Конспект итогового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Весенняя звуковая полянка"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Захарова Валентина Ивановна

В своей работе использую элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, которые наиболее значимы  по степени влияния на здоровье и развитие детей. Их применение способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию дошкольников.

Данное занятие проводится в подготовительной логопедической группе в форме путешествия на "Весеннюю звуковую полянку" с использованием самомассажа, релаксации,артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_zvukovaya_polyanka.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: "Весенняя звуковая полянка"

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление знаний детей по лексической теме “Весна”;

Совершенствование лексико-грамматического строя речи ;

Закрепление знаний о произношении звуков : Л,Р,Ш,Ж,З,С.

Совершенствование навыков звукового, слогового анализа и чтения слов.

Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия,  дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности .

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска; колючие шарики по числу детей; ящик с камешками; мелкие предметы ; изображение большого солнца с лучами;  маленькие солнышки для каждого ребёнка; разноцветные скрепки;  картинки с приметами времён года; «зонт-читалочка»; “солнечные зайчики» с изображением ручейка, ласточки, шмеля, жука, ёжика, зонта, сосулек ; индивидуальные зеркала;  наголовник “тучки»; ромашка с напечатанными слогами; подушечки для каждого ребёнка;  музыкальный центр; диск с записью «Звуки весны».

                                           Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в группу, встают полукругом.

- Поздоровайтесь с гостями,

  Улыбнитесь всем вокруг,

  Руку дайте другу слева

  И скорей вставайте в круг.

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

-   Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Закрепление лексической темы “Весна”

                          Загадка.

Солнце ярче светит, дует тёплый ветер,

Вот и кончилась зима, к нам опять пришла…ВЕСНА.

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

-   Мы сегодня с вами отправимся на весеннюю звуковую поляну, где нас ждёт встреча с трудными звуками. Поэтому мы должны хорошо подготовиться.

Самомассаж  лица и шеи.

«Не циркач и не артист, сам себе я массажист»

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

(Детям раздаются зеркала)

- Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).

А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”).

После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”).

Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).

Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).

После этого Язычок  показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение «Ветер»

- А теперьстановитесь друг за другом, отправимся на весеннюю полянку.

Динамическое упражнение «Дорожка»

По извилистой дорожке (Идут друг за другом, ступая по дорожке, выложенной из дощечек)

На полянку мы пойдём.

Постарайтесь так пройти ,(Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы)

Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдём,

Аккуратненько пройдём.

(Останавливаются на ковре)

-   На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.

(Если день солнечный на жёлтые пятнышки на ковре направить зеркальцем)

-   Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Мы им поможем.

Первый “солнечный зайчик” (на нём ласточка)

(Один из детей берёт “солнечного зайчика”, затем дети присаживаются прямо на ковёр, а логопед на “пенёчек”)

- Что нарисовано на этом солнечном зайчике?

- Какой 1 звук в слове “ласточка”? Как правильно произносить звук Л?

(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются?…зубки открыты или закрыты?…язычок вверху, или внизу?)

Тонкий кончик язычка

Вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

И получится певучий,

Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:

-   Доскажите словечко в стихах-загадках.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке…(лапу)

Михаил играл в футбол,

И забил в ворота…(гол).

 А возле этой ёлки

Бродили злые…(волки)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось…(мыло)

(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)

Второй “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)

(Один из детей приносит “солнечного зайчика”)

- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?

- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?

- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой…)

- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):

РРР!- ракета рвётся ввысь!

РРР!- рычит сердито рысь!

РРР! – раскатистый и громкий

РРР! - рокочущий и звонкий!

- Солнечный  зайчик просит вас повторить  чистоговоркисо звуком «Р».

Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.

Ра, ра, ра – начинается игра,

Ро, ро, ро – новое перо,

Ру, ру,ру- скачет кенгуру,

Ры, ры, ры– летят комары.

(Второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)

Третий“солнечный зайчик” (на нём шмель)

(Следующий ребёнок приносит следующего “солнечного зайчика”)

- Какой первый звук в слове “шмель”?

- В каких ещё словах встречается этот звук?

- Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал.

Вы должны найти предметы ,которые зарыты в этом ящике в мелких камешках. На ощупь определите и скажите, что это.В словах звук «ш» выделите голосом.

Слова: шарик, машина, пушка, мышка, матрёшка, кошка, лошадка, карандаш, лягушка.

Игра «Солнечные зайчики и тучка»(ритмодекламация)

(В стороне стоит ребёнок – «тучка».  Дети – «солнечные зайчики» двигаются поскоками по залу под песню.)

Солнечные зайчики

Скачут по дорожке.

Солнечные зайчики,

Берегите ножки.

Тучка по небу гуляет,           «Солнечные зайчики» прыгают на месте . Тучка            

Наших зайцев догоняет.       ходит вокруг них и говорит на фоне музыки.

Тучка

Если только догоню,

Всех зайчат защекочу!

(«Солнечные зайчики»  убегают на места. « Тучка» их ловит. Пойманных «зайчиков» «тучка» тихонько щекочет.

(Третий “солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)

Четвёртый «солнечный зайчик» (на нём жук)

- Какой  первый звук в слове жук?

- Что вы знаете о звуке «ж»?(согласный, твёрдый, звонкий).

- Сейчас вы превратитесь все в жуков.

-   Давайте с вами вспомним стихотворение  о жуке.

(Дети выполняют соответствующие движения)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке,

Жу,жу,жу – я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

-   Прочитайте слоги на ромашке.

-  Весной просыпаются не только жуки, но и ёжики.

Массаж пальцев рук с помощью колючего мячика

                                    «Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(шарик между ладошками)

Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда-сюда, мне щекотно: да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь  

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

(Четвёртый  «солнечный зайчик «возвращается к солнышку)

Пятый«солнечный зайчик» и на нём …Зонтик.

Но этот зонт необычный, это « Зонтик-читалочка».

Игра «Подбери флажок»

-   (На нём половинки флажков, на которых первые слоги слов, а я вам дам вторые части слов. Вы должны подобрать по рисунку среза половинки флажков и прочитать полученные слова .)

(Пятый «солнечный зайчик» возвращается к солнышку)

- И вот остался на полянке последний“солнечный зайчик” и на нём … сосулька.

- Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?

- А как правильно произносить этот звук?

Язык горочкой пошире

Вниз, в зубы упирается.

Посередине языка

Воздух пробирается.

Струйку воздуха пусти.

Улыбнись и посвисти: ССС !

- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

(Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки)

- Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами)

- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

Игра-упражнение «Солнышко»

(На развитие общей моторики, проводится под музыку)

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках,   (дети показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка.           (показывают руками большое солнце)

Маленькое солнышко я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками.   (поднимают руки над головой и смотрят вверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит,  (показывает руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете!    (поднимают руки над головой и разводят в стороны)

(Последний солнечный зайчик “возвращается” к солнышку)

- Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.

Итог.

-   Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. Я вижу,что вы внимательные и старательные дети. Думаю, что вы  порадовали не только меня, но и всех наших гостей. Спасибо вам большое! И на память о нашем занятии я хочу сделать вам маленькие подарки.