"Урок тётушки Совы" Буква В. Звуки (В), (В*)
план-конспект занятия по логопедии на тему

Коптяева Елена Владимировна

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

по обучению грамоте. Тема: "Урок тётушки Совы" Буква В. Звуки (В), (В*)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Научить детей характеризовать звуки (В) и (В*) по акустическим и артикуляционным признакам.

Познакомить с буквой «В».

Учить соотносить звук с буквой.

Коррекционно-развивающие:

Упражнять детей в определении места звуков в словах

Упражнять  детей в делении слов на слоги, в определении ударного слога

Развивать фонематические процессы.

Развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

Продолжать работу по чтению слоговых схем, составлению слов по
      звукам, буквам.

Формировать мыслительные операции анализа, синтеза.

Воспитывать культуру звукопроизношения.

закреплять  навык нетрадиционной техники  рисования – песком.

Закреплять умение строить развернутое высказывание - рассуждение,
      обосновывать свое мнение или ответ

продолжать учить выкладывать заданное слово из букв разрезной азбуки

закреплять умение послогового чтения

Коррекционно-воспитательные:

Создать положительный фон для самовыражения, активности, повышения
коммуникабельности детей, снятия эмоционального и физического
напряжения, используя здоровьесберегающие технологии.

воспитывать аккуратность

воспитывать у детей умение выслушивать ответы товарищей

воспитывать самоконтроль за речью

Материал и оборудование;

Картинки для игры «Зашифрованное слово».

Поднос с разноцветными лепестками для игры «Цветное настроение».

Слоговые схемы имен по количеству детей.

Раздаточный материал: таблицы с буквами на каждого ребенка.

плоскостное изображение буквы "В"

клей ПВА, кисти для  клея, цветные карточки, ёмкости с песком.

кассы букв на каждого ребёнка

Буквы из магнитного алфавита (демонстрационный материал).

Диск с циклом образовательных и развлекательных видеопрограмм для
детей «Уроки Тётушки - Совы» (ЗАО «Лазер - видео мультимедиа» г.
Москва).

Телевизор, DVD- плеер.

Запись песни «Чему учат в школе».
Предварительная работа;

Игра «Зашифрованное слово».

Игра «Какое слово спряталось в буквах?»

Игра «Подбери слоговую схему к слову».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - песком.

Ход занятия:

Логопед: - Ребята, сегодня нам пришло видеописьмо. От кого оно
пришло вы сможете узнать, если выполните задание.

"Зашифрованное слово"

        

Логопед: По первым звукам картинок определите, какое слово здесь зашифровано.

(СОВА)
Дети выполняют задание, определяют первый звук в названии каждой картинке. На магнитной доске выкладывают из букв магнитной азбуки слово.

Логопед:  - Как вы догадались, что это слово «сова»?

Какие первые звуки слышатся в названии картинок ? (Ответы детей).

Правильно, при слиянии первых звуков картинок у нас получилось слово
«сова». Это письмо пришло от знакомой нам Тётушки - Совы. О чем она
хочет рассказать в этом письме вы узнаете, если выполните  ещё несколько
заданий. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы справиться со
всеми трудностями, которые вам встретятся. Вы готовы? (Ответы детей).

Для начала давайте посмотрим с каким настроением вы готовы выполнить
все задания. А помогут нам в этом разноцветные лепестки. Выберите
лепесток того цвета, который соответствует вашему настроению. Составив
цветок, мы сможем понять наше настроение.

«Цветное настроение».

Язык красок:

Желтый, оранжевый - веселое, шаловливое, радостное настроение, х
Сопутствует творчеству.

Красный - хорошее, бодрое настроение.

Зеленый - лень и равнодушие.

Синий - спокойствие.

Фиолетовый = грусть, тревожность.

Черный - горе, печаль.

Логопед подводит итог, что у всех самое разное настроение. Накрывает
цветок салфеткой, обращается к детям:

Логопед: для того, чтобы поднять друг другу настроение, оказать помощь и
поддержку, необходимо быть дружелюбным и отзывчивым. Давайте при
помощи пальчиковой гимнастики покажем как мы умеем дружить
пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики, у

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(Пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок. Затем
пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с большого, потом с
мизинца.)

"Слоговая схема"

Логопед: А сейчас пройдите за столы и займите те места, на которых слоговая схема подходит к вашему имени. Подумайте, мысленно произнесите свое имя по слогам, определите количество слогов и ударный слог.

Дети выполняют задание.

Логопед спрашивает некоторых детей, почему они заняли те или иные
места, просит обосновать свой ответ.

Логопед:  Молодцы, справились с заданием, а теперь следующее. Как вы
знаете, сова -мудрая птица. Она учит мудрости и грамоте других. А как вы
понимаете пословицу: «Грамоте учиться - всегда пригодиться»?
(Ответы детей).

Логопед:  Какого человека можно назвать грамотным?

Логопед:  Для чего нужно быть грамотным?
(Ответы детей).

Логопед:  Выполнив следующее задание, вы поймете, что нам хочет дать сова в своем видеописьме.

"Сломанное слово"

(Детям раздаются таблицы с буквами, под каждой буквой цифра указывающая порядковый номер буквы. Дети согласно номеру  выкладывают из букв разрезной азбуки  слово "УРОК").

Какое слово у вас получилось, прочитайте? (Урок).

Проверим, правильно ли это. (Приглашает одного из детей выполнить это
задание на доске).

Действительно, это слово «урок». Перед уроком Тётушки - Совы
немножко отдохнём.

физминутка «Ветер»:
Ветер дует нам в лицо,       (Махи кистями рук)
Закачалось деревцо,        (Покачивание вверху руками)

Ветерок все тише, тише, (Приседания)
Деревцо все выше, выше. (Выпрямляются)

Дети садятся. Логопед  предлагает голосом показать, как завывает
ветер. (В-в-в-в)

Какой звук слышится при шуме ветра? (В)

Логопед: что можно сказать про звук «В»

Дети: согласный, звонкий ,твёрдый.

Логопед: как вы догадались, что он согласный

Дети: при произнесении звука воздуху мешают выходить губы и зубы

Логопед: Какой буквой обозначают звук "В"

Дети: буквой В

логопед показывает изображение буквы "В"

Логопед: какой ещё звук даёт нам буква В

Дети: звук "В*"

Логопед: что можно сказать про звук «В*»

Дети: согласный, звонкий ,мягкий.

Логопед: давайте произнесём звук "В*"

Логопед: что общего между звуками "В"и "В*"

Дети: оба звука согласные и звонкие

Логопед: чем отличаются звуки "В"и "В*"

Дети: звук "В*"-мягкий, звук "В"-твёрдый

Логопед :Ну а теперь, всё внимание на экран.

 Логопед включает видеозапись «Уроки Тётушки - Совы». Знакомство
с буквой «В». На фрагменте, где изображается буква «В», логопед
останавливает кадр и предлагает детям пофантазировать, на что похожа
буква «В». Читает стихотворение В. Степанова:

Словно букву «В», Алёна

Держит трубку телефона.

После просмотра логопед предлагает сделать гимнастику для глаз:

Посмотреть вверх - вниз (три раза).

Посмотреть из стороны в сторону (три раза).

Посмотреть по кругу (нарисовать глазами круг).
Логопед: С какой буквой вас познакомила Тётушка - Сова?

Вспомните слова со звуком «В»  в начале слова

Вспомните слова со звуком "В" в середине слова

Вспомните слова со звуком "В" в конце слова

Вспомните слова со звуком «В*»  в начале слова

Вспомните слова со звуком "В*" в середине слова

Вспомните слова со звуком "В*" в конце слова

Дети перечисляют слова, при затруднениях логопед позывает картинки соответствующие позиции  заданному звуку.

Логопед: Ребята, вы посмотрели как на письме обозначается звук
«В» и "В*". Это буква «В». А теперь, чтобы лучше запомнить, попробуйте её нарисовать при помощи песка.

«Песочная буква"                                                                      

Для начала выберите карточку с изображением буквы «В», на которой вы будете выполнять задание. Цвет карточки должен соответствовать  вашему настроению сейчас. У вас на столах клей ПВА, кисточки для клея и баночки с песком. Нужно намазать клеем букву на карточке по контуру, взять немного песка и насыпать на намазанную поверхность. немного подождав, взять карточку и аккуратно перевернуть, стряхнув неприклеянный песок. Дети выполняют задание под песню «Чему учат в школе».
Логопед: - Замечательные буквы у вас получились, красивые. Скажите, понравилось ли вам занятие и чем оно вам запомнилось? Что нового вы узнали на занятии? Какое задание вам показалось наиболее трудным? Какое наиболее интересным? Выслушивает ответы детей.

А в заключение давайте посмотрим, изменилось ли ваше настроение.
Положите нарисованные буквы возле того лепестка, который выбрали в
начале занятия.

Логопед сравнивает цвет карточки с нарисованной буквой с выбранным изначально цветом лепестка, подводит итог, благодарит детей за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Уроки Тётушки Совы"

презентация на автоматизацию звука "С"...

«Уроки тётушки Совы»

Сценарий образовательной ситуации        в технологии деятельностного метода                   ...

Речевой уголок "Уроки тётушки Совы"

Формирование фонематического восприятия и слуха....

Досуг "Уроки тётушки совы" старшая группа ( ОВЗ)

закрепить с детьми  правила безопасности....

Конспект ОД По образовательной области «Речевое развитие » (обучение грамоте) Тема «Уроки тётушки Совы» (подготовительная к школе группа)

Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)Возрастная группа - подготовительная к школеТема занятия  «Уроки Тётушки  Совы»Интеграция ...

Конспект НОД по ОБЖ «Уроки тётушки Совы»

КонспектНОД по ОБЖ «Уроки тётушки Совы»...

Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы», "Фиксики"

Серия видео-мультфильмов по финансовой грамотности....