Перспективный план работы младшей группы комплекса развивающих упражнений «Речевичок»
календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая группа) на тему

Перспективный план работы кружка,в детском саду (Речевичок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

младшей группы

комплекса развивающих упражнений

«Речевичок»

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1—4 недели сентября — обследование речи и неречевых психических функций детей. Заполнение речевых карт. Наблюдение за детьми в режимные моменты.

1 Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

1.    Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки.
2.    Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками.
3.    Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы.

2. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков

1.    Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а],
[о], [и].
2.    Развитие длительного речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и
их сочетаний.
3.    Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний,

3. Формирование и совершенствование лексического состава языка

Октябрь Лексические темы
1-я неделя — «Семья»;2—3-я недели — «Игрушки»;4-я неделя — «Части тела и лица» .

Ноябрь
1-я неделя — «Туалетные принадлежности»; 2—3-я недели — «Одежда»;4-я неделя — «Обувь» .

Развитие экспрессивной речи

1.       Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить.
2.       Формирование речи как средства общения. Воспитание потребности в речевом общении.
3.       Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения
(игрушки, обувь, одежда).
4.       Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей
мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).

4. Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей:
где? куда? откуда? кому?
ого? у кого? чем?

2. Обучение правильному построению двухсловных предложений:
Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди!
3.        Формирование умения отвечать на вопросы
кто это? что делает?
4.        Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с су-ществительными в роде и числе в именительном падеже :
один жук, синий мяч.

5. Развитие речевого общения

1.        Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Это ляля. Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! На кису.
2.        Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.
3.   Обучение ответам на вопросы
кто это? что это? Формирование умения задавать эти вопросы.
4.   Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.


II период (декабрь, январь, февраль)

1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

1.     Развитие внимания к неречевым звукам, совершенствование умения разлить их.
2.      Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
3. Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова.

2. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков

1.    Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха (3—4 сек.)
2.    Развитие речевого подражания.
3.    Развитие силы и динамики голоса.
4.    Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э], их слияний, слогов с
согласными звуками [м], [п], [б], [д], [т], [н], [м'], [п'], [б'], [д'], [т'], [н'], звукоподражаний.
5.    Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях.
6.    Активизация движений речевого аппарата.
7.    Воспитание умеренного темпа речи (речь с движением).

3. Формирование фонематического восприятия.

1. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции.
2 Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] - [а], [и] - [у], [э] - [о], [и] - [о], [э] - [у].

4. Формирование и совершенствование лексического состава языка

(
Декабрь ,Январь ,Февраль)

Лексические темы 1-я неделя — «Обувь»; 2—3-я недели —
«Мебель»; 4-я неделя — «Новый год. Ёлка».

1—2-я недели — зимние каникулы; проводится только индивидуальная работа;3-я неделя — «Продукты питания»; 4-я неделя —«Посуда». 1-я неделя — «Посуда»; 2—3-я недели — «Домашние птицы»; 4-я неделя —«Домашние животные».

Развитие импрессивной речи

1.    Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных. Обучение детей узнаванию предметов по их назначению и
по описанию.
2.Закрепление понимания обобщающих понятий.
3.   Активное усвоение глагольного словаря (инфинитив и повелительное наклонение глагола).
4.   Развитие понимания грамматических форм речи:
© единственного и множественного числа существительных мужского рода :
стаканстаканы, чайникчайники;
© единственного и множественного числа существительных женского рода:
чашка — чашки, кастрюля — кастрюли;
© глаголов единственного и множественного числа настоящего времени:
естедят, пьетпьют;
© предложных конструкций с простыми предлогами.
5. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.

Развитие экспрессивной речи

1.      Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах
(Аня, кот )
2.      Составление и заучивание двусложных слов из одинаковых слогов
(мама. папа).
3.  Составление и заучивание двусложных слов из разных слогов
(Тома, Даня).
4.  Развитие словаря существительных по изучаемым лексическим темам.
5.  Формирование глагольного словаря за счет активного усвоения инфинитива и повелительного наклонения глаголов.
6.  Пополнение словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет
(красный, синий, желтый, зеленый),свойства(сладкий, кислый),размер(большой, маленький).
7. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов.
союза
и.

5. Формирование грамматического строя речи

1.       Формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского родов в именительном падеже
(кот ~ коты, куклакуклы).
2.   Формирование умения образовывать родительный падеж имен существительных со значением отсутствия
(Чего нет у кота? Хвоста).
3.   Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени
(стоюстоимстоит).
4.   Формирование умения образовывать и
использовать глаголы в повелительном наклонении
(иди, сиди).
5. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и
женского родов единственного числа в именительном падеже
(большой мяч, маленькая груша).
6.   Обучение употреблению предлога
у.
7. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по демонстрации действия.

6. Развитие речевого общения, связной речи
1.    Формирование простого предложения:
Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?
2.    Формирование фразы с прямым дополнением:
Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.
3.    Обучение ответам на вопросы по демонстрации действия и по картинке.
4.    Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них.
5.    Формирование умения заканчивать фразу.
6.    Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки.

