СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

На занятии в увлекательной форме дети знакомятся детей с традициями русских праздников,  с  красотой и   величием  русского  языка  и  культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_nauia_gramotnika.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 12 «Сказка»

СЦЕНАРИЙ

РЕЧЕВОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

«ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»

                                                                                              Учитель-логопед: Войченко Е.Н.

                                                                          Воспитатели:         Сутормина Е.В.

                                                                                                           Душинова Г.В.

                                                                          Муз.руководитель: Куликова Н.Б.

                

г.о. Жуковский

2014 г.


Цель: познакомить детей с традициями русских праздников,  с  красотой и   величием  русского  языка  и  культуры;

Задачи:

• Коррекционно-образовательные: 

-расширять знания детей об устном народном творчестве;

-совершенствовать практические умения и навыки детей;

- закрепить навыки пользования исправленной речью, правильно произносить все звуки;

•Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление

- развивать быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве;

- развивать творческие способности.

•Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать  любовь  к  родному  языку,  культуре.

- совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Оборудование: «Буквы»(разрезные), алфавит, обручи (6шт.), платочек для игры, картинки-потешки, шапочки волка и лисы, игрушка медведь, брелоки-узелки в корзинке, костюмы Емели и Тетушки Пословицы, аудиозаписи.

Ход развлечения

Дети в русских костюмах под народную музыку входят в зал.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие. Наступил декабрь – первый зимний месяц. Летят с небес легкие белые снежинки, устилая землю пушистым ковром. Дни короткие, ночи длинные, вечер наступает рано. В студеные зимние дни не всякий раз выйдешь, погулять на улицу. А детворе мороз нипочем!

                Песня «Русская зима»

  1. Мягкий беленький снежок тает на ладошке.

До чего же хорошо в новеньких сапожках

Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться,

И в пушистый снежный ком взять и превратиться

        Припев:        Зимушка, зимушка,

                        Ах, как хороша!

                        Радуйся, радуйся,

                        Русская душа!

  1. Спят деревья крепким сном под напев метелей,

А на горке ледяной целый день веселье.

Рассыпая звонкий смех, едут вниз ребята.

И бегут опять наверх, словно медвежата!

Припев:

Ведущий Собрались мы не случайно, а кто скажет по какому поводу?

Дети: Сегодня мы  отмечаем День Наума Грамотника,

Ведущий: Наум Грамотник был покровителем ребят – учеников. В старину говорили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум».

Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Слышала, что и наши дети много знают. Вот и пришёл черёд проверить, чему же вы научились. Готовы ли вы показать свои знания? Красны девицы! Добры молодцы!

Дети: ДА.

Входит Емеля.-  Надоело мне, ребята на печи сидеть, решил я за водой сходить. Зачерпнул воду, а вместо нее в ведерке вот что оказалось. (Показывает картинки с изображением двух букв а, б.) Что это, ребята, я не знаю. Помогите разобраться.

Ведущий. Оставайся с нами заниматься, и мы с ребятами постараемся тебе помочь. -Ученый человек – дело хорошее, не зря говорят – за одного грамотного двух неграмотных дают.

Емеля. -Да вот только сомневаюсь я, не трудное ли это дело – грамотой заниматься? Сумею ли справиться?

А вообще-то зачем надо грамоте учиться?

Ведущий:  - Может, ребята знают ответ на этот вопрос?

Пока грамоты не знал, не мог книжки я читать,

А как буквы я осилил, все слова стал разбирать.

Книгу в руки ты возьмешь и перелистаешь,

Буквы старые найдешь, новые узнаешь.

Смотрит в книгу человек – точки да крючочки,

А для грамотных, смотри, буквы  встали в строчки.

Прочитаешь ты слова, книжку одолеешь.

Коль научишься читать, в жизни все сумеешь.

Емеля. - Да… Грамоте учиться – дело трудное. Тут смекалка нужна, сообразительность, ум. Надо потренироваться. Давайте загадки друг другу загадывать

Емеля:         Выпучив глаза сидит,

                По-турецки говорит,

                По-блошачьи прыгает,

                По-человечьи плавает (лягушка)

Дети:                 Ползун ползет, иголки везет.

