Рекомендуется  заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут, поэтому рекомендую воспитателям проводить артикуляционные упражнения в утреннее и вечернее время. Вначале упражнения выполняются перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и взрослого. В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала.

Необходимо следить, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко. Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал.

В случае затруднений на начальном этапе я помогаю ребенку выполнять те или иные движения, используя шпатель или чистыми руками удерживая язык, губы или нижнюю челюсть.

Количество повторений артикуляционных упражнений варьируется в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка в среднем от 3-5 до 7-10 повторений.

Статическая нагрузка так же может увеличиваться по мере повышения двигательных возможностей ребенка.

Если вначале можно ограничить удержание артикуляционного положения под счет от 1 до 2, то со временем, по мере того как окрепнут мышцы, счет увеличивается до 5,7 - 10.

Артикуляционная гимнастика в основном проводится сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо взрослого. Лицо должно быть хорошо освещено.

Я тщательно слежу за качеством выполнения каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Работа организую следующим образом:

  1. Рассказываю о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показываю способ выполнения упражнения.
  3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а я проверяю правильность выполнения.
  4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнения движения. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.

Подходить к каждому упражнению надо индивидуально, но не стоит форсировать события. Добиваясь освоения трудного упражнения в короткие сроки.

Провожу артикуляционную гимнастику в игровой форме, подражая, соревнуясь или изображая кого-либо. Такая постановка задачи создает веселый настрой у ребенка и облегчает процесс выполнения упражнения. Например, при выполнении упражнения «Лягушка» (губы в широкой улыбке, сомкнутые зубы видны) я показываю картинку с изображением лягушки, читаю стихотворение: «Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам» и предлагаю ребенку изобразить лягушку, у которой рот до ушей.

 При выполнении упражнения «Хоботок» (губы вытянуты вперед «трубочкой») показываю картинку слона, читаю про него стихотворение.

Примеры стихотворных текстов для артикуляционных упражнений:

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

                       (упр. «Лопатка», «Блинчик»)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

                        (Упр. «Иголочка» - «Лопаточка»)

А потом пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

                         (Упр. «Язычок перешагивает через зубы»)

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

                         (Упр. «Маляр»)

Гвозди, молоток и клещи-

Нужные в работе вещи.

Молоток стучит: «Тук-тук!

Язычку я лучший друг».

                           (Упр. «Автомат»)

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела-

И снова за дело.

У каждого упражнения в соответствии с выполняемым действием есть название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы - «Качели»), к нему я подбираю картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Необходимо так же приучать детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий.

При подготовке артикуляционного аппарата к постановке какого-либо звука или группы звуков, выполняются артикуляционные упражнения объединенные в комплексы, предназначенные для выработки артикуляционного уклада какой-либо  группы звуков или отдельных звуков (комплекс для свистящих, шипящих, сонорных (л, ль и р, рь) звуков). Каждый комплекс готовит определенные движения  и положение губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, т.е. все, что необходимо для правильного образования звуков.

Существуют комплексы артикуляционных упражнений для отрабатывания основных движений и положений губ и языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков, которые мы используем в начале учебного года перед подготовкой к постановке звуков.

Примерный комплекс основных артикуляционных упражнений:

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3.Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

5.Язык широкий.

6.Язык узкий.

7.Чередование положений языка:  широкий  -  узкий.

8.Подъём языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх - вниз.

10.Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта - приближать к передним нижним резцам.

Примерный комплекс артикуляционных упражнений для шипящих (ш, ж, ч, щ)

1. «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

2. «Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

3. «Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

4. «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания.

- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

5. «Приклей конфетку»

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Комплексы артикуляционных упражнений я преподношу детям как в виде отдельных упражнений, имеющих названия не взаимосвязанные между собой, так и в виде сказок, где события сопровождаются определенными артикуляционными упражнениями, соответствующими сюжету сказки (сказка «О веселом язычке», «Приключения язычка», «У бабушки с дедушкой»). Для поддержания интереса детей к выполнению упражнений и положительного эмоционального фона, я проиллюстрировала логопедическую сказку о веселом язычке и оформила ее в виде альбома. Сказка знакомит ребенка с органами артикуляционного аппарата, учит выполнять основные упражнения.

     Пример логопедической сказки.

Сказка о веселом язычке.

(может быть использована для выработки артикуляционного уклада звуков Р, РЬ)

     Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Догадайтесь, что это за домик?

