Театрализованная деятельность в работе с детьми в группе заикания.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Дедкова Светлана Ивановна

В статье освещается опыт работы по использованию разных видов театрализованной деятельности в группе заикания. Представлен материал в соответствии с периодами вспомогательной речи:ограничения речи и тишины, сопряжённой, отраженной, вопросно-ответной и пересказа и рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в работе с детьми в группе заикания.

Логопед  Дедкова Светлана Ивановна

ГБДОУ д /с № 111  Выборгского р-на

г. Санкт-Петербурга.

На протяжении нескольких лет мы с успехом используем в группе заикания элементы театрализованной деятельности .

Театрализованные игры привлекают внимание детей ,т.к. этот вид деятельности очень интересен, необычен и увлекателен .Дети преодолевают психологический барьер в общении со сверстниками и взрослыми ,что очень важно в развитии коммуникаций и коррекции заикания . У детей развиваются все познавательные процессы -мышление , память ,зрительное и слуховое восприятие. Совершенствуются просодические компоненты речи.

Развиваются эмоции и подражательность.

Использование театрализованных игр и игр-драматизаций в разные периоды формирования речи в группе заикания.

Театрализованные игры мы планируем во всех периодах речи.

В период обследования мы используем короткие сказки ,которые показывает  воспитатель и логопед, дети являются только зрителями. В период обследования лучше использовать настольный театр из игрушек, в которые можно потом поиграть, повторить в игре некоторые эпизоды сказок и диалогов ,проявив самостоятельность ,творческую фантазию.

У детей еще нет навыков вождения куклы би-ба-бо или марионеток, ребенок с трудом входит в роль артиста .По этой причине мы рекомендуем сначала использовать настольный театр игрушек. На столе можно сделать небольшую сцену ,расставить игрушки. Во время чтения текста сказки педагог  обыгрывает характеры разных героев сказок или диалогов .Для такого вида театра подойдут любые игрушки в группе : куклы .мягкие игрушки ,изготовленные самостоятельно из бумаги ,картона ,ткани и т. д.В период обследования мы часто показываем сказку К.И. Чуковского "Путаница " .Подбираем мелкие резиновые или пластмассовые игрушки ,кит из варежки ,набитой ватой .Море-корзина с голубой нарезанной папиросной бумагой .Когда море загорается со дна корзинки поднимается ,со дна корзинки поднимается кусочек красной бумаги ,все больше и больше пока все море не становится ярко красным. Море потухает -голубая бумага вновь закрывает красную.

После спектакля весь реквизит выставляется в театральный уголок. Дети могут взять игрушки , поиграть с ними. Обычно двое или трое детей завязывают небольшие диалоги ,разыгрывают  маленькие сценки .Таким образом дети ,еще малознакомые друг с другом сближаются ,преодолевают психологический барьер в общении ,начинают дружить.

В этом же периоде для показа детям можно показать инсценировку сказк С.Маршака "Перчатки"," Сказка о глупом мышонке".

Очень важно показать детям ,что играть в театр можно с помощью любых предметов ,окружающих его в повседневной жизни. Можно разыгрывать диалоги между игрушками -автомобилями ,куклами ,показывать ,как шепчутся между собой комнатные растения ,как беседуют аквариумные рыбки о погоде ,как перешептываются музыкальные инструменты и т. п.

Очень хорошо в конце периода обследования провести занятие ,на котором познакомить детей с разными видами театра(кукольный ,теневой ,театр кукол-марионеток) и показать маленькие сценки .Если  есть дети ,посещающие группу второй год ,можно подключить их к показу сценок.

В перид ограничения речи и молчания все виды театрализованной деятельности исключаются во избежание эмоционального всплеска ,который неизбежно влечет за собой возбуждение всех речевых зон в коре головного мозга и ,как следствие усиление заикания .

В начале периодов сопряжённой и отражённой  речи мы драматизируем сказку "Теремок",точнее сказать пропеваем её в хороводе .Детям надеваются шапочки-маски и они изображают героев сказки ,двигаются и поют ,подражая животным .Это начальная подготовка умения входить в образ героев . В этом же периоде разыгрываем маленькие эпизоды без кукол .Все эти элементы театрализации включаем в вечера развлечений и осенний праздник .

Очень важно при разучивании ролей соблюдать правила сопряженной и отраженной речи .Если у ребёнка возникают запинки судорожного характера ,то всю фразу повторяем с ним сопряжённо (вместе).

Для развития мелкой моторики очень полезно иметь в группе пальчиковый театр. В период сопряженной и отраженной речи начинаем занятия по сценическому  движению кукол. Эту работу проще всего начинать с пальчикового театра. Сначала  это могут быть простые стихотворения и потешки , сопровождающиеся движениями пальцев рук.

Когда дети освоят различные движения руки и пальцев ,надеваем кукол би-ба-бо и инсценируем различные стихи ,потешки ,песенки. Особое внимание обращаем на развитие эмоциональной окраски голоса ,выразительность ,темп ,плавность  слитность и правильную паузацию речи детей .

В это же время планируем посещение театра совместно с родителями . Мы рекомендуем посетить спектакли Большого Театра Кукол и посмотреть спектакли " Гадкий утенок"," Три поросенка","Голубой щенок".В спектакле "Гадкий утенок"дети могут наблюдать ,как актеры выходят из тени прямо на сцену и работают с куклами на виду у зрителей.

Проводятся беседы с родителями о необходимости прививать любовь детей к театру ,как к виду искусства и эстетического развития личности. Даются рекомендации об изготовлении простейших театральных куклах дома ,о проведении домашних семейных спектаклях.

В этом же периоде начинаем учить детей начинаем учить детей перевоплощению на "сцене".Для этого используем образные выражения ,фразеологические обороты ,стихи ,песенки , потешки . Дети учатся простейшим элементам сценического действия и движения. К концу периода отражённой речи показываем небольшую сценку в Новогоднем празднике.

В период вопросно-ответной речи добавляем театр теней .В этом периоде можно разыгрывать сценки и маленькие спектакли с большим количеством диалогов и монологов.

В конце года мы готовимся к показу большого спектакля ,в котором используем несколько видов театра .В спектакле "Белоснежка и гномики "театр актеров успешно переплетается с театром кукол. Это итог работы за год .В этом спектакле дети ,как взрослые актеры ,выступают перед своими сверстниками и родителями ,показывая все свои творческие способности ,умение плавно и слитно говорить без заикания .Их умение входить в образ ,держаться на сцене ,не стесняясь выразительно говорить. Присутствие  родителей на спектакле вдохновляет ,помогает им преодолеть робость ,быть раскованными и уверенными в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми

Материал подготовлен на основе опыта работы по театрализованной деятельности с детьми в разных возрастных группах....

«Театрализованная деятельность в работе с детьми старшей группы»

Цель проекта: Создать  условия    для развития    творческой   активности  детей   в театрализованной    деятельности,...

Театрализованная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Значение театрализованной деятельности в жизни младших дошкольников...

Развивающие возможности театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Проект «Театрализованная деятельность в работе с детьми старшей группы лет через постановку сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом пр...