Главные вкладки

    Как избежать ошибок при обучении дошкольника чтению.
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Кабышева Елена Алексеевна

      Во  многих детских садах в старших и подготовительных группах  проводятся занятия по  развитию навыков чтения и письма, поскольку современное школьное обучение предполагает определенный уровень развития этих  процессов.  Нередко и сами родители  начинают обучать детей читать и писать.

    Стремление родителей обучить детей письму и чтению тем более оправдано, когда ребенок не ходит в детский сад или часто пропускает занятия по болезни. Однако методы и приемы, которыми пользуются родители при таком обучении, далеко не всегда эффективны. Более того, они могут привести к негативным результатам. Поэтому необходимо подробнее остановиться на родительских ошибках при организации и проведении такой работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_chteniyu.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как избежать ошибок при обучении дошкольника чтению.

     

        Во  многих детских садах в старших и подготовительных группах  проводятся занятия по  развитию навыков чтения и письма, поскольку современное школьное обучение предполагает определенный уровень развития этих  процессов.  Нередко и сами родители  начинают обучать детей читать и писать. Иногда дети сами проявляют инициативу: то спросят, какая это буква, то  попробуют прочитать , то скопируют слово и попросят проверить. Стремление родителей обучить детей письму и чтению тем более оправдано, когда ребенок не ходит в детский сад или часто пропускает занятия по болезни. Однако методы и приемы, которыми пользуются родители при таком обучении, далеко не всегда эффективны. Более того, они могут привести к негативным результатам. Поэтому необходимо подробнее остановиться на родительских ошибках при организации и проведении такой работы.

       Прежде всего следует отметить, что обучение письму в современной школе проводится по методике безотрывного письма, с которой подавляющее число родителей незнакомо. Поэтому они могут научить ребенка писать совершенно неправильно, а переучиваться, как известно, труднее, чем овладевать этим навыком впервые. В детском саду детей учат писать только печатными буквами. На это и надо ориентироваться родителям при подготовке детей дома. 

         Будет полезно, если родители не только займутся с детьми письмом печатными буквами, но прежде всего позаботятся подготовить руку ребенка к графической деятельности. Сюда входят такие упражнения, как рисование, копирование, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, выкладывание мозаики. Все это развивает мелкие мышцы,моторику рук, и пространственную ориентировку, что является необходимым компонентом навыка письма. Можно включить в занятия и рисование по точкам на клетчатой бумаге, что в будущем поможет детям ориентироваться в тетради. Проверено, что дети, пришедшие в школу с такой подготовкой, легко овладевают безотрывным письмом. 

         Современная методика обучения чтению начинается со звуко-буквенного анализа слов с использованием графической схемы . По этой методике работают  и в детских садах, и в начальной школе.  Ценность этой методики состоит в том, что обучение по ней положительно влияет на грамотность детей, развивает так называемое чувство языка. 

         Родители редко занимаются этим видом работы самостоятельно. Самое главное – не допускать грубых ошибок, которые потребовали бы переучивания. Самая частая ошибка родителей состоит в том, что  они учат  с ребёнком названия букв, а не звуки. Например, эм , а не м, бэ,  а не б и т.п. Это затрудняет слияние звуков при чтении слогов. . Вместо Ма-ша дети читают:   Эм-а-шэ-а.
     В целом это усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Прочтение же некоторых многосложных слов остается совершенно непонятным ребенку. Такие слова разгадываются им, как ребусы. Например, слово открытка читается как о-тэ-кэ-рэ-ы-тэ-кэ-а. Неудивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто остается непонятым.

         На первом этапе обучения чтению имеет смысл выучить группу звуков ,их последовательность можно взять из азбуки или букваря. Необходимо объяснить ребенку разницу между гласными (тянутся) и согласными (произносятся коротко) звуками. Затем нужно показать, как из согласного и гласного звуков можно составлять слоги. Из выученных букв – звуков (буквы пишутся, звуки произносятся) составляют 3-4 слога, например, ма, ра, ша, на. Требуйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочтет второй (м-м-м-а-а). Так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги и слоги в слова. 

          Потом из знакомых слогов составляют несколько слов (рама, наша, мама и т.д.) и читают их по слогам. Затем добавляют несколько новых букв – звуков (гласных и согласных), составляют из них новые слоги и новые слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога (уж, ан) и сравнить открытый слог с закрытым. Не усвоив разницы между ними, ребенок будет допускать ошибки типа перестановок, читая слоги то слева направо, то справа налево. 

         Если самый первый этап обучения чтению прошел успешно, то ребенку будет нетрудно перейти к чтению многосложных слов и предложений. Прочитав новое слово, ребенок должен повторить его и осознать, что оно значит. Иногда даже простые слова, прочитанные, например, с неправильным ударением, остаются не понятыми детьми. 

         При чтении ребенку могут встречаться и такие слова, которые  ему не знакомы и значение которых  необходимо объяснять.

         Таким образом, родители должны следить за тем, чтобы дети могли повторить и объяснить значение прочитанного слова, а также смысл предложения и текста в целом. У них должна выработаться привычка спрашивать у взрослых о значениях новых, непонятных слов и понятий. Потом из этого вырастет потребность обсудить с родителями прочитанную книгу, обратиться к словарям и справочникам. 

         Многие родители, едва научив ребенка читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее приучится к самостоятельному чтению. Здесь необходимо напомнить, что интеллектуальное развитие детей к 6-7 годам, их интересы и сведения об окружающем требуют чтения уже довольно сложных книг, а техника чтения детей значительно отстает от этого уровня. Даже дети, начавшие читать с 5-летнего возраста, не могут читать столько, сколько нужно для удовлетворения любознательности. Ребенок затрачивает большое количество усилий на преодоление технических трудностей. При этом содержание книги ускользает от него, он быстро устает и может счесть книгу неинтересной. Чтение же книг родителями развивает мышление ребенка, дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас. Кроме того, ребенок учится эмоциональному, выразительному чтению. Таким образом, в период обучения ребенка чтению, в семье должны быть как книги с короткими рассказами и сказками, легко понятные и напечатанные крупными буквами, пригодные для самостоятельного чтения (лучше вслух!), так и более сложная детская литература, необходимая ребенку по возрасту. Ошибочно думать, что читать короткие, порой знакомые, рассказы и сказки детям 6-7лет неинтересно. Самостоятельно прочитанная любимая с раннего детства сказка доставит огромную радость!

    И помните, что уровень и темп обучения чтению и письму, не может быть у детей совершенно одинаковым. Кроме различий в интеллектуальной подготовке, сказываются и индивидуальные особенности детей.

    Желаем удачи!

    Рекомендацию составила учитель-логопед ГБДОУ Детский сад №4 Выборгского района Кабышева Елена Алексеевна на основе материалов сайта http://ext.spb.ru/index.php


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Как избежать ошибок при обучении ребенка чтению?"

    Материал можно использовать как для консультаций логопеда (воспитателя) с родителями с использованием ИКТ, так и самими родителями для предупреждения побуквенного чтения у детей....

    Здоровьесберегающая технология раннего обучения дошкольников чтению по технологии Н.А. Зайцева

    В презентации дано краткое описание применеия тежнологии раннего обучения дошкольников чтению по методике Н.А. Зайцева...

    Основы обучения дошкольника чтению и письму.

    Как правильно учить ребёнка читать и писать? Могут ли родители исправить речь ребёнка? Как помочь ребёнку , если он забывает , путает , неправильно пишет слова? На эти вопросы , вы найдёте ответ в дан...

    Практический материал по обучению дошкольников чтению

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13746265","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

    "Космическая грамота" - конспект занятия по обучению дошкольников чтению

    Итоговое занятие в подготовительной группе, проведённое к Дню космонавтики....