конспекты занятий по формированию временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
видеоурок по логопедии (старшая группа) на тему

Шацких Татьяна вячеславовна

Разработанная мною компьютерная игра "Времена года"с конспектами занятий с ними предназначена для оптимизации корреционного процесса по формированию временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня. Я полагаю, что у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня возможно более успешное формирование временных представлений (представлений о временах года) при использовании компьютерной игры «Времена года» при следующих условиях:

1. Разработанной компьютерной игры по формированию временных представлений для использования на логопедических занятий.

2. Включения в компьютерную игру заданий-слайдов разнообразных по содержанию, и средствам выразительности.

3. Цикличности использования компьютерной игры «Времена года» как основного метода по формированию временных представлений.

4. Включения ребенка в игровую деятельность с использованием возможностей   компьютера.арших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспекты занятий159 КБ

Предварительный просмотр:

1. Конспект познавательно-речевого занятия по теме «Зима» с использованием компьютерной игры «Времена года»

Цель занятия: уточнение и расширение словарного запаса по данной теме.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • совершенствовать грамматический строй речи (упражнять детей в образовании прилагательных от существительных, образовании однокоренных слов);
  • совершенствовать навыки построения развернутой, грамматически правильно оформленной фразы.

Развивающие:

  • развивать речевую активность, диалогическую речь;
  • развивать фонематические процессы: внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к правильной речевой деятельности (желание говорить правильно).

Оборудование: игра-презентация «Времена года», магнитная доска, магниты, силуэт дерева, вырезанный из газеты, предметные картинки (снежок, снегопад, снежинка, снегурочка, снеговик, снегокат, подснежник, снегири).

Ход занятия

I Организационный момент

Дети входят под музыку.

II Актуализация

Педагог: «Дети, давайте отгадаем загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокожа, белолица.

Вот махнула рукавом –

Все покрыла серебром. (Зима)»

III Знакомство с новым материалом

Педагог: «Вы уже догадались, что сегодня мы с вами поговорим о зиме.

Работа с игрой-презентацией «Времена года»

Открывается слайд с описанием сезона «Зима». Педагог читает описание зимней природы.

Педагог: «Когда мы говорим «Вот и наступила зима»?»

Дети отвечают:

Действительно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Температура воздуха понижается, становится холодно.

Реки, озера и другие водоемы покрываются льдом.

Идет снег. Как называется это явление? (Снегопад).

Как называются большие завалы снега? (Сугробы).

Педагог: «Давайте познакомимся с зимними месяцами»

Открываются слайды с описанием зимних месяцев. Педагог читает характерные признаки каждого месяца.

Педагог: «Ребята, а вы любите зиму?»

Дети отвечают: много интересных занятий: лыжи, коньки, санки. Можно играть снежки, лепить снеговика.

Педагог: «Правильно! Зима – замечательное время года. Давайте с вами слепим снеговика»

Открывается слайд с игрой «Слепи снеговика»

Дети охотно и с интересом играют.

IV Физкультминутка

Давайте немного отдохнем под музыку и покажем, как мы катаемся на лыжах, на коньках, лепим и бросаем снежки.

V  Закрепление «Наряди елку»

 Педагог: «Давайте вспомним, какая бывает зима. Каждый ответ поможет вам повесить игрушку на елку»

Дети называют определения (суровая, мягкая, морозная, снежная), подходят к доске и прикосновением к елочке «вешают» игрушки на елку.

Педагог: «А теперь давайте расположим зимние месяцы в порядке их следования»

Открывается слайд с названием зимних месяцев.

Дети располагают их в правильном порядке.

VI Итог занятия

Педагог: «Скажите, о чем мы сегодня разговаривали? (Дети отвечают) Вы хорошо занимались. До свидания!»

2. Конспект подгруппового логопедического занятия по разделу «Лексика»

Тема: «Зимние забавы»

Цель занятия: продолжение формирования временных представлений по теме «Зима», обогащение словарного запаса по лексическим темам.

Задачи занятия:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • закрепить представления о зиме, явлениях живой природы, неживой природы, о смене времен года;
  • закрепить в речи существительные с обобщенным понятием «зимние забавы»;
  • обогащение лексического словаря по данной теме.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать слуховое внимание и память.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением зимы, зимних видов спорта.

Ход занятия

I  Организационный момент

Логопед: «Здравствуйте, дети! Как ваши дела? Давай с вами поиграем»

II Актуализация

1.Логопед: «Ребята, на прошлом занятии мы с вами разговаривали о зиме. Сегодня мы продолжим эту тему. Скажите какое сейчас время года?»

Дети: «Сейчас зима»

Логопед: «Да, на улице сейчас зима. Это время года. Она приходит после осени. Скажите, а сейчас на улице какая погода – холодная или теплая?»

Дети: «Холодная. Мама тепло одевает!»

Логопед: «Действительно, сейчас холодно. А что еще вы видите на улице?»

Дети: «Много снега, сугробы, а еще ветер дует!»

Логопед: «Молодцы, ответили все правильно. А скажите, сейчас на улице рано темнеет?»

Дети: «На улице всегда темно»

Логопед: «Да, темнеет действительно рано, день короткий, а ночь какая?»

Дети: «Длинная ночь»

Логопед: «Правильно. А вот через месяц будет март и наступит уже другое время года. Какое, ребята, наступит время года?»

Дети: «Весна. И будут лужи!»

Логопед: «Действительно, снег будет таять и будут лужи. А теперь расскажите мне признаки зимы»

Дети: «Зимой холодно, идет снег, дует ветер, темно»

III Знакомство с новым материалом

Логопед: «Ну а какие вы знаете зимние игры и развлечения?»

Дети: «Кататься на санках»

Работа с игрой-презентацией «Времена года»

Логопед: «Верно. Посмотрите на картинку. Кого вы здесь видите?»

Открывается слайд с изображением зимних забав.

Дети с интересом разглядывают и обсуждают картинку.

Логопед: «Скажите, что вы видите?»

Дети: «Дети лепят снежную бабу, другие катаются с горы. Еще катаются на коньках и лыжах»

Логопед: «Правильно. И во все эти игры можно играть только зимой, поэтому их еще называют зимние забавы»

IV Физкультминутка

Давайте немного отдохнем под музыку и покажем, как мы катаемся на лыжах, на коньках, лепим и бросаем снежки.

V  Закрепление материала

Открывается файл «Зимние загадки».

Педагог читает загадки. Дети отгадывают. Для проверки ответа ребенок мышкой нажимает на текст загадки, и появляющаяся стрелка указывает на картинку с правильным ответом.

VI Итог занятия

Логопед: «Ребята! Что мы сегодня с вами делали на занятии?»

Дети: «Рассказывали о зиме и играх»

Логопед: «Вы хорошо справились, молодцы. До встречи!»

3. Конспект познавательно-речевого занятия по теме «Ранняя весна» с использованием компьютерной игры «Времена года»

Цель занятия: формирование временных представлений и словарного запаса по данной теме.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • учить детей составлять простое распространенное предложение;
  • знакомить детей с признаками ранней весны.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • учить слушать товарищей, себя.

Оборудование: предметные и пейзажные картинки «Весна», «Зима», «Лето», «Осень», кассета с записью пения птиц, схемы предложений, игра-презентация «Времена года».

Ход занятия

 I Организационный момент

Входят дети. Логопед предлагает им поиграть.

Надо хлопнуть в ладоши – 4 раза

Надо кивнуть – 5 раз

Надо наклониться вперед – 3 раза

Надо подпрыгнуть – 2 раза

Голову повернуть направо – раз

Голову повернуть налево – два

Кругом – три.

     Ручками похлопали – 1,2,3

Ножками потопали – 1,2,3

Головой кивнули – 1,2,3

И на стул мы сели – 1,2,3

Дети рассаживаются.

II Актуализация

Логопед: Дети, посмотрите на выставленные картинки и найдите, где лето, осень, зима, весна.

Выходят дети, и каждый берет определенную картинку и встают по порядку смены времен года.

Логопед: А теперь мы оставим только зиму и весну. Отгадайте загадки: зима это или весна?

Белый снег лежит кругом,

Речка скрылась подо льдом. (Зима)

Тает снежок,

Ожил лужок. (Весна)

Все бело, бело, бело.

Много снегу намело. (Зима)

По полям бегут ручьи,

По проселкам лужи.

Просыпается медведь

После зимней стужи. (Весна)

III Знакомство с новым материалом

Логопед: К нам в гости пришла веселая Мартышка. Она живет в Африке и никогда не видела ни зимы, ни весны. Она хочет узнать, чем отличается зима и весна. Давайте ей поможем разобраться»

Работа с игрой-презентацией «Времена года»

Открывается слайд с описанием признаков весны. Педагог читает описание весенней природы.

Открываются слайды с описанием весенних месяцев. Педагог читает характерные признаки каждого месяца.

Педагог: «Ребята, представьте, что мы собираемся на весеннюю прогулку. И нам нужно одеться по погоде. Что мы оденем весной?»

Игра «Что лишнее?»

Открывается слайд с изображением предметов гардероба.

Дети охотно и с интересом играют. Манипулируя мышкой, убирают лишние предметы.

Педагог: «Давайте разучим стихотворение про весну»

Открывается слайд с текстом стихотворения.

Педагог вместе с детьми разучивает стихотворение.

IV Физкультминутка

Упражнения на руки: лодочка, пароход, флажок, очки, домик (с опорой на зрительный ряд).

V  Закрепление материала

Логопед: «Давайте поможем Мартышке рассказать своим друзьям в Африке про нашу весну».

Работа с игрой-презентацией «Времена года»

Открывается слайд с изображением весны.

Логопед: «Весна какая?»

Дети: ранняя, теплая, долгожданная, веселая, звонкая.

Небо: чистое, синее, белое, высокое.

Солнце: яркое, весеннее, ласковое, теплое.

Деревья голые, появилась трава, расцвели подснежники.

Снег: грязный, рыхлый, мокрый.

Птицы: перелетные, щебечут, поют, оживились.

Дети: дети вешают скворечника, пускают кораблики.

Открывается файл «Весенние загадки».

Педагог читает загадки. Дети отгадывают. Для проверки ответа ребенок мышкой нажимает на текст загадки, и появляющаяся картинка указывает на правильный ответ.

Педагог: «А теперь давайте расположим весенние месяцы в порядке их следования»

Открывается слайд с названием весенних месяцев.

Дети располагают их в правильном порядке.

VI Итог занятия

Педагог: «Вы хорошо занимались. Теперь вы будете знать, что такое весна! Она уже идет к нам. Здравствуй, весна!»

4. Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию временных представлений с использованием компьютерной игры-презентации «Времена года»

Тема занятия: «Летняя сказка»

Цель занятия: формирование временных представлений и словарного запаса по теме «Лето».

Задачи занятия:

Образовательные:

  • закреплять умение сопоставлять явления по временным признакам;
  • обогащать речь существительными, обозначающими растения, насекомых, птиц;
  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (лето).

Развивающие:

  • развивать внимание, восприятие.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: фонограмма «Голоса птиц», предметные картинки «солнце», «костер», «лампочка», дидактические картинки «Времена года», гелевые шары, изображающие тучки, компьютерная игра-презентация «Времена года».

Предварительная работа: чтение рассказов о лете, разучивание стихотворений, иллюстраций.

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед и дети заходят в группу.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Логопед: «Ребята, посмотрите, сегодня в группе у нас появилось что-то необычное. Как вы думаете, на что это похоже?»

Дети: «Шары, украшение, облачко, капельки, тучка»

II Актуализация

Логопед: «В нашей группе появилась волшебная тучка.

Тучка по небу гуляла.

Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки

Закатились к нам в окошко.

О чем она хочет нам рассказать?»

Логопед подходит к тучке, снимает капельку, на которой написано «Летняя сказка».

III Знакомство с новым материалом

Логопед: «Тучка приглашает нас в сказку!»

Логопед: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?»

Дети: «Зима, весна, лето, осень»

Логопед: «Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились и Осень с Весной. А Лето сказало: «Не беспокойтесь, есть чудо, которое может победить холод» (на мольберте появляются картинки «солнце», «костер», «лампочка»).

Логопед: «Как вы думаете, что из этого может быть чудо, которое поможет Лету?» (солнце).

На мольберте появляются картинки с изображением лета.

Логопед: «Солнце поднялось высоко, светит ярко и сильно. Земля согрелась».

Работа с игрой-презентацией «Времена года»

Открывается слайд с описанием лета.

Педагог читает текст.

Логопед: «Расскажите, лето какое?»

Дети называют приметы лета:

солнце ярко светит;

птички звонко поют;

рожь цветет;

гроза гремит;

цветут цветы.

Открываются слайды с описанием летних месяцев. Педагог читает характерные признаки каждого месяца.

Звучит фонограмма «Голоса насекомых»

Логопед: «Прилетели насекомые на поляну, сели на цветочки. На твоем цветочке кто сидит?»

Дети называют насекомых: пчела, стрекоза, божья коровка, бабочка.

Логопед: «Давайте поговорим о том, какие природные явления бывают летом»

Открывается слайд с изображением природных явлений.

Дети с интересом разглядывают картинки. Затем с помощью мышки выбирают правильные ответы.

Логопед: «Молодцы! Летом, когда уже солнце жаркое, яркое на лугу, на поляне, в лесу цветут цветы. Выходите скорее на полянку. Раз, два, три! Превратились дети в цветы!»

IV Физкультминутка «Цветы»

Логопед: «Что-то давно не было дождя, наши цветочки начали вянуть:

Сначала опустили головки,

Потом листочки.

А потом согнулся весь стебелек до самой земли.

Вдруг закапал дождь, и цветочки начали оживать.

Подул ветерок, зашумели стебельки, затих ветерок.

Раз, два, три! Стали мы опять детьми» (дети выполняют упражнения).

V  Закрепление материала

Логопед: «Сейчас каждый из вас возьмет ленточку и скажет, за что он любит лето. Например: лето благоухающее».

Дети по очереди берутся за ленточку и произносят слова: красивое, нарядное, праздничное, жаркое, цветущее, лучистое, душистое.

Логопед: «Посмотрите, у нас получилось солнышко, а вы его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

VI Итог занятия

Логопед: «Молодцы! Вы хорошо занимались. Давайте скажем дружно: «Мы любим лето!» (дети говорят). А теперь нам пора возвращаться в группу»

5. Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию временных представлений с использованием компьютерной игры-презентации «Времена года»

Тема занятия: «Летняя полянка»

Цель занятия: продолжение формирования временных представлений о лете.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • расширять и активизировать словарь по теме «Лето. Признаки лета».

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание.

Оборудование: компьютерная игра-презентация «Времена года», запись грозы.

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на лесной полянке. Сегодня мы с вами поговорим о самом прекрасном и долгожданном времени года»

Вот и все, дождались!

Вот оно – лето!

А уж нам казалось

Не придет оно!

II Актуализация

Входит девочка, одетая в костюм лета.

«Долгий путь преодолела,

Чтобы вновь прийти,

Осень, долгая зима

Встретились в пути.

Но назло невзгодам,

Будто в чудном сне

Расцвела природа»

Дети хором: «Лету привет!»

III Знакомство с новым материалом

Логопед: «Ребята, послушайте, что это за звук?» (включает запись грозы).

Дети: «Это гроза!»

Логопед: «Правильно! Это гроза. Гремит гром, сверкает молния. И гроза у нас бывает только летом.»

Логопед: «Давайте вспомним, какие еще природные явления бывают летом, кроме грозы». 

Работа с игрой-презентацией «Времена года»

Открывается слайд с изображением природных явлений.

Дети разглядывают картинки. Затем с помощью мышки выбирают правильные ответы.

Логопед: «Молодцы!»

Игра «Эхо»

Логопед: «Невидимкой день-деньской

Ходит-бродит с нами эхо

По тропиночке лесной.

Если в лес вы попадете,

Эхо там всегда найдете.

С эхом будете дружить,

Весело вам будет жить!»

IV Физкультминутка

Логопед: «Солнышко проснулось,

Лучами потянулось.

Расцвели цветочки.

Да и ты не зевай!

Солнцу щечки подставляй!»

Дети выполняют движения, согласно тексту.

V  Закрепление материала

Работа с игрой-презентацией «Времена года»

Открывается слайд с изображением летнего пейзажа.

Дети описывают увиденное.

Игра «Ягоды»

Открывается слайд с заданием «Назови ягоды» (картинки с изображением малины, вишни, красной и черной смородины, земляники, арбуза, клубники, винограда, крыжовника).

Ребенок называет ягоды, нажимает мышкой на картинку с изображением, появляется название ягоды, ребенок его проговаривает.

VI Итог занятия

Логопед: «Ребята, на нашей летней полянке – настоящее лето!

Прилетели птицы,

Расцвели цветы,

Солнце ярко светит

И с ним улыбаетесь вы!»

6. Конспект занятия по формированию временных представлений с использованием компьютерной игры-презентации «Времена года»

«Прогулка в осенний лес»

Цель занятия: формирование временных представлений и словарного запаса по теме «Осень».

Задачи занятия:

Образовательные:

  • формировать представления детей о признаках осени;
  • активизировать словарь по теме «Осень. Деревья».

Развивающие:

  • развивать память, эстетическое восприятие, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность, чуткое, бережное отношение к природе и окружающему миру.

Материалы и оборудование: иллюстрации картин об осени, колокольчик, мяч, игра-презентация «Времена года».

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед: «Ребята, сегодня мы приглашаем вас совершить прогулку в лес» (в группе подготовлена выставка иллюстраций по теме «Осень. Деревья»). Дети знакомятся с иллюстрациями.

II Актуализация

Логопед: «Какое время года изображено на картинах? (Осень). Как вы догадались? (листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают)».

III Знакомство с новым материалом

Работа с игрой-презентацией «Времена года»

Открывается слайд с описанием признаков осени.

Педагог читает текст.

Логопед: «Давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивайте».

Осенью солнце светит (как?) слабее, меньше, редко.

Осенью небо покрыто (чем?) серыми, тяжелыми тучами.

Осенью часто идут (дожди).

Осенью улетают на юг (перелетные птицы).

Осенью в огородах и садах собирают (урожай овощей и фруктов).

Осенью в лесу собирают (грибы, ягоды).

Осенью люди надевают (теплую одежду).

Логопед: «Молодцы! Вы хорошо справились. А теперь давайте подойдем к выставке иллюстраций».

Рассматривание иллюстраций лиственных и хвойных деревьев

Логопед: «Ребята, давайте отгадаем загадку».

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Логопед: «Молодцы! Правильно! Это дерево. Весной оно нас веселит своими первыми зелеными листочками. Летом дает нам прохладу, тень в жаркий день. Осенью дерево дарит свои плоды, а зимой дровами топят печки в деревнях и это тепло согревает людей».

Открывается слайд с текстом загадок про осень.

Логопед читает текст загадки.

Дети охотно и с интересом слушают и отгадывают загадки. Затем, манипулируя мышкой, находят правильные ответы.

IV Физкультминутка

Мы листочки, мы листочки, мы – осенние листочки,

Мы на веточке сидели, ветер дунул – полетели (летать).

Мы летали, мы летали, а потом летать устали (остановились).

Перестал дуть ветерок – мы уселись все в кружок (сели в круг).

Ветер снова вдруг подул, и листочки быстро сдул (полетели).

Все листочки полетели и на землю тихо сели (сели).

V  Закрепление материала

Логопед: «Давайте поговорим про осень».

Работа с игрой-презентацией «Времена года»

Открывается слайд с изображением осеннего пейзажа.

Дети описывают увиденное.

VI Итог занятия

Логопед: «Молодцы! Вы хорошо работали. Мы сегодня говорили об осени, о природе. Наша природа очень хороша. Её нужно беречь, любить, помогать, чтобы она дарила нам свою красоту, радость, здоровье. В выходные дни постарайтесь вместе с родителями прогуляться по осеннему лесу, послушать пение птиц, шуршание осенних листьев под ногами»

7. Конспект подгруппового занятия по формированию временных представлений с использованием компьютерной игры-презентации «Времена года»

Тема занятия: «Осенние месяцы»

Цель занятия: продолжение формирования и закрепление знаний детей об осени, знакомство с осенними месяцами.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • учить правильному использованию лексики, обозначающие осенние приметы в структуре простых предложений;

Развивающие:

  • развивать сенсорные способности детей.

Воспитательные:

  • воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картинный план, наклейки для оценивания, ватман, фломастеры, игра-презентация «Времена года».

 Ход занятия

I Организационный момент

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Времена года». Под музыку дети входят в класс.

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии за хорошую работу вы будете получать наклеечки».

II Актуализация

Логопед: «А теперь послушайте меня. Осенний ветерок принес нам облака. Посмотрим, какое у них настроение».

Вот облачко веселое

Смеется надо мной.

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Мы вместе посмеемся с ним,

Помашем вслед рукой.

И вдруг по небу грозно

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито нам грозит.

Мы погрозим страшилищу,

Пусть далее летит!

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез.

Расстроилось всерьез

Вдруг далеко унес

И вовсе не смешно.

А маленькое облачко

Над озером плывет.

И удивленно облачко

Приоткрывает рот.

Логопед: «Какие вам встретились облака? Придайте лицу выражение радости, удивления, горя, гнева. Какое облако вам понравилось? Покажите, что вам тоже весело».

III Знакомство с новым материалом

Логопед: «Молодцы! На прошлом занятии мы говорили об осени. Вы знаете приметы осени. А теперь давайте поговорим о месяцах, которые относятся к осени».

Работа с игрой-презентацией «Времена года»

Открываются слайды с описанием примет каждого осеннего месяца.

Педагог читает.

Дидактическая игра «Повтори, не ошибись»

сентябрь – октябрь

октябрь – сентябрь

сентябрь – октябрь – ноябрь

октябрь – сентябрь – ноябрь

ноябрь – сентябрь – октябрь

Логопед: «Молодцы!

Какие слова мы сейчас повторяли? (мы повторяли названия месяцев).

К какому времени годы они относятся? (эти месяцы относятся к осени).

 Сколько осенних месяцев мы назвали? (мы назвали три осенних месяца).

Сколько месяцев длится осень? (осень длится три месяца).

Какой месяц обозначает начало осени? (сентябрь).

Какой месяц обозначает середину осени? (октябрь).

Назовите месяцы по порядку (сентябрь – октябрь – ноябрь).

Назовите последний месяц осени (ноябрь).

Работа с компьютерной игрой-презентацией «Времена года»

Педагог: «Давайте разучим стихотворение про осенний месяц сентябрь».

Открывается слайд с текстом стихотворения.

Педагог вместе с детьми разучивает стихотворение.

IV Физкультминутка

Логопед: «А сейчас мы с вами погуляем по осеннему лесу»

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали (свободная ходьба на месте).

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели (смотрят вверх).

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять (ритмичные хлопки в ладоши), нам пора листву собрать (имитация собирания осенних листьев)!

Хорошо мы погуляли, лишь немножечко устали.

V  Закрепление материала

Логопед: «Молодцы! А теперь я предлагаю вам поиграть, а заодно и проверить, как вы усвоили осенние признаки»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки закрывают солнце?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаю ли сапоги?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать!

VI Итог занятия

Логопед: «Молодцы! Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от кустов, цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение! И мы должны с вами беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы» (звучит музыка).

8. Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию временных представлений у детей с ОНР III уровня с использованием компьютерной игры-презентации «Времена года»

Тема занятия: «Путешествие по волшебной стране «Времечко»

Цель занятия: развитие временных ориентировок, автоматизация звуков в самостоятельной речи.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • закреплять навык о временах года;
  • расширять и активизировать лексический запас детей;
  • закреплять правильное произношение звуков в речи.

Развивающие:

  • развивать память, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать контроль за собственной речью.

Оборудование: карточки со схемами времен года, компьютерная игра-презентация «Времена года».

Предварительная работа: разучивание поговорок и пословиц о времени, беседы о временах года, разучивание песни «Три белых коня».

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед: «Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по волшебной стране «Времечко». А поможет нам старичок-годовичок. Старичок-годовичок, иди к нам!»

II Актуализация

Старичок-годовичок: «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Спешил я к вам очень-очень, да заблудился. Видно Леший надо мной подшутил, еле-еле дорогу к вам нашел».

Логопед: «И мы тебя ждали, и очень хорошо, что дождались»

Старичок-годовичок: «Приготовил я для вас много разных заданий и интересных загадок. Отгадайте, когда это бывает?»

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весной)

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? (летом)

Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает? (осенью)

Снег на полях, лед на реке, иней сверкает, когда это бывает? (зимой)

Старичок-годовичок: «Правильно! Мне уж больно по душе зима! Красота какая, прямо душа поет! Давайте споем песенку «Три белых коня».

Дети поют песню «Три белых коня».

Старичок-годовичок: «Жаль, что зимние чудеса да забавы кончаются, а уж как весело было зимой! Давайте вспомним!»

III Физкультминутка «Прилетел ветерок»

Прилетел ветерок,

Прилетел на денек,

Нас погладив ласковой рукой.

А мы наденем лыжи и встанем на коньки.

Настали, настали веселые деньки.

Дети поют песенку, имитируя катание на лыжах и коньках.

IV  Закрепление материала

Старичок-годовичок: «А теперь послушайте мою сказку-загадку:

Вышел Старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. А каждая птица с особым именем. Махнул Старик-годовик первый раз – полетели первые 3 птицы. Повеял холод, мороз. Махнул Старик-годовик второй раз – полетела вторая стайка. Снег на полях стал таять, показались цветы. Махнул Старик-годовик в третий раз – полетела 3 тройка. Стало жарко, душно, знойно, стали рожь жать. Махнул Старик-годовик в четвертый раз – подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. Назовите имена последних трех птиц».

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Работа с компьютерной игрой-презентацией «Времена года»

Открываются слайды с заданиями (1. Скажи, сколько месяцев в каждом времени года; 2. Назови последний месяц осени, второй месяц весны и первый месяц лета).

Дети с помощью мышки выполняют задания.

V Итог занятия

Старичок-годовичок: «Порадовали вы меня сегодня, знания да умения свои показали. Вижу, занимаетесь вы с усердием. И время у нас быстро пролетело. Мне пора. До свидания, ребята!».

Логопед: «Ребята, попрощаемся с нашим гостем».

9. Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию временных представлений с использованием компьютерной игры-презентации «Времена года»

Тема занятия: «В гости к временам года»

Цель занятия: уточнить характерные признаки времен года, выявить простейшие причинно-следственные связи.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • активизировать словарь;
  • обобщить знания о временах года;
  • учить видеть характерные особенности разных времен года;
  • обогащать словарный запас.

Развивающие:

  • развивать образность речи, творческое воображение;
  • развивать эстетическое восприятие красоты природы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать умение слушать товарищей и самого себя.

Оборудование: карточки со схемами времен года, мяч, «волшебный шар», компьютерная игра-презентация «Времена года».

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед: «Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости пришла весна (в руках нарядно одетая кукла). Она приглашает вас в сказку (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»).

II Актуализация

Логопед: «Как называется сказка, где сразу встретились четыре времени года? («Двенадцать месяцев»). Да, правильно! Я приглашаю вас в сказку, в гости к временам года. Но сначала нужно выполнить мои задания».

 Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно, и скажите, о чем я буду говорить:

Рисует, щиплет, трещит, морозит (мороз).

Свищет, бушует, дует, завывает (ветер).

Летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег).

Висит, растет, тает, плачет, капает (сосулька).

Распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут (цветы).

Логопед: «Молодцы! А теперь послушайте внимательно мою загадку и отгадайте ее.

Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

Назовите все четыре времени года (зима, весна, лето, осень)

Маша расскажет нам стихотворение о временах года».

Маша С. рассказывает стихотворение.

Первой к нам зима идет,

Новый год она ведет.

За зимой второй весна,

Говорят, весна – красна.

Третьим лето – все в кустах,

И с малиной на кустах.

А четвертой  - осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Логопед: «Нам пора в сказку. Давайте подойдем к этому волшебному шару и повторяйте за мной:

Тише, тише, свет погас.

Начался волшебный час.

В сказке может все случиться.

Сказка ждет нас впереди.

Скажем дружно: Приходи!»

Логопед: «Вот мы и в сказке. Здесь нас встречает весна. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?»

Дети: «Весной!»

Логопед: «Да, это весна. А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май). Расскажите мне о признаках весны»

Дети рассказывают.

Логопед: «Молодцы! А какое время года приходит на смену весне?»

Дети: «Лето!»

Логопед: «Правильно! А почему лето называют красным? Послушайте песенку лета (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»). Вспомните наиболее яркие впечатления о лете, чем оно вам нравится (сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес)»

Игра «Угадай, какое время года»

Логопед: «Ребята, наша гостья принесла вот какие картинки. Нужно угадать по одному изображению – какое здесь время года» (3-4 ребенка по картинкам отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому, что здесь много цветов» и т.д.)

Логопед: «Правильно! Затем у нас наступает осень. Осень – радостное время года. Она дарит нам  богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди. Как красиво в лесу, парке! Воздух чистый, свежий, улетают на юг перелетные птицы. Об этом времени года написано много картин, стихов, музыки. Давайте посмотрим картину» («Осень» Н. Соколова-Микитова)

Логопед: «Молодцы! А теперь отгадайте загадку. О каком он времени года?»

Кто угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинками –

Над миром пушинками. (Зима)

Логопед: «Да, это зима. Скажите, за что вы любите зиму?» (Зима-волшебница приносит детям много радости. Можно лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, санках, коньках).

III Физкультминутка «Игра с мячом»

Логопед: «Дети, встаньте в круг. Я буду бросать мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и называйте это же слово, но перед ним нужно ставить форму «летний». Например, день – летний день, погода – летняя погода и т. д.».

Дети охотно играют.

IV  Закрепление материала

Логопед: «Славно поработали! А теперь вы меня порадуйте: расположите для меня названия времен года в нужной последовательности».

Работа с компьютерной игрой-презентацией «Времена года»

Открывается слайд с заданием (Назови по порядку все времена года и расположи их в правильной последовательности).

Дети с помощью мышки выбирают картинки с изображением времени года и располагают их в правильном порядке.

Открывается следующий слайд с заданием (Какое время года бывает между летом и зимой; какое время года бывает между зимой и летом).

Дети отвечают на вопрос и после нажатия мышки появляется картинка с правильным ответом.

Логопед: «Ребята, наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад»

V Итог занятия

Логопед: «В какое время года мы путешествовали? В какие игры играли? Вы хорошо занимались, хорошо мне помогали. До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвое...

Конспект занятия по формированию математических представлений у старших дошкольников логопедической группы.

В данном занятие по формированию математических представлений у старший дошкольников логопедической группы использую развивающие игры В.В. Воскобовича. На занятии использую  игровое поле " М...

Методы работы по формированию словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие словаря прилагательных это длительный процесс, опирающийся на постепенном расширении и углублении знаний детей о признаках предметного мира.Поскольку актуализация и расширение словаря признак...

Формирование квазипространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование квазипространственных представленийу старших дошкольников с общим недоразвитием речи           Пространственные представления - необходим...

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...