В домике этом

Красные двери,

Белые звери

Сидят у дверей.

Любят зверюшки

Конфетки и плюшки.

     Правильно, это домик - рот. Двери в домике то открываются, то закрываются - вот так (рот открыт, рот закрыт).

     Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать. Язычок открыл широко дверь, выглянул на улицу (язык широкий , «лопаточкой») . Посмотрел наверх - светит ли солнышко, потом посмотрел вниз - нет ли луж на земле (упр. «Качели»). Заглянул под крылечко (широкий язычок вставить между губой и зубами). Осмотрелся, увидел качели и побежал на них покататься. Смело  вверх-вниз (широкий язык прикасается к бугоркам за верхними зубами, затем к бугоркам за нижними зубами, рот открыт). Все выше взлетают качели.

На качелях я катаюсь,

Вверх - вниз, вверх - вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом  - вниз.

        (Широким языком прикасаться к бугоркам за нижними зубами, затем поднимать язык вверх к мягкому небу).

Затем увидел маляра,

Красить потолок пора,

Стала кисточка плясать,

Нам потолочек не узнать.

                      (упр. «Маляр»)

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

                      (упр. «Чьи зубы чище»)

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Он с лошадкой погуляет,

                       (упр. «Лошадка»)

И грибов насобирает,

                        (упр. «Грибочек»)

На гармошке он сыграет

И песенку споет:

«На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу».

                            (упр. «Гармошка»)

А потом попляшет.

                             (упр. «Щелкать кончиком языка»)

         Язычок наш много сделал дел, пел и танцевал. Очень сильно он устал. Чтобы сил больше набрать, решил он поесть вкусного варенья. Варенье сладкое, душистое, ароматное. Испачкалась верхняя губа, надо ее облизать (упр. «Вкусное варенье»).

          Язычок поел, лег на диван, включил телевизор и увидел на зеленой поляне индюшат и жеребят. Жеребята скачут по поляне, играют, резвятся (упр. «Фырканье»), а малышата-индюшата весело болбочут: бл-бл-бл (упр. «индюк»). Переключил язычок телевизор на другую программу. На экране - цирк. Искусные фокусники показывают фокусы (упр. «Фокус»). Веселые клоуны соревнуются в стрельбе по воздушным шарам. «Т-т» - есть попадание! (упр. «Автомат»). А вот и барабанщиков отряд, звонко палочки стучат: «д-д» (упр. «Барабан-1»). Дробь веселая слышна: «да-ды» (упр. «Барабан-2»). Посмотрел язычок телевизор, и захотелось ему спать. Выключил телевизор. Дверь он запер на замок. Лег в кроватку и умолк.

Дыхательная гимнастика.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной  частью речи является дыхание.

Физиологическое дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать  в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный, поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длинны фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с постепенным удлиненным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.

Методические рекомендации:

При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3-5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций.

Необходимо контролировать сопутствующие движения, а именно не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания вперед шеи при выдохе. Одежда ребенка не должна стеснять его движения. Помещение должно быть хорошо проветренным. Осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя.

В ДОУ дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

У детей дошкольного возраста механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.

У детей 3-4 лет жизни слова и фразы могут произноситься как на выдохе, так и на вдохе или в перерыве между вдохом и выдохом. Поэтому нередко отмечается «захлебывающаяся» речь.

У детей 5-6 лет механизм координации дыхания и артикуляции во время речи еще в стадии формирования, но начало произнесения слов и короткой фразы совпадает с началом выдоха. Хотя на произнесении всей фразы (из 4-5 слов) выдоха не достаточно. Ребенок в середине фразы производит добор, т.е. дополнительный поверхностный вдох. Механизм координации дыхания, фонации и артикуляции в процессе речи формируется к 10 годам. Таким образом, речевое дыхание развивается, стабилизируется от 7 до 10 лет. Диафрагмально-реберное дыхание обеспечивает комфортное речевое дыхание.

 Тренировку диафрагмального дыхания я с детьми старшей логопедической группы начинала в положении ребенка лежа, т.к. мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание  устанавливается спонтанно.

Примеры дыхательных упражнений.

Упражнение 1.

Ребенок в положении лежа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается).

Упражнение 2.

И.п. то же. Вдох-выдох осуществляется через рот. На вдох живот поднимается, а на выдох опускается.

Упражнение 3.

И.п. сидя. Положение рук то же, как в предыдущих упражнениях. При вдохе надувается живот, а при выдохе опускается. Эти движения контролируются руками ребенка.

Упражнение 4.

И.п. стоя. Положение рук то же. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота. 

Фонационная дыхательная гимнастика. Для воспитания речевого дыхания я учу детей рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков при произнесении слов и фраз.

Мы тренируемся на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинаем с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным. Произносим один гласный на одном выдохе, затем два гласных, три, четыре, пять, звукоподражания при произнесении согласных звуков произносимых длительно.

Речевая дыхательная гимнастика проводится на завершающем этапе работы над дыханием. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы, четверостишия.

Для подержания интереса ребенка к дыхательным упражнения и создания радостного настроения  использую такие игрушки и пособия как «султанчики», «ромашки», «свистульки», пособие «Ветерок», воздушные шары, мыльные пузыри и др.

Примеры игровых упражнений для развития речевого и физиологического дыхания.

Задуй упрямую свечу.

В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую  ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

Паровоз.

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

Пастушок.

Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в трубочку.

Гуси летят.

Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-гу-гу» (8-10 раз)

Аист.

Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

Маятник.

Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - вдох.

Повторить 3-4 раза.

Шарик.

Представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1,2,3,4,5 медленно выдохнуть.

Пальчиковая гимнастика.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж,  а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).

Примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики.

     (Каждое упражнение выполняется от 5 до 15 раз.)

  1. Сжимание пальцев в кулак одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).
  2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди.
  3. Упражнение с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расплетая «замка» - «солнечные лучи».
  4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед).
  5. «Ножницы» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.
  6. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
  7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
  8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления.
  9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев.
  10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого; в кулак одной руки, другой, двух одновременно.
  11. «Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).
  12. «Пальчики здороваются» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем «крепкое рукопожатие» - надавливание подушечек пальчиков.
  13. «Кулак-кольцо» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой руки по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.
  14. «Кулак-ладонь» - руки вытянуты вперед на уровни груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямляется ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом.

  1. Свободное похлопывание кистями по столу по очереди и одновременно.
  2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и по очереди.
  3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки, обеих рук одновременно.
  4. Имитация игры на пианино.
  5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
  6. «Бегают человечки»: указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук.
  7. «Футбол» - забивание шариков, палочек одним, двумя пальцами.
  8. Поочередная смена положения рук «Кулак-ладонь-ребро».

              Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе.

              Порядок движений меняется.

  1. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
  1. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

           Самомассаж кистей и пальцев рук.

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением силы.

Широко в своей практике использую игры с резиновыми мячиками, которые отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждая его к общению; освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции; развивают мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве; помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи. Все это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Упражнения  включают в себя перекладывание шариков из руки в руку, катание между ладонями, ладонью по столу одной рукой, обеими руками, такие сложные упражнения как удержание между двумя пальцами, прокатывание шарика одним пальцем и т.д.

Для прокатывания шарика пальцами по ровной дорожке и дорожке усложненной конфигурации, я использую изготовленные своими руками пособия.

Упражнения с мячиками сопровождаются проговариванием стихотворных текстов, чистоговорок, используются для автоматизации поставленных звуков.

             Благотворное влияние  на развитие мелкой моторики оказывают упражнения  с пробками от пластиковых бутылок – раскручивание и закручивание. Для данных упражнений я использую самодельное пособие, которое позволяет развивать не только мелкую моторику, но и закреплять знание геометрических фигур, названия цветов, развивать память, внимание, мышление.

         Закручивание и раскручивание пробок  можно сопровождать произнесением звуков, слогов, проговариванием чистоговорок, потешек, поговорок и т.д.

      Так же для развития мелкой моторики я использую в своей практике игры с мозаикой, счетными палочками, нанизывание бусин на леску, игры-шнуровки, раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата  -  фитбол-гимнастика....

Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников....

Тема: «Роль дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя – логопеда».

Развитие правильного дыхания - важная задача в коррекционной работе учителя - логопеда. Дыхание -это основа правильного речевого процесса в целом. Предлагаю несколько упражнений, которые способствуют ...

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе...

Картотека различных видов гимнастики и коррекционных упражнений

Материал, который представлен в виде различных упражнений: дыхательных, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения для развития речевого и физиологического дыхания....