«Использование дыхательной гимнастики в системе работы по формированию правильного звукопроизношения».
методическая разработка по логопедии на тему

Трофимова Анна Алексеевна

 

Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции- осуществления газообмена (поглощения из атмосферы кислорода и выделения в неё углекислоты), дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание.

В системе логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения необходимо особое внимание уделять дыхательной гимнастике. Но при этом необходимо соблюдать определённые условия,последовательность проведения дыхательных упражнений. Данный материал поможет учителям- логопедам, воспитателям ДОУ систематизировать работу по данному направлению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Использование дыхательной гимнастики в системе работы по формированию правильного звукопроизношения».

Учитель- логопед: Трофимова Анна Алексеевна, МАДОУ № 1, город Ковров Владимирской области

Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции- осуществления газообмена (поглощения из атмосферы кислорода и выделения в неё углекислоты), дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание.

Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий,  достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух   при выдохе. Правильное речевое дыхание даёт возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику

 ( Г.В. Артоболевский, З.В. Савкова, М.И. Фомичёв, М.Е.Хватцев).

Э.М. Чарели указывает: от правильного речевого дыхания «зависит красота и лёгкость речевого голоса, его сила, богатство динамических эффектов, музыкальность речи». «Правильное  использование дыхания в речи,- пишет Г.В. Артоболевский,- заключается  во- первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во- вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах)».

Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания, хотя речевое дыхание осуществляется произвольно, а неречевое автоматически.

Важный момент в овладении правильным речевым дыханием - это вопрос о том, каким типом дыхания пользуется человек во время речевого высказывания. Физиологи различают и выделяют три основных типа дыхания: грудной, брюшной и смешанный. В настоящее время большинство исследователей для нормального звучания речи отдают предпочтение смешанному типу дыхания,

 т. е. такому, при котором лёгкие вентилируются равномерно во всех частях, и этот тип дыхания следует расценивать как наиболее выгодный для организма. Грудная клетка при этом типе дыхания расширяется равномерно.

До 19 века старая итальянская школа, уделяя огромное внимание певческому дыханию, не требовала выполнение каких- либо правил, хотя и отдавала предпочтение грудному типу дыхания. Французская школа пения придерживалась такого же мнения.

В настоящее время, в вокальном искусстве отдают предпочтение смешанному, т.е. рёберно- диафрагмальному  типу дыхания. Современные школы пения предлагают совершать вдох экономно, задерживая его при помощи мышц живота.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  • Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  • Слишком большой вдох;
  • Учащённость дыхания;
  • Укороченность выдоха;
  • Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
  • Неправильная осанка.

В системе логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения необходимо особое внимание уделять дыхательной гимнастике.

Комплекс упражнений для воспитания навыков правильного речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя и во время движения.

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

  • Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
  • Не заниматься после еды.
  • Занятия проводить в свободной одежде.
  • Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Рекомендации:

  1. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
  2. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было ещё немного «добрать». Выдох естественный, экономный, без усилий.
  3. Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласных звуках. На одном выдохе произносить не более 3-4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.
  4. В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.
  5. Следить за тем, чтобы не напрягались мышцы шеи, рук, груди; плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.
  6. Необходимо следить за равномерным, свободным дыханием.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи.

 Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых  условий постановки звуков.

Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики (табл. №1).

Система  логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребёнка следующих основных противопоставлений (табл. №2).

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные  взрывные и смычно- щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.

Три основных направления воздушной струи:

  1. Воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно- зубных

 ( В, ВЬ, Ф, ФЬ), заднеязычных (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ), переднеязычных (Т, ТЬ, Д, ДЬ), свистящих (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц).

2.Воздушная струя направлена по центру языка вверх.  Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков и вибрантов

( Р, РЬ).

3.Воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно- проходных (Л, ЛЬ) звуков.

 В соответствии с перечисленными направлениями  прохождения воздушной струи  в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения:

  • « Сдуй снежинки с горки», « Накажем непослушный язычок», «Желобок»,
  •  « Фокусы».
  • «Идет охотник по болоту»

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.

Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:

  • «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл»
  • «Накажем непослушный язычок». На выдохе произносится «П - п - п».
  • «Пулемёт». На выдохе произносится «Т - т - т».
  • «Моторчик». На выдохе произносится « Р - р–р».
  • «Жук». На выдохе произносится «Ж- ж- ж».

