Как происходит усвоение звуков у дошкольников
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

Капорова Татьяна Николаевна

Статья  содержит  информацию  о  последовательности  и  порядке  появления  звуков  в  речи  ребёнка.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_proishodit_usvoenie_zvukov.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  родителей

КАК  ПРОИСХОДИТ  УСВОЕНИЕ  ЗВУКОВ

До  определённого  времени  неправильное произношение звуков  является  возрастной  особенностью  детской  речи  и называется  физиологическим  косноязычием.

Ошибки  в произношении звуков в период  их  усвоения  вызываются  не  дефектом  речи,  а  несовершенством  детского  произношения. Это  несовершенство  по  мере  развития  головного  мозга,  укрепления  мышц  артикуляционного  аппарата  (языка,  губ,  нижней  челюсти,  мягкого  нёба),  речевого  дыхания  обычно  к  5  годам  самостоятельно  исчезает.

        Несовершенство  звукопроизношения  следует  отличать  от  дефектного  произношения  звуков, т.е.  от  неправильного  формирования  звуков,  что наблюдается  на  определённом  этапе  речевого  развития.

        Усвоение  звуков  родного  языка  происходит  в  течение  длительного  времени (от  3  до  5  лет),  причём  не  у  всех  детей  одновременно.  Одни  дети  рано  начинают  произносить  все  звуки  (к  3-4 г.),  другие  -  усваивают  несколько  позже  (к 5-6 г.)  Для  правильного  и  своевременного  усвоения  звуков  большое  значение  имеет  слух  ребёнка,  благодаря  которому  он  стремится  подогнать  своё  произношение  к  произношению  взрослого.  Слыша  окружающую  речь,  малыш  подражает  ей.  Он  старается  воспроизводить  слова  и  звуки  так,  как  говорят  вокруг  него  взрослые. Но  на  первоначальном  этапе  развития  речи, ребёнок  не  всегда  в  состоянии  это  сделать  и  поэтому  многие  звуки  пока  опускаются  или  заменяются  другими,  более  лёгкими  для  произношения.

        Сначала  у ребёнка  появляются   гласные  звуки: А, У, О, И.  Из  согласных: П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г. Немного  позже  звуки:  Э, Ы, Х.

До  3  лет  несовершенство  произношения  согласных  звуков  может  выражаться  в  их  смягчении,  то есть  в  замене твёрдых  согласных  звуков  мягкими.  Твёрдые  свистящие  звуки  С,  З  заменяются  соответствующими  мягкими.  Ими  же  заменяются  и  недостающие  шипящие  звуки  Ш, Ж, Щ.

Звуки  Ч, Ц  также  не  произносятся  и  заменяются  другими  звуками. Звук  Ц  произносится  как  ТЬ,  СЬ  или  С.  Звук  Ч    заменяется  звуком  ТЬ.

К  3 годам  звуки  Л, Р, РЬ  заменяются  звуками  Й, ЛЬ.

С  возрастом  произношение  ребёнка  совершенствуется.  Смягчение  согласных  звуков  исчезает.  Произношение  С, З,  становится  отчётливым  и  правильным.  

К  4-5  годам  у  ребёнка  появляются  шипящие  звуки,  звуки  Ц, Ч, Щ,  затем  Л,  Р,  РЬ.

В  6  лет  некоторые  дети  еще  нередко  смешивают  шипящие  со  свистящими,  Л - Р.  

Вновь  появившиеся  звуки  иногда  вытесняют  имевшийся  звук.  Так  появление  Р  может  привести  к  тому, что  ребёнок  может  употреблять  его  и  в  тех  словах,  где надо  произносить  «Л». Такие  замены  наблюдаются  и  по  отношению  к  шипящим  и  свистящим.

Для  своевременного  и  правильного  усвоения  звуков  в  процессе  речевого  развития  малышу  необходимо  помогать  преодолевать  несовершенства  произношения  всех  звуков  путём  постоянного  общения  с  ребёнком,  в  процессе  игр.

В  общении  с  ребёнком  необходимо  постоянно  следить  за  своей  речью:  говорить  неторопливо,  отчётливо  и  внятно,  ни  в  коем  случае  не  подделываться  под  детскую  речь,  не  говорить,  искажая  звуки.  При  ошибке  следует  поправлять  ребёнка,  но  делать  это  надо  без  упрёка  и  насмешек,  путём  медленного  произнесения  слов.  Выделяя  голосом,  неправильно  названный  звук.

Если  и  при  повторении  правильного  произношения  у  ребёнка  не  получается,  то  не  следует  заострять  на  этом  внимание,  а  попытаться  вызвать  тот  же  самый  звук  через  некоторое  время,  в  игровой  ситуации.

Нельзя  ускорять  темп  речевого развития  ребёнка,  например,  требовать  от  2-3  летнего  ребёнка  правильного  произношения  шипящих  звуков,  звука  «Л»  или  «Р»,  которые  обычно  формируются  в  более  позднем  возрасте.

Чрезмерное  ускорение  речевого  развития  может  привести  к  полному  отказу  ребёнка говорить  или  искажённому  произношению  звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение последовательности месяцев года с опорой на картинки.

Большинство детей трудно усваивает временные понятия. А при собеседовании в школе часто задают вопросы о месяцах года, днях недели и т.п. Поэтому, для того чтобы дети запомнили не актуальную для их во...

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у старших дошкольников совокупности основных «универсальных учебных действий», обеспечивающих их готов...

Индивидуальный маршрут "Усвоение сенсорных эталонов"

Маршрут подходит для детей 3-4 лет, либо для детей с особенностями позновательной сферы 4-5 лет....

Этапы усвоения звуков

В каком возрасте и произношение  каких звуков усваивает ребенок в норме. Какую логопедическую работу необходимо проводить и в каком возрасте....

Игры с логическими блоками Дьенеша, как одна из форм усвоения сенсорных эталонов

Опыт работы с детьми с использованием логических блоков Дьенеша.Основная цель использования дидактического материала. Знакомство с приёмами эфективной работы.Игровые упражнения используемые в работе....

Усвоение грамматических форм языка на занятиях по математике

Главная моя задача – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, адекватно оценивать ситуации, с которыми они сталкиваются  в жизни, принимать самост...