Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Пышнограева Елена Николаевна

Любимые упражнения детей старшего дошкольного возраста – игровые рифмовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rifmy.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР

При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находя в них сходство и различие, учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения – игровые рифмовки.

Предлагаю вашему вниманию материал, который я использую в своей работе.

Темы: «Звук [р]»; «Родственные слова».

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как … (рыбы).

Я б хвостом махала гибким

И резвилась, словно … (рыбка).

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая … (рыбешка).

Выплывает, корм ища,

Пребольшая … (рыбища).

«Эх. Сорвался мой улов! –

Рассердился … (рыболов), -

Рыба не клюет никак,

Видно, я плохой … (рыбак).

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день … (рыбачит).

Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась … (рыбалка).

Логопед читает стихотворение, дети добавляют звукосочетание ТРЫ:

У нашей сес…тры котята шус…тры, их лапки быс…тры,

Их когти ос…тры, их шубки пес…тры, а глазки хи…тры!

«Горшок каши»

(автоматизация звука [л] )

Дети произносят слог ЛА в незаконченных словах.

В горшке каша закипе ..,

Зашипе..,запыхте..,

Крышечку приподня..,

И наружу пополз…

Со сто.., потом со сту..,

Потихоньку соскользну..,

Дотянулась до уг..,

Всю квартиру заня..,

Осторожно дверь откры..,

По ступенькам покати..,

По дороге поплы..,

Машу каша обожг..,

Даше каша в рот вполз…

И в карманы затек..,

В рукава к нам забежа…

И стекать по пальцам ста…

Весь наш город зали…

Чудеса! Ну и де...!

«Рифмобол»

Ребята, давайте скорее играть.

Разные будем слова подбирать!

Любые слова говорите, ладно?

Но только такие, чтоб вышло … (складно).

Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным: печка – речка, овечка, свечка, сердечко, крылечко, колечко;

                     птичка – синичка, спичка, табличка, косичка…

«Помощница и обманщица»

Рифма может быть помощницей. По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.

Вместо шерсти иглы сплошь,

Враг мышей – колючий …

На носу зверь носит рог

И  зовется …

Среди зверей слывет царем,

Его зовут бесстрашным …

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит …

Может плавать целый день

В ледяной воде …

В овечках знает толк

Свирепый серый …

На себе везет непрытко

Домик собственный …

А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит,

Он спокойно повторит.

Ай да голос, ай да слух!

Что за умница …

Мед с малиной – это блюдо

Объеденье для ...

Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю,

Не найдешь мои глаза…,

А зовут меня …

Под землей, прорыв нору,

Спит усталый …

Живет спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

На суше и в воде –

Везде она своя,

Хоть триста лет прожить

Может…

На двух ногах от всех погонь

Умчится быстроногий …

Вот, ребята, чудеса –

В улей мед несет …

«Рифмы»

К игре подбираются две стопки парных картинок. Названия их в первой стопке рифмуются с названиями картинок во второй стопке. Один ребенок берет картинку, другой находит картинку с рифмующимся словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

Как происходит усвоение звуков у дошкольников

Статья  содержит  информацию  о  последовательности  и  порядке  появления  звуков  в  речи  ребёнка.....

Словесные игры с мячом. Профилактика проблем в усвоении грамматики у дошкольников

Несложные игры с использованием мяча для формирования грамматических категорий у дошкольников...

Усвоение понятия рода имен существительных

Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию слов по родам. Также процесс игры способствует...