Авторская разработка логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ. Сказка "Путешествие мальчиков-пальчиков и девочек-принцесс"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Осипова Раиса Анатольевна

Методическая тема: Авторская сказка логопедической коррекции с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Путешествие мальчиков-пальчиков и девочек - принцесс»

 

Составитель: Осипова Раиса Анатольевна

учитель-логопед первой

 квалификационной категории

МДОУ №1 «Солнышко» пгт. Забайкальск,

Забайкальского края

 

Интеграция образовательных  областей: здоровье, коммуникация, познание, физическая культура, социализация, безопасность.

Цель: вызвать интерес к логопедическим занятиям, путём мотивации в виде сказки с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • Развивать межполушарную специализацию и межполушарное   взаимодействие, синхронизацию работы полушарий коры головного мозга;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать высшие психические функции (ВПФ);
  • Развивать речевую активность;
  • Формировать диафрагмальное дыхание;
  • Продолжать развивать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата;
  • Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации;
  • Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц глаз.

 

Проведение непосредственно-образовательной  деятельности:

 

Массаж эластичным кольцом

На правой руке:

Этот  малыш  - Илюша, (На большой палец)

Этот малыш – Ванюша, (Указательный)

Этот малыш – Алеша, (Средний)

Этот малыш – Антоша (Безымянный)

А меньшого зовут - Мишуткою, друзья. ( Мизинец).

    На левой руке:

Эта малышка – Танюша,

Эта малышка – Ксюша,

Эта малышка – Маша,

Эта малышка – Даша,

 А меньшую зовут Наташа.

 

-Показали наши пальчики. Наклонились, встали…

 ( сжимаем и разжимаем 3- 5 раз)

-Все дружно побежали по дорожке.

-Бежали, бежали и прибежали в музыкальную школу. В музыкальной школе

Поиграли на пианино (по краю стола передвигаем пальчики по очереди,

начиная с большого и обратно с мизинца)

-Побежали дальше. Привела нас дорожка  в лес. Наступает вечер. Становится холодно. Пора нам согреться. Разожжём костёр. (Кинезиологическое упражнение «Колечко»).

-Наступило утро. Согрелись наши мальчики и девочки возле костра и

побежали дальше (двигаются все пальцы по столу).

-Прибежали на полянку. На полянке  под кустиком сидят два зайчика.

(упражнение двумя руками «Зайчик»).

-А рядом пасутся две козочки ( упражнение двумя руками «Коза»).

-На солнышке в травке греются пушистые, нежные, серые киски

(упражнение двумя руками  «Киска»).

-Высоко в небе летают птицы (упражнение «Птичка»).

-Давайте посмотрим ещё раз на зайчиков, потом на козочек, затем на кисок и на птичек. А теперь бежим дальше.

-Прибежали к «Весёлому домику Язычка». Домик язычка всегда улыбается -

 как «лягушка»

Тянуть губы прямо к ушкам,
Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются.

 А глаза у них, как блюдца.

-На стене в домике весит картина. На ней изображен слон.

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну...

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

-Проснулся Язычок рано утром. Открыл окошко (открывать рот с улыбкой 5 раз). --Посмотрел налево, направо.(При открытом рте движения языка направо – налево)

-Вниз посмотрел : «Нет ли луж на земле?»  (с биоэнергопластикой)
(движение  языка и кистей рук вниз).
-Вверх посмотрел: светит ли солнышко? (движение языка и кистей рук вверх).

-Вышел Язычок на крыльцо дома.  Вокруг дома длинный забор. Во такой.
(улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы).

-Увидел язычок во дворе горку, побежал кататься. (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы ).

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

-Возле «Горки» сидит киска, сердится, фыркает. (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается)

-Рядом во дворе стоит качеля. Побежал Язычок на качелю качаться.
(Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.)

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

-Мимо маляр проходил. Решил Язычок покрасить потолок в домике. (Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Одновременно выполняем движения кистей рук).

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускается,

Язык к небу поднимается.

Поведет вперед-назад,

Наш маляр работе рад!

-Решил Язычок и заборчик обновить. (Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка сначала за верхними резцами двигается влево и вправо, затем за нижними. Одновременно работают в одном направлении кисти рук).

-Рядом с домиком пробегала лошадка, громко  цокала

копытами она. (упражнение «Лошадка»)

-Рядом с лошадкой бежит жеребёнок.
(присасывать кончик языка к альвеолам за верхними зубами 5-6 раз)

-Вдруг на дороге вырос грибок!
(Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка  гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка).

-Услышал Язычок звук гармошки, побежал. А там, в лесу, на пеньке сидел зайка и играл на гармошке. Давайте, мы с вами тоже поиграем.
(упражнение «Гармошка»).

Раз, два, три, четыре –

Ротик мы открыли шире.

Три, четыре, пять, шесть –

И у нас гармошка есть.

-Поиграл на гармошке, набегался, наигрался Язычок, вернулся домой, лёг на крылечко позагорать. Вдруг тучка набежала, дождик принесла. Наверное, нам нужно набрать в чашечку водички для чая.
(Упражнение «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы).

-Попил Язычок чаю с вкусным, ароматным, душистым, земляничным вареньем. Испачкалась верхняя губа. Решил Язычок облизать верхнюю  губу (Упражнение «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой)).

-Сел Язычок на диван. Решил телевизор посмотреть. А телевизор не работает. Надо антенну настроить. (Самомассаж ушек. Оттягивать, пощипывать, растирать  «козелок», поглаживать).

-Вот и настроили антенну. Включил Язычок первый канал. По первому каналу идёт передача «В мире животных». Показывают индюка с индюшатами. Они громко клокочат.  (Упражнение «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким).

-А вот и жеребята на экране. Фыркают. Давайте с вами тоже пофыркаем. Широкий расслабленный язык положите между губами. Сделайте глубокий вдох. Плечи не поднимаются. Надуваем живот. Сейчас делаем выдох на язычок так, чтобы он начал сильно трястись. Молодцы! Повторим ещё раз.

-Переключил Язычок телевизор на второй канал. По второму каналу показывают отряд барабанщиков. (Рот широко открыть и слегка растянуть в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край  языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Необходимо говорить с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорках»).

-Переключил Язычок телевизор на третий канал. По третьему каналу идёт футбол. (Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «воротики». Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Щёки нельзя надувать).

-Язычок устал, выключил телевизор и лёг спать. Спокойной ночи Язычок! А пальчикам пора возвращаться домой. (пальчики  двигаются по столу).

-Вот и пальчики вернулись. Устали. Надо отдохнуть.
Сам себя ты успокой,
Тихо песенку пропой.

(Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно)

Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать.

(вращать глазами по кругу 2-3 мин.)

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их поскорее.

(массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз)

Нарисуем большой круг и осмотрим всё вокруг.

(глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу )

Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.

(тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды.)

Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз. И всё сначала!

(поднять глаза вверх, опустить глаза, повернуть глаза в правую сторону, повернуть в левую.)

Быстро-быстро поморгай, потом глазкам отдых дай.

(Быстро моргать в течение 1 мин.)

Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.

Молодцы, ребята! Вы хорошими были актёрами. Спасибо вам за такую замечательную сказку!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: Осипова Раиса Анатольевна Учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ №1 «Солнышко» пгт . Забайкальск, Забайкальского края Авторская сказка с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие мальчиков-пальчиков и девочек -принцесс»

Слайд 2

Массаж эластичным кольцом

Слайд 3

На правой руке: Этот малыш - Илюша, (На большой палец) Этот малыш – Ванюша, (Указательный) Этот малыш – Алеша, (Средний) Этот малыш – Антоша (Безымянный) А меньшого зовут Мишуткою , друзья. ( Мизинец). На левой руке: Эта малышка – Танюша, Эта малышка – Ксюша, Эта малышка – Маша, Эта малышка – Даша, А меньшую зовут Наташа.

Слайд 4

«Показали наши пальчики. Наклонились, встали ( сжимаем и разжимаем 3- 5 раз) Все дружно побежали по дорожке».

Слайд 5

«Бежали, бежали и прибежали в музыкальную школу. В музыкальной школе Поиграли на пианино» ( по краю стола переставляем пальчики по очереди , начиная с большого и обратно с мизинца)

Слайд 6

«Побежали дальше. Привела нас дорожка в лес. Наступает вечер. Становится холодно. Пора нам согреться. Разожжём костёр». ( Кинезиологическое упражнение «Колечко») .

Слайд 7

«Наступило утро. Согрелись наши мальчики и девочки возле костра и побежали дальше» (двигаются все пальцы по столу).

Слайд 8

«Прибежали на полянку. На полянке под кустиком сидят два зайчика.» (упражнение двумя руками «Зайчик»).

Слайд 9

« А рядом пасутся две козочки» ( упражнение двумя руками «Коза»).

Слайд 10

На солнышке в травке греются пушистые, нежные, серые киски (упражнение двумя руками «Киска»).

Слайд 11

«Высоко в небе летают птицы(упражнение «Птичка»). Давайте посмотрим ещё раз на зайчиков, потом на козочек, затем на кисок и на птичек. А теперь бежим дальше.»

Слайд 12

«Прибежали к «Весёлому домику Язычка». Домик язычка всегда улыбается - как лягушка»

Слайд 13

Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются. А глаза у них, как блюдца . « На стене в домике весит картина. На ней изображен слон.» Подражаю я слону: Губы хоботом тяну... Даже если я устану, Их тянуть не перестану. Буду долго так держать, Свои губы укреплять.

Слайд 14

Проснулся Язычок рано утром. Открыл окошко . (открывать рот с улыбкой 5 раз). Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка направо – налево)

Слайд 15

Вниз посмотрел : «Нет ли луж на земле?» (с биоэнергопластикой ) (движение языка и кистей рук вниз) . Вверх посмотрел: «Светит ли солнышко ?» ( движение языка и кистей рук вверх).

