Перспективный план работы факультатива интеллектуально-развивающий направленности «По дорожкам финансовой грамотности».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Лысоконь Ольга Вячеславовна

Пояснительная записка

     Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.   Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными математическими и экономическими знаниями.

     С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой. Это поможет им в будущем не влезать в долги, аккуратно вести свой бюджет.

Цель факультатива: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы.

Задачи факультатива:

  1. Формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
  2. Развитие речи, введение в активную речь элементарных математических и финансовых терминов, активное использование знаний и умений.
  3. Развитие первичных приемов логического мышления.
  4. Развивать эмоциональную среду детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку.
  5. Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.
  6. Понимать и ценить окружающий предметные мир (мир вещей как результат труда людей).
  7. Осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги».
  8. Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

 

Формы организации детской деятельности на факультативе:

  1. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
  2. Игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
  3. В занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
  4. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.

 

Методы:

  1. словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пересказ);
  2. метод игры (дидактические игры, игры на развитие внимания, памяти);
  3. практический (выполнение по инструкции работ на заданную тему);
  4. наглядный (с помощью наглядных материалов: сюжетных картинок, рисунков, плакатов, фото).

 

 Ожидаемый результат:

  1. В конце учебного года планирую сформировать у детей следующие понятия и представления: 
  2. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. 
  3. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. 
  4. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник). 
  5. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). 
  6. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде). 
  7. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). 
  8. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь). 
  9. Финансы – это интересно и увлекательно.

  Режим занятий:

Группа :23 человек

Срок: 4 раза в месяц 

Время: от 20 до 25 минут.

    

 

Учебно-тематический план

 

                                                                   Сентябрь

 

08.09.2023

Мониторинг детей

15.09.2023

«Путешествие в страну денег» (изготовление копилок)

22.09.2023

«Потребности человека и их реализация в жизни»

29.09.2023

Презентация «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег.

 

Октябрь

 

06.10.2023

«Экономика и финансы в сказках»

13.10.2023

«Просмотр мультфильмов по финансовой грамотности»

20.10.2023

«Экскурсия в магазин «Маленькие покупки»»

27.10.2023

«Экономическая игра с решением проблемной ситуации»

 

Ноябрь

 

03.11.2023

Деловая игра  «Раз не найден клад - беги в банке делать вклад».

10.11.2023

«Где мне взять побольше денег? – одолел меня вопрос»

17.11.2023

Деловая игра «Рекламное агентство»

24.11.2023

«Банкомат – домик для денег»

 

 

Декабрь

 

01.12.2023

«Как потопаешь, так  и полопаешь»

08.12.2023

«Туристический финансовый поход»

15.12.2023

«Желания и потребности»

22.12.2023

«Интересные покупки в городе игрушек»

 

 

Январь

 

12.01.2024

Квест-игра «Пять копеек – это много?»

19.01.2024

«Счастье не в деньгах, понятно, но с деньгами жить приятно!»

26.01.2024

«Экономическая игра «Что, где, почем?»»

 

Февраль

 

02.02.2024

Разбор проблемных ситуаций «Ребенок в магазине»

09.02.2024

«Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются»

16.02.2024

Игра: «Подбери монету к товару» Рисование «Деньги»

23.02.2024

«Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах»

 

 

Март

 

01.03.2024

«Деньги прошлого, настоящего и будущего»

15.03.2024

«Книги о деньгах для детей!»

22.03.2024

«Семейный бюджет и расходы семьи»

29.03.2024

«Копейка рубль бережет!»

 

 

 

 

 

      Апрель

 

05.04.2024

«Все деньги очень любят счет»

12.04.2024

«Трать с умом, как зайчик Фунди»

19.04.2024

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»

26.04.2024

«Знакомство с профессиями работников банка»

 

 

      Май

 

03.05.2024

«Как научить ребенка обращаться с деньгами и копить»

10.05.2024

«За годом год, за веком век, живет с деньгами человек!»

17.05.2024

КВН «Путешествие по стране Экономика» (по

итогам года).

 

 

 

 

        Список литературы:

  1. Л.Г. Киреева «Играем в экономику»
  2. И.В. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика» М.: Вита-пресс, 2016.
  3. Н.А. Крючкова Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
  4. Е.В. Колесникова Математика для детей 6-7 лет
  5. Е.В. Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie_po_finansovoy_gramotnosti_.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы факультатива  

интеллектуально-развивающий направленности  

«По дорожкам финансовой грамотности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Лысоконь О.В.

 

 

 

2023-2024 учебный год

                 

                                 Пояснительная записка

     Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.   Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными математическими и экономическими знаниями.

     С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой. Это поможет им в будущем не влезать в долги, аккуратно вести свой бюджет.

Цель факультатива: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы. 

Задачи факультатива:

  1. Формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов. 
  2. Развитие речи, введение в активную речь элементарных математических и финансовых терминов, активное использование знаний и умений. 
  3. Развитие первичных приемов логического мышления. 
  4. Развивать эмоциональную среду детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку. 
  5. Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи. 
  6. Понимать и ценить окружающий предметные мир (мир вещей как результат труда людей). 
  7. Осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги». 
  8. Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. 

 

Формы организации детской деятельности на факультативе:

  1. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
  2. Игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
  3. В занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
  4. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.

 

Методы:

  1. словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пересказ);
  2. метод игры (дидактические игры, игры на развитие внимания, памяти);
  3. практический (выполнение по инструкции работ на заданную тему);
  4. наглядный (с помощью наглядных материалов: сюжетных картинок, рисунков, плакатов, фото).

 

 Ожидаемый результат:

  1. В конце учебного года планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:  
  2. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.  
  3. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.  
  4. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).  
  5. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).  
  6. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).  
  7. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).  
  8. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).  
  9. Финансы – это интересно и увлекательно. 

  Режим занятий:

Группа :23 человек

Срок: 4 раза в месяц 

Время: от 20 до 25 минут.

     

Учебно-тематический план

                                                                   Сентябрь

08.09.2023

Мониторинг детей

15.09.2023

«Путешествие в страну денег» (изготовление копилок)

22.09.2023

«Потребности человека и их реализация в жизни»

29.09.2023

Презентация «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег.

Октябрь

06.10.2023

«Экономика и финансы в сказках»

13.10.2023

«Просмотр мультфильмов по финансовой грамотности»

20.10.2023

«Экскурсия в магазин «Маленькие покупки»»

27.10.2023

«Экономическая игра с решением проблемной ситуации»

Ноябрь

03.11.2023

Деловая игра  «Раз не найден клад