Технология создания занятия на одном листе. Авторская разработка
методическая разработка по логопедии по теме

Мартынова Анна Владимировна

 

 

Технология создания занятия на одном листе

На подгрупповых и индивидуальных занятиях я использую технологию занятия на одном листе, которое составляется с учётом следующих критериев:

 - знакомство со звуком или с буквой  соответствует лексической теме;

 - при составлении занятия в подбираемом речевом материале  присутствует изучаемый звук и прослеживается сюжетная линия. Это могут быть сказки, выдуманные истории, фрагменты  мультфильмов и т.д.;

  - одновременно с фонетическими заданиями предлагаются задания по формированию грамматических категорий и развитию связной речи;

 - доступность, качество, соответствие реальной действительности наглядного материала;

 -   учёт индивидуальных способностей ребёнка и сложности дефекта;

Сначала занятие выстраивается в умственном плане. История или рассказ максимально насыщается изучаемым звуком. После необходимо выполнить его техническую часть: оформить его на одном листе путём копирования нужных картинок из интернета.

Например: Знакомство с буквой Т осуществляется на материале лексической темы: «Мебель». Детям предлагается рассмотреть комнату, в которой живёт новая буква (буква закрыта) и назвать предметы. Определить общие звуки в их названии («т», «ть»). Рассматривая лист, дети уточняют: какое животное живёт в комнате у буквы, какие передачи предпочитает она  смотреть, любимое лакомство. Одновременно дети составляют предложения с использованием предлога на. Таким образом мы устанавливаем, что в этой комнате живёт буква Т (буква открывается)(см. приложение 1). После знакомства  с буквой, детям предлагаются практические задания на листке в чёрно – белом варианте.

Дети оживляют букву. Она может быть принцессой, королевой, обычной девочкой. Буква Т очень гостеприимная.Объясняю детям лексическое значение слова. Она ожидает в гости Тиму и Тому, но никак не может определиться с выбором платья. Дети украшают платье цветами с помощью дифференциации звуков «т» - «ть». Если в слове твёрдый вариант – рисуем цветок простым карандашом, если мягкий вариант – синий цветок на другом платье. На каком платье больше цветов, в том буква Т и поедет встречать Тиму и Тому. Но к сожалению, буква не знает в каком вагоне едут дети. Нужно определить первый звук в названии имён детей. Звуки «т», «ть» находятся в начале, значит, дети едут в первом вагоне.Детям очень нравится в гостях у буквы: они читают, решают сложные задачки. В заключении занятия совместно с детьми звуки «т», «ть» обозначаем буквой Т и печатаем имена (см. приложение №2).

  Составление таких занятий значительно экономят время при подготовке  и проведении, а значит  больше остаётся времени на закрепление изученного материала,  зрительный образ одного листа дольше остаётся в памяти ребёнка, а следовательно продуктивность и эффективность учебно – образовательного процесса повышается.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 


Предварительный просмотр: