Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
учебно-методический материал по логопедии на тему

Агмалова Амина Лутфулловна

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_artikulyatsionnoy_gimnastiki_.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Роль артикуляционной гимнастики

в развитии речи детей

Подготовила :

Учитель - логопед I категории Агмалова

Амина  Лутфулловна

г. Нижнекамск

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению ребёнка в школе.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов произносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированное  движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок - ощущать, осознавать контролировать и запоминать свои действия.

Пассивные движения ребёнка постепенно переводятся в пассивно - активные, а затем и в активные (самостоятельные) при зрительном самоконтроле перед зеркалом. В процессе многократных повторений они становятся легкими, правильными, привычными и могут производиться в произвольном темпе.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два - три раза в день, что бы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15 - 20, а при условии коротких перерывов - и более. Их выполняемых трёх упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело - не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, что бы все они видели лицо воспитателя. Лицо должно быть хорошо освещено.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движения. Надо показать ребёнку его достижения, подбодрить.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Закрепление любого навыка требует систематического повторения.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

Литература:

Т.В. Будённая. Логопедическая гимнастика.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

консультация для родителей. Игры для развития речи детей....

Памятка для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он будет погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения гр...