«Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей с ОНР на занятиях по бисероплетению»
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Коптяева Елена Владимировна

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребе­нок систематически занимался разнообразными видами  творческой деятельности. Это рисование, ап­пликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование.

Моторная ловкость может эффек­тивно развиваться и в различных видах ручных ремесел......

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей с ОНР  на занятиях по бисероплетению»

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и интеллектуальное развитие ребенка в пределах возрастной нормы: это и речь, и мыслительные процессы, а также способность к творчеству.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами  творческой деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование.

Моторная ловкость может эффективно развиваться и в различных видах ручных ремесел.

Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Увлечение бисероплетением подтолкнули к разработке программы  кружка по бисероплетению «Волшебные бусины». Бисероплетение,  известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции.

По желанию ребёнка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. В работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движений кисти рук и пальцев, что стимулирует интеллектуальное развитие детей. 

Цель работы:

Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером. Приобщение детей к основам рукоделия.

Задачи

  • Способствовать  развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
  • знакомят с особенностями художественного языка;
  • развивать органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,
  • развивать умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,
  • способствовать обогащению словаря

Ожидаемый результат

1.  Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.

2.  Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.

3.  Стремление детей к созданию украшений  для  себя  и близких.

Составляя план работы, учитывался  уровень развития мелкой моторики детей, принцип “от простого - к сложному”, разнообразие видов деятельности, и, конечно же, мотивация изготовления поделок.

План был составлен блоками, в каждом блоке содержится несколько занятий отражающих одну тему, количество которых зависит от сложности работы. Освоение блока подразумевает изготовление одной поделки. В работе кружка участвуют дети подготовительной логопедической группы, в количестве 10 человек. Работа запланирована на учебный год и содержит 9 блоков. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут

К нашему творчеству были привлечены родители  посещающих детей. Они помогли приобрести нужный материал для работы, собрали мини-библиотеку по поделкам из бисера.

Начинали с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов, знакомства детей с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской и др. Осваивать техники плетения начинали из мелких бусин и крупного бисера, т.к. некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки, настолько слабы были их пальчики. Нанизывали на проволоку - работа с проволокой безопасна для детей, т.к. не потребуются иголки, а ещё, это очень податливый материал, и изделиям из неё легко придать любую форму.

Сначала использовали приём простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, фенечки для себя и родных, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счете.

Освоив прием простого низания по схеме, использование этого приема в изготовлении игрушек, листьев или лепестков-петелек, мы перешли к технике параллельного плетения. Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Следующая работа  была коллективной. Согласно осенней тематики у нас появилось «Осеннее деревце».  В начале занятия  мы рассматривали картинки «осени», проговаривали осенние приметы. Так мы определили тему нашей работы. Дети самостоятельно выбирали цвет изготавливаемого листика и его размер.

К  8 марта начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь для мамы цветок. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. Цветы – это самый лучший подарок. Большой букет, маленький букетик, всего один цветок – всегда радость. И цветы из бисера своей красотой, поверьте, не уступают живым.

Каждая планируемая поделка содержит несколько занятий. На всех первоначальных занятиях проводится работа по обогащению словаря, развитию лексико-грамматического строя речи, введение в тему.  На этом занятии мы проговариваем, что мы будем делать, выбираем цветовую гамму, составляем композицию поделки. Последующие занятия блока  имеют одинаковую структуру, кроме последнего - итогового. Занятия начинаются с разминки с проговариванием чистоговорки соответствующей планированию по звукопроизношению, далее практическая работа. На итоговом занятии проходит обобщение темы, составление деталей в композицию. В групповых комнатах  постоянно проходят мини-выставки детских работ. Дети, которые быстрее выполняют свою работу, помогают отстающим.

Наши работы остаются незамеченными. Коллективный коллаж «Невесомость» занял призовое место в районном конкурсе детского творчества среди воспитанников ДОУ «Космические дали» муниципальной акции «Служу России».

В марте мы стали участниками  республиканской научно-практической конференции «творческая самореализация субъектов образовательного пространства в системе современного образования».

А с каким восторгом дети готовились к выставке! Участвуя вместе со взрослыми в оформлении выставки, у детей развивается активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления.

Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.

В ходе нашей кружковой работы мы пришли к выводу ,что при   занятиях с бисером не только достигаются поставленные задачи также эти занятия :

  1. способствуют развитию связной речи
  2. способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
  3. знакомят с особенностями художественного языка;
  4. развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на       развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
  5. развивают умственные, конструктивные способности — дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя ее;
  6. способствуют обогащению словаря.

А так же формируются такие необходимые качества, как: взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей "Волшебные комочки"

Методическое пособие для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. В пособии представлена программа и серия апробированных НОД по развитию творческих способностей дошкольнико...

« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...

Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»

Педагогический проект, темой которого является использование нетрадиционных техник рисования....

Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии

Цель: развивать мелкую моторику через нетрадиционны техники лепки – пластилинографию.Задачи достижения поставленной цели:Изучить практический опыт работы педагогов детских садов.Выявить уро...