В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:

  1. Дутьё при сомкнутых губах.
  2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
  3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

  1. Дутьё при сомкнутых губах.

Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:

  • «Надуть два шарика». Надувать щёки и удержать в них воздух.
  • « Перекатывание шаров». Щёки надуваются поочерёдно.
  • «Худенький Петя». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при открытом рте.
  1. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.

Напряжение круговой мышцы рта.

  • Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
  • Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку, и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
  • Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т.п.
  • Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
  • Задувание свечи.
  • Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
  • Дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
  • Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание  «рыбок». Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
  • Сильно дуть на воду до образования брызг.
  •  Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек.
  • Дутьё с катанием по желобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
  1. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
  • « Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
  • Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
  • Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпать» язык губами, произнося на выдохе слоги «пя - пя- пя».
  1. Дутьё на язык.
  • Посередине языка вдоль его переднего края « сделать дорожку»- положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
  • Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
  • Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свёрнуты так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
  • « Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.

 

 В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

  • Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
  • Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
  • Обращается внимание на то, чтобы ребёнок проводил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.
  • Следить за точностью направления воздушной струи.
  •  Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
  • Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводится не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
  • Нельзя надувать щёки.
  • Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
  •  На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
  •  Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.
  • Упражнения могут выполняться под счёт.

Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приёмы:

  • Тактильный контроль.

Тыльная сторона ладони одной руки ребёнка удерживается перед собственным ртом.  Тыльная сторона ладони другой руки ребёнка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребёнок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить её с образцом. Тот же самый приём можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.

  • «Наматываем нитку на клубок».

В процессе дутья ребёнок изображает руками наматывание нитки на клубок.

  • Графическая схема. Изображение длительных и прерывистых линий.

___      ___   ___   ___   __________   ___   ___   ___   ___________

  • Графическое изображение «дорожек».

Дутьё под счёт.

*______________________*

   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

  • Графическое изображение «волн», «горок».

В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведущей руки по изображённым дорожкам. Направление движения пальца слева направо.

  • Графическое изображение «спирали».

В процессе дутья ребёнок ведёт пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.

Упражнения на развитие воздушной струи.

Цель коррекционно- логопедической работы: выработать

Сильную

          Направленную

                    Длительную

                               Плавную

                                      Ротовую

                                                  Воздушную струю.

«Снежинки».

Педагог даёт ребёнку кусочек ваты. « Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладёт ватку на ладонь и сдувает её с руки. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Ребёнок сдувает ватку- «снежинку» с руки. Упражнение повторяется несколько раз.

« Чей одуванчик раньше улетит?»

Проводится на воздухе во время прогулки (май – июнь). Педагог предлагает подуть на отцветший одуванчик. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на одуванчик».

«Ветерок»

  • Небольшой тонкий листок бумаги зелёного цвета разрезают на узкие полоски и привязывают ниткой к карандашу. « Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так…» Дуют на листочки. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».
  • Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук «Ф» , сдуть ватку на противоположный край стола.  Инструкция: : « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

« Бегущий лыжник»

Из плотной бумаги вырезаются лыжи. Передняя часть лыж загибается.  В центре лыж приклеивается силуэт человека. Ребёнку предлагается подуть на бегущего лыжника.  Инструкция: : « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на лыжника. Помоги ему покататься на лыжах».

«Забей мяч в ворота»

Для игры используют поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно обозначить двумя кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция:  « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

« Фокусы»

Для игры поролоновый шарик прикрепляют на нитку длиной 10-12 см.

Инструкция: « Держи шарик перед губами. Улыбнись. Вытяни губы вперёд трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво отлетает он от твоих губ».

  • Инструкция: « Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык лопаточкой на нижнюю губу. Плавно и долго дуй с лопаточки на шарик».
  • Инструкция: « Держи шарик у носа. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме  чашечки к верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри,  как красиво отлетает шарик вверх».

« Накажем непослушный язычок»

Инструкция:  « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Произнеси на выдохе слоги «пя- пя- пя», пошлёпывая язык губами».

«Желобок»

 Инструкция:  « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на язык».

«Шторм в стакане»

Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция:  « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку,  чтобы вода в стакане забурлила».

«Горка»

Упражнение выполняется аналогично. Инструкция:  «Сдуй снежинки с горки»

( язык горочкой).