Слайд 16

Вышел Язычок на крыльцо дома . Вокруг дома длинный забор. Во такой. (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы).

Слайд 17

Увидел язычок во дворе горку, побежал кататься. ( Улыбнуться , открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы ). Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются.

Слайд 18

Возле «Горки» сидит киска, сердится, фыркает . (Улыбнуться , открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается)

Слайд 19

Рядом во дворе стоит качеля . Побежал Язычок на качелю качаться. (Улыбнуться , открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна .) На качелях я качаюсь: Вверх-вниз , вверх-вниз. Высоко я поднимаюсь, Опускаюсь снова вниз .

Слайд 20

Мимо маляр проходил. Решил Язычок покрасить потолок в домике. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться . Одновременно выполняем движения кистей рук. Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускается, Язык к небу поднимается. Поведет вперед-назад, Наш маляр работе рад!

Слайд 21

Решил Язычок и заборчик обновить . (Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка сначала за верхними резцами двигается влево и вправо, затем за нижними. Одновременно работают в одном направлении кисти рук).

Слайд 22

Рядом с домиком пробегала лошадка, громко цокала к опытами она. (упражнение «Лошадка»)

Слайд 23

Рядом с лошадкой бежит жеребёнок. (присасывать кончик языка к альвеолам за верхними зубами 5-6 раз)

Слайд 24

Вдруг на дороге вырос грибок! ( Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка).

Слайд 25

Услышал Язычок звук гармошки, побежал. А там, в лесу, на пеньке сидел зайка и играл на гармошке. Давайте, мы с вами тоже поиграем. (упражнение «Гармошка»). Раз, два, три, четыре – Ротик мы открыли шире. Три, четыре, пять, шесть – И у нас гармошка есть.

Слайд 26

Поиграл на гармошке, набегался, наигрался Язычок, в ернулся домой, л ёг на крылечко позагорать. Вдруг тучка набежала, дождик принесла. Наверное нам, необходимо набрать в чашечку водички для чая. (Упражнение «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы).

Слайд 27

Попил Язычок чаю с вкусным, ароматным, душистым, земляничным вареньем. Испачкалась верхняя губа. Решил Язычок облизать верхнюю губу .(Упражнение «Вкусное варенье».Улыбнуться , открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Слайд 28

Сел Язычок на диван. Решил телевизор посмотреть. А телевизор не работает. Надо антенну настроить. (Самомассаж ушек. Оттягивать, пощипывать, растирать « к озелок », поглаживать). Вот и настроили антенну. Включил Язычок первый канал.

Слайд 29

По первому каналу идёт передача «В мире животных». Показывают индюка с индюшатами. Они громко клокочат . ( Упражнение «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Слайд 30

А вот и жеребята на экране. Фыркают. Давайте с вами тоже пофыркаем. Широкий расслабленный язык положите между губами. Сделайте глубокий вдох. Плечи не поднимаются. Надуваем живот. Сейчас делаем выдох на язычок так, чтобы он начал сильно трястись. Молодцы! Повторим ещё раз.

Слайд 31

Переключил Язычок телевизор на второй канал. По второму каналу показывают отряд барабанщиков. ( Рот широко открыть и слегка растянуть в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Необходимо говорить с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорках »).

Слайд 32

Переключил Язычок телевизор на третий канал. По третьему каналу идёт футбол. ( Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в « воротики ». Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Щёки нельзя надувать).

Слайд 33

Язычок устал , выключил телевизор и лёг спать. Спокойной ночи Язычок! А пальчикам пора возвращаться домой. (пальчики двигаются по столу) . Вот и пальчики вернулись. Устали. Надо отдохнуть. Сам себя ты успокой, Тихо песенку пропой. (Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно)

Слайд 35

Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать (вращать глазами по кругу 2-3 мин.) Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их поскорее. (массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз) Нарисуем большой круг и осмотрим всё вокруг. (глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу ) Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать. (тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды.) Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз. И всё сначала! (поднять глаза вверх, опустить глаза, повернуть глаза в правую сторону, повернуть в левую.) Быстро-быстро поморгай, потом глазкам отдых дай. (Быстро моргать в течение 1 мин.) Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Весенняя звуковая полянка"

В своей работе использую элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, которые наиболее значимы  по степени влияния на здоровье и развитие детей. Их применение способствует личностному...

Авторский конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: "Автоматизация звука Ш"

конспет содержит занятие в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

"Подарки осени. Фрукты - овощи" авторский конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект занятия к презентации с пальчиковыми играми, физкультминутками, речью с движением....

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...

Конспект комплексного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии и с использованием ИКТ "В гостях у Золотой рыбки"

Увлекательное путешествие в удивительный подводный мир, где обитают разнообразные морские животные....


 

Комментарии

Мордухович Наталья Сергеевна

Очень интересно и полезно! Взяла себе на вооружение. Спасибо!!!