Презентация «Этапы работы для правильного формирования слоговой структуры речи».
презентация по логопедии на тему

Орлова Наталья Викторовна

Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную  кинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является в данном случае  специальная символика

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Этапы работы для правильного формирования слоговой структуры речи».

Слайд 2

Главные тезисы 1. Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическими и грамматическими значениями слова. 2. Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения, предлагается отвести этой патологии особое место как при обследовании дошкольников, так и в процессе коррекции речи. 3. Оценка нарушения слоговой структуры может служить ключом к дифференциальной диагностике различных нарушений речи. 4. Предлагается рассматривать нарушение слоговой структуры как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии ОНР. 5. Самым распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков , преодолению которого предлагается отвести ведущее место в системе коррекционных упражнений. 6. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения. 7. Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную кинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является в данном случае специальная символика

Слайд 3

Основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова 1. непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков. 2. В начале обучения ребёнку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки . 3. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец, различные их комбинации. 4. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребёнок проговаривает отражённо, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.). 5. При формировании слоговой структуры слов в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. 6. В случае возникновения у ребёнка затруднений слогового состава произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура. 7. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

Слайд 4

Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова Весь период обучения делится на четыре этапа: Подготовительный этап – создание фонетико-фонематической базы) Этап формирования слоговой структуры слова – состоит из 3-х ступеней Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова – заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками Заключительный этап – использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи

Слайд 5

1. Подготовительный этап (Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова) 1. Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.) 2. Фонематическая база – способность к воспроизведению: - сочетаний гласных звуков (АУИ, ОАИУ, УОИА и пр.) - слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПА-ПУ); - слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО); - слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ПА-БА); - слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); - слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК);

Слайд 6

2. Этап формирования слоговой структуры слова На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. Для повторения ребёнку даются слова с легко произносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия. 1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур. 2-я ступень . Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков . 3-я ступень . Проговаривание слов (и их сочетаний) содержащих стечение согласных звуков.

Слайд 7

3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Р, Л). Подразумевается, что к началу данного этапа их произношение уже исправлено. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т. к. дефектное произношение стойко закрепляется. Отражённое проговаривание и заучивание: - слов, словосочетаний и предложений; - рифмовок и стихов; - скороговорок; - рассказов;

Слайд 8

4. Заключительный этап Предполагается, что ребёнок должен владеть правильным произношением всех звуков речи. Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи: - составление рассказов по опорным словам; - описание предметов; - придумывание конца или начала к рассказу педагога; - сравнение объектов; - диалог на заданную тему; - рассказывание по воображению; - придумывание сказок по набору игрушек; И т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по теме «Особенности формирования слоговой структуры речи у детей с ОНР-Ι, II.

Данный документ раскрывает осоенности формирования слоговой структуры речи у детей с ОНР-Ι, II уровня, сопровождается презентацией. Приложен конспект индивидуальнго занятия по теме "Автоматизация звук...

Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...

Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения ...

Формирование слоговой структуры речи у дошкольников с ТНР. Презентация (выдержки)

Фомирование слоговой структуры речи у дошкольников с ТНР. Презентация (выдержки)...

Приёмы формирования слоговой структуры речи у дошкольников

В настоящее время увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми патологиями (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и др.)Среди разнообразных нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи...