дифференциальная диагностика
учебно-методический материал по логопедии на тему

Чиркина Екатерина Николаевна
Дифференциальная диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsialnaya_diagnostika_motornoy_alalii_i_autizma.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма

Критерии сравнения

Моторная алалия

Аутизм

1

По определению

Речевая патология

Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром

2

Раннее развитие речи

Речь развивается неполноценно

Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников

При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне

3

Реакция на обращенную речь

Сохранная постоянная реакция на речь окружающих

Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен

4

Психопатологические симптомы

Отсутствуют

Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции

5

Особенности психического развития

Может наблюдаться ЗПР, дифицитарное развитие

Могут наблюдаться умственная отсталость и неравномерное искажение психических процессов

6

Экспрессивная речь

Активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки

Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий Аграмматизм в незнакомой обстановке

7

Мимико-жестовая речь

Активно используют в общении

Не использует жесты и мимику (распад)

8

Эхолалия

Не отмечается

Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии

9

Просодика

Не нарушена

Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедлений темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса

10

Общение

Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма)

Отказ от общения

11

Эмоционально-волевая сфера

Адекватность эмоций

Неадекватность эмоциональных реакций

12

Моторика

Относительно сохранная (исключения)

Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул.

Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и дизартрии

Произношение звуков у детей с алалией

Произношение звуков у детей с дизартрией

1. Общая характеристика произношения звуков

1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма.
2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма.
3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.
4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски.
5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков

1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма.
2) Преимущественно характерны фонетические нарушения.
3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.
4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск).
5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков

2. Искажения звуков

1) Искажение небольшого количества звуков.
2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков.
3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции

1) Искажение большого количества звуков.
2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков.
3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение

3. Замены звуков

1) Замены артикуляторно сложных звуков.
2) Непостоянные замены звука.
3) Разнообразные замены звука.
4) Взаимозамены звуков сравнительно часты

1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков.
2) Постоянные замены звука.
3) Однообразные замены звука.
4) Взаимозамены звуков сравнительно редки

4. Пропуски звуков

1) Непостоянные пропуски.
2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков

1) Постоянные пропуски.
2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков

 

 

Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и ЗРР

Критерии сравнения

моторной алалии

ЗРР

1

Темп овладения речью

Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи

Задержка темпа речевого развития, его

скачкообразность

2

Спонтанное усвоение языка

Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями

Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка

3

Импрессивная речь

Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова)

Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов

4

Экспрессивная речь

 нарушена программа высказывания,

стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль),

аграмматизм

 с накоплением словаря усиливается аграмматизм

есть программа речевого высказывания,

 отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм

5

Особенности динамики в коррекционной работе

не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект;

 возможны остаточные явления в школьном возрасте

способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями,

 речевую недостаточность преодолевают спонтанно,

 коррекция направлена на звуковую сторону речи,

 к школе преодолевают речевую недостаточность

6

Анатомо-физиологические особенности

Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер

Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются

7

Особенности психической деятельности

Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма

Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма

Критерии сравнения

моторной алалии

Интеллектуальная недостаточность

1

Сущность нарушения

Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов

Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности

2

Предречевое развитие

Соответствует возрасту

Задержка сроков гуления, лепета

3

Динамика развития речи

Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи

- к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом

-  по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется

4

Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей

Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь)

есть программа речевого высказывания,

 отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм

5

Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи)

Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов

Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении

6

Запас знаний

С трудом актуализируется в речи

Ограничен

7

Невербальное мышление

Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение)

Нарушено вербальное мышление

8

Степень обучаемости

Высокая

Низкая

9

Критичность

Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм

Некритичны

Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.

Критерии сравнения

моторной алалии

Нарушение слуха

1

Слух

Слуховая функция сохранна

Слуховая функция нарушена

2

Спонтанное овладение речью

Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся)

Вне специального обучения речь не формируется

3

Импрессивная речь

Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова)

Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов

4

Экспрессивная речь

Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний

Отсутствие экспрессивной речи

5

Просодические компоненты речи

Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны

Просодика нарушена

6

Мимико-жестовая речь

Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями

Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается.

Дифференциальная диагностика (различие) м оторной алалии и нарушений слуха.

Критерии сравнения

моторной алалии

сенсорной алалии

1

Восприятие речи

Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне

Грубо нарушено

2

Понимание речи

Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции

Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего

3

Слуховое внимание

Сохранно

Нарушено

4

Эхолалия

Отсутствует

Присутствует

5

Повторение услышанного

Затрудняются повторить слово, фразу

Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова

6

Коммуникация

Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной)

Нежелание (и невозможность) вступать в общение

7

Мимико-жестикуляторная речь

Активное использование жестов, выразительная мимика

Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики

8

Наличие компенсаторных средств

Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты»

Отсутствие компенсаторных средств

9

Динамика улучшения речи

Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании

Крайне низкий темп при направленном формировании речи

Дифференциальная диагностика (различие) моторной и сенсорной алалии.

Дислалия

Дизартрия

1. У соматически ослабленных детей. Органики нет.

1. Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.)

2. Неврологическая симптоматика отсутствует.

2. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.

3. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.

3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.

4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.

4 Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.

5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный.

5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.

6. Речевая активность повышена

6. Речевая активность снижена.

7. К своему дефекту критичен.

7. «У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».

8. Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.

8. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.

9. Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.

9. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.

10. Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.

10. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.

11. Диафрагмально-речевое дыхание в норме.

11. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано

12. В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.

12. Поведение неровное, часты смены настроения.

13. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.).

13. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности.

14. Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой

14. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой

Дифференциальная диагностика (различие) тахилалии и заикания.

Фактор

Тахилалия

(баттаризм, полтерн)

Заикание

Сознание дефекта

отсутствует

имеется

Речь при напряжении

лучше

хуже

Привлечение внимания к речи

улучшает речь

 

ухудшает

 

Речь, требующая конкретных точных ответов

речь лучше

 

хуже

Чтение хорошо знакомого текста

хуже

 

лучше

 

Чтение незнакомого текста

лучше

хуже

Письмо

 

 

торопливое, повторяющееся, с

неясным почерком

сжатое, напряженное,

заторможенное

 

Отношение к собственной речи

безразличное,

небрежное

боязливое

Психологические переживания

отставленные

 

опережающие

Академические

способности

 

не достигают  возможного уровня,

хотя хорошие и высокие

хорошие и высокие многое зависит от отношений с

преподавателями

Электроэнцефалограмма

дизритмия

 

чаще норма

 

Эффект Ли

ухудшение речи

улучшение речи

Аминазин

улучшение

ухудшение

Психометрические средства

ухудшение

 

улучшение

 

Желание лечиться

 

очень небольшое или

отсутствует

большое

 

Цель терапии

направить внимание на детали речи

отвлечь внимание от деталей

Дифференциальная диагностика сходных речевых патологий бульварной формы дизартрии от псевдобульбарной

Критерии

Бульбарная

Псевдобульбарная

Характер пареза, или паралича речевой мускулатуры

Периферический

Центральный

Характер нарушения речевой моторики

Произвольные и непроизвольные движения

Преимущественно страдают произвольные движения

Характер поражения артикуляционной моторики

Диффузный

Избирательный, с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений

Специфика нарушения звукопроизношения

Гласные приближаются к нейтральному, гласные и звонкие согласные — оглушены

Артикуляция гласных отодвинута назад, наряду с оглушением наблюдается озвончение

В неврологической симптоматике

Мышцы органов артикуляции паретичны

Даже при паретичности в отдельных мышцах отмечается спастичность

Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и детской моторной афазии

Критерии сравнения

Моторная алалия

Детская моторная афазия

1

Анамнез

Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет)

Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет

2

Механизм нарушения

Недоразвитие речи как системы

Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической)

3

Необходимость коррекционного воздействия

Необходимо целенаправленная речевая коррекция

Возможно спонтанное восстановление речи

4

Нарушения ЦНС

Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены

Симптомы локального поражения головного мозга

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний: ЗРР, ЗПР, олигофрения, РДА...

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....

Дифференциальная диагностика ОНР (из опыта работы).

Краткое содержание. Предлагается обратить более пристальное внимание логопедов на разграничение такого понятия, как ОНР. Приводится таблица, помогающая определить структуру дефекта и классифицировать...

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов)....

Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией и стертой дизартрией

Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую   программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче...

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии.

Дифференциальная диагностика  моторной и сенсорной алалии. Таблица....

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...