«Идёт охотник по болоту»

Инструкция: « улыбнись. Покажи зубы. Прикуси кончик языка. Подуй «. Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате чего будет слышаться звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щёки расслаблены.

«Чей пароход лучше гудит?»

Заготавливаются чистые стеклянные бутылочки высотой примерно 7 см., диаметром горлышка 1- 1,5 см.

«Послушайте, как гудит пузырёк, если я в него подую. Гудит. Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

«Фасолевые гонки»

(Выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из- под конфет оборудована, как дорожки для бегунов- «фасолинок», а начинают они бег при помощи « ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего « бегуна» до финиша.

«Мыльные пузыри»

( формирование сильной целенаправленной воздушной струи)

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Необходимо точно дуть в колечко от мыльных пузырей.

«Новогодние трубочки- шутки»

( развитие длительного плавного и сильного выдоха)

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

«Пускание корабликов»

  • Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики. Можно дуть, вытягивая губы трубочкой. Инструкция:   «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблики».
  • Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот подул прерывистый ветер. Ребёнок дует сильнее со звуком «Ф».

«Пузырь»

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: « Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу педагога « воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук «Ф» и подражая выходящему воздуху. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала «лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли (« воздух медленно выходит в маленькую дырочку»).

«Надуй игрушку»

Педагог заготавливает на каждого ребёнка надувную игрушку маленького размера, такую, чтобы её можно было надуть за 3- 4 выдоха. Педагог показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и выдыхает медленно через рот в отверстие игрушки. Затем дети играют с надувной игрушкой. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати игрушку губами. Глубоко вдохни. Выдыхая воздух, медленно надувай игрушку».

«Глубоко воздух вдыхаем, с силой ветер выдыхаем»

Для дифференциации короткого - длительного выдоха можно использовать графические схемы с буквами. Например,

К     _____           Х   __________________

Аналогично работают с парами звуков: П   ___Ф; Т  ___С;   Т   ___Ш;   Л___Р;

Ч   ____Щ;   Ц   ____С.

Работа по воспитанию воздушной струи может быть продолжена на этапе формирования первичных произносительных навыков, в процессе постановки, автоматизации и дифференциации изолированных звуков в речи. Далее в коррекционной работе внимание уделяется формированию рационального  фонационного ( озвученного ) выдоха. Этому способствует длительное произнесение изолированного звука ( при уточнении или вызывании звука), произнесение на одном выдохе отдельных слов и предложений ( при уточнении  звука в словах , во фразовой речи).

Произнесение на одном выдохе нескольких гласных. Например:

Помоги укачать куклу--- а-а-а…

Зубы заболели, вздыхаем--- о-о-о…

Гудит паровоз- --- у-у-у…

Пароход гудит---  ы-ы-ы…

Жеребёнок ржёт---  и-и-и…

Эхо звучит---   э-э-э…

Произнесение на одном выдохе нескольких согласных. Например:

Сердитый гусь шипит---   ш-ш-ш-…

Паровоз едет, колёса стучат--- ч-ч-ч…

Поют синички--- ц-ц-ц…

Пилит пила--- с-с-с…

Воздух выходит из насоса и свистит --- с-с-с…

Регулярное и систематическое применение упражнений по воспитанию сильной , направленной,  длительной ,  плавной,  ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляционного аппарата, закреплению  навыков  в процессе формирования правильного звукопроизношения.

 

Список литературы

1.Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.

2. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения. Журнал «Логопед в детском саду», 2(5), 2005.

3.Лопухина И.С. логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1988.

4.Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Нарушения речи и голоса у детей.. М., «Просвещение», 1975.

5.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Просвещение, 1988.

6.Рождественская В.И., Радина Е.И.  Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1967

7.Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: просвещение, 1981.

8. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1989.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука ( Р )

Индивидуально-ориентированная  программа по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука (Р)  составлена на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедиче...

КОНСУЛЬТАЦИЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

консультация на тему "система работы по формированию правильного звукопроизношения и развития фонематического восприятия"...

Консультация для педагогов " Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании правильного звукопроизношения"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка...

Система логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения.

В норме, формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4 – 5 годам. Однако не все дошкольники всостоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка....

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗВУКИ: с, з, ш, щ, ж, ц, ч, б, п, т, г, к, д, л, р)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗВУКИ: с, з, ш, щ, ж, ц, ч, б, п, т, г, к, д, л, р)...