                Под дубочком, под кусточком

                Свернулся клубочком. (еж)

Емеля:         Черный Ивашка –

                Деревянная рубашка,

                Где носом ведет,

                Там заметку кладет. (карандаш)

Дети:                Не куст, а с листочками,

                Не рубашка, а сшита,

                Не человек, а рассказывает. (книга)

Ведущий: - А есть загадки шуточные. Для ума зарядка – хитрая  загадка.

Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый… слон (медведь) .

Быстрее всех от страха

Несётся … .черепаха (заяц) .

По горной круче проходил

Обросший шерстью … крокодил (козёл) .

В тёплой лужице своей

Громко квакал… муравей (лягушонок) .

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает… корова (обезьяна) .

Длиннее шеи не найдёшь.

Сорвёт любую ветку … ёж (жираф) .

- А  сейчас я вам загадаю еще одну  загадку

                Черные птички

                На каждой страничке,

Молчат, ожидают,

Кто их отгадает. (буквы)

 Ведущий. - Надо буквы знать, чтобы книги читать. Коли человек грамотный, он из книг такого ума наберется, что только сердце радуется. Ведь в книгах про все на свете написано – и какие где есть страны, и какие люди в них живут, и какие цветы растут, и какие звери водятся. Ребята, а вы буквы знаете? Помогите собрать буквы. (Из букв (разрезные картинки) дети составляют слово АЗБУКА).

- Прочитайте  слово.

Дети: АЗБУКА        

Звучит  русская  народная  мелодия.

 Входит  тётушка  Пословица.

Тётушка  Пословица:           Здравствуйте, детушки,

                                                  здравствуйте, милые!

                                                  Я – тётушка  Пословица!

                                                  К  вам  пришла,

                                Пословицы да поговорки,

                                Потешки да шутки принесла!                                

                                          А  вы  меня  слушайте 

                                          да  на  ус  мотайте.

Ведущий. Тетушка Пословица, дети сложили буквы и получилось слово АЗБУКА

Тётушка  Пословица:             А  я  об  азбуке  хочу  деткам   рассказать. Давным-давно  люди, чтобы  запомнить  то,  что происходило  в  их  жизни, рисовали  рисунки, а  затем  придумали  обозначать  каждый  звук  родного языка  буквой, чтобы   записывать  слова. Слово  «азбука»  появилось много-много  лет  назад  из  названий двух первых  русских  букв.

Буква  «А» называлась  тогда  «аз», а  буква  «Б» - «буки» - из  них   и  получилось  русское  слово  «азбука».

Ведущий. А ведь есть еще слово АЛФАВИТ…

Тётушка  Пословица: слово   «алфавит»  пришло  к  нам  из  греческого языка. В  греческом  языке  первая буква  называется   «альфа», а  вторая  «вита» - из  них  и  получилось  слово  «алфавит». Слова  «алфавит»  и  «азбука»  обозначают  одно  и  то  же! В русском алфавите – 33 буквы.

Дети.                 А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё

                Знайте место все свое!

                Жэ, зэ, и, й, ка, эль, эм,

                Вспоминайте, кто за кем!

                Эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у,

                Стойте дружно все в ряду!

                Эф, ха, цэ, че, ша и ща,

                Размещайтесь не спеша!

                Твердый знак, ы, мягкий знак,

                Стойте рядышком, вот так!

                Торопитесь, э, ю, я!

                Вот и в сборе букв семья!

Емеля: Спасибо, ребята! Я все буквы запомнил! Я обязательно буду учиться! А сейчас мне домой, в сказку пора…

Тетушка Пословица: Грамоте учиться – всегда пригодится. Давайте вспомним и назовем пословицы и поговорки о добром слове, уме, учебе. Я начну, а вы продолжайте:

Пришёл Наум - пора браться за ум.

Дети: Наум наведет на ум.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Корень ученья горек, да плод сладок.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Неученый, что слепой – веди куда хочешь.

Век живи, век учись.

Возьми книгу в руки – не будет скуки.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

 Доброе  слово  и  кошке  приятно.