III период (март, апрель, май, июнь)

1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия


1.    Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3—4 звуков.
2.    Развитие чувства темпа и ритма.
3.    Воспитание слухоречевой памяти.
4.    Воспитание зрительного внимания и памяти.

2. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков

1.        Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха (4—5 сек.).
2.   Развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными.
3.   Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса.
4.   Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением).
5.     Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности.

3. Развитие фонематического восприятия, дифференциации звуков.
Работа над слоговой структурой слова.

1.   Развитие произносительных навыков. Различение гласных, близких по артикуляции. Сопоставление согласных в открытых слогах: [м]—[п], [м]—[н], [п]—[м], [н]-[т], [п]-[т], [т]-[к].
2.   Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком
(бочкаточка, домком).
3.   Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с
определенной звуко-слоговой структурой
(ротик, лимон, собака, саночки).

4. Формирование и совершенствование лексического состава языка

Март

Лексические темы1-я неделя — «Мамин праздник»;2-я неделя —
«Домашние животные»;3—4-я недели — «Дикие птицы».

Апрель

1—2-я недели — «Дикие животные»;—4-я недели — «Транспорт».
Май
1-я неделя —весенние каникулы, проводится только индивидуальная работа;
2-я неделя — «Лето. Цветы»;
3-я неделя — «Лето. Насекомые»;
4-я неделя — «Лето. Игры с водой».

Развитие импрессивной речи

Продолжение работы по расширению пассивного словаря. Повторение и заменив пройденного: закрепление и дифференциация единственного и множенного числа имен существительных; закрепление и дифференциация единственногои множественного числа глаголов.

Различение глаголов, противоположных по значению
(сниминадень, завяжи- развяжи).

Различение возвратных и невозвратных глаголов
(одеваетсяодевают). обучение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках.

Различение глаголов прошедшего времени по родам
(вымылвымыла ,надел — надела).

Обучение пониманию падежных окончаний существительных.

Обучение пониманию пространственных отношений предметов, выраженных предлогами
на, в, под, из, около, от, за(по демонстрации действий).

Обучение пониманию предлогов
с, без.

Закрепление обобщающих понятий.

Различение противоположных по значению прилагательных
(большоймаленький).

Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения
впередuсзади, вверхувнизу, далекоблизко, справаслева).

Развитие экспрессивной речи

Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение. Формирование глагольного словаря, активное усвоение инфинитива и повелительного наклонения глаголов.

Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов. Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождения предметов
(там, тут, вот, здесь),сравнение(больше, меньше),количество много,мало),оценку действий(хорошо, плохо),ощущения(тепло, холодно,вкусно).

5. Формирование грамматического строя речи

1.   Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже
(маме, киске),творительном падеже(карандашом, топором),родительном падеже с предлогами (у киски).
2.   Обучение образованию и использованию существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами
(зайчик, сырок, носочки, котята, котенок).
3.   Закрепление умения использования глаголов в инфинитиве, повелительном и
изъявительном наклонениях настоящего времени 3-го лица единственного и
множественного числа
{сидеть, сиди, сидит, сидят).
4.   Обучение образованию глаголов изъявительного наклонения от повелительного путем «наращивания» звука [т]
(сиди, сидит).
5.   Обучение образованию и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел изъявительного наклонения по демонстрации действий и по сюжетным картинкам, а также различению вопросов к этим глаголам.
(Что делает?Поет. Что делают?Поют.)
6.   Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единственного числа настоящего времени по демонстрации действия и по картинке
(умывается, одевается).
7.  Обучение согласованию подлежащего со сказуемым.
(Он идёт. Дети спят.)
8.  Согласование прилагательных, обозначающих признаки предметов, с
существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.
9.   Согласование местоимений с существительными.
(Моя книжка. Мой мяч.)
10.   Правильное употребление местоимений
меня, в родительном и
дательном падежах.
11.   Различение рода и числа глаголов прошедшего времени
(упал, упала, упали).

6. Развитие речевого общения, связной речи

1.    Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам: кто это? что он делает? что это?
2. Подбор существительных к глаголам.(Сидит кто?Девочка, собака, кошка.)
3.    Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с
одним действующим лицом.
(Дети спят. Мама варит суп.)
4.    Развитие умения использовать инфинитив глаголов в словосочетаниях.
(Хочу есть. Можно поиграть?)
5.    Совершенствование умения договаривать словосочетания в разучиваемых стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов.
6.    Заучивание небольших песенок, потешек, стишков со зрительной опорой на картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды группы

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ в группе с новым набором (можно в новом помещении) АВГУСТРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИРемонт группыОформление стен групп...

Перспективный план работы кружка «ИГРАЛОЧКА» (Развивающие игры) вторая младшая группа

Создать условия детям для умения видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры. ...

Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста

Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей  группы...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми средней группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми средней   группы...

Перспективный план работы факультатива интеллектуально-развивающий направленности «По дорожкам финансовой грамотности».

Пояснительная записка     Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.   Дети рано включ...