 Доброе  слово  лучше   мягкого  пирога.

Сначала подумай - потом говори.

Красна птица пером, а  человек умом.

Тетушка Пословица: Оно  и  правда! 

 Пословица – это  деточки мудрость  народная!  Веками  русский  народ  сочинял  и  копил  пословицы:

                                        Пословица  ведь  не  мимо  молвится! А сделал дело – гуляй смело! Выходите, дети – играть будем!

 Игра «Гори-гори ясно»

Ведущий: Пословицы и поговорки вы знаете, играть любите, а  сейчас давайте вспомним народные потешки.. да шутки на пол-минутки.

  1. Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на кобылке,

Жена на коровке,

Дети  на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

  1. Сегодня день целый

Все звери у дела:

Лисичка-сестричка

Шубку подшивает,

Сер медведь, старый дед,

Сапог подбивает,

А сорока-белобока

Мушек отгоняет.

Медведица Маша

Варит детям кашу.

Зайчиха под елкой

Метет метелкой.

Кошка лыки дерет,

Коту лапотки плетет.

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком.

  1. Волк и лиса. «Серый волк в густом лесу…»

Ведущий: А сейчас  - шутки на пол-минутки.

1. -Где ты, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

-Помогаю Петру.

-А Петр, что делает

-Да на печи лежит.

2. – Федул, что губы надул?

- Да кафтан прожег.

- Зашить можно.

- Иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался?

3. – Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он не пускает…

4. -Андрейка, детка, о чем плачешь?

- Об ворота головой ударился.

- Когда это случилось?

- Вчера.

- А что ты сегодня плачешь?

- А вчера дома никого не было.

Тетушка Пословица: Молодцы, дети. Приятно было услышать потешки да шутки. Может вы и частушки петь умеете?

Ведущий:         Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

                И мальчишки тоже встанут, от девчонок не отстанут!

Вместе:         Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Мальчики:         В умилении Наташа

Нежно смотрит в микроскоп

Так же нежно в микроскоп

На неё глядит микроб.

Девочки:         Поленился утром Ваня

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

Мальчики:         Говорит ребятам Юра:

                Лучше всех читаю я!

                Книгу новую открыл –

                Букву первую забыл!

Девочки:         Хоть оценки и не очень,

Петя очень знаменит,

Потому что, между прочим,

Он ушами шевелит.

Вместе:        Все частушки перепели,

Думаем, что хороши.

Так похлопайте дружнее –

Мы старались от души.

Ведущий: Сегодня вы показали свои знания, и думаю, если бы здесь присутствовали ваши родители, то были бы рады увидеть ваши успехи, и плетей вам бы не досталось. Чтобы больше знать, ещё многому нужно учиться.

Будем грамоте учиться!

Всегда в жизни пригодится.

Много добрых светлых дум

Дарит Грамотник Наум!

Тетушка Пословица: Напоследок примите эти узелки на память. Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелок на память.

(Достает верёвочки с узелками).

Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное»

Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь».

Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!

И не забудьте, что 14 декабря - … (день Наума Грамотника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Интегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы

КонспектИнтегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы...

Математическое развлечение в подготовительной к школе логопедической группе на тему: "Путешествие в страну Математики"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №21  Математическое развлечение в подготовительной к школе логопедической группе на тему: "Путешестви...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: "А вот и весна!»

Программное содержание:-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять;-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей;-обобщать представ...

Конспект НОД по реализации ОО «Речевое развитие» в подготовительной к школе логопедической группе, совершенствование грамматического строя речи с использованием интерактивных технологий.

Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) с использованием интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ на...

Сценарий развлечения по правилам дорожного движения совместно с родителями в подготовительной к школе логопедической группе.

Сценарий рассчитан на детей подготовительной к школе группы. В форме развлечения дети закрепляют знания о правилах дорожного движения. Родители принимают участие, как в самом развлечении, так и в подг...

Речевой праздник-развлечение в подготовительной к школе логопедической группе КВН «Наш родной язык».

Речевой праздник-развлечение  КВН «Наш родной язык» представляет собой итоговое мероприятие с детьми  подготовительной логопедической группы. Для сценария  КВН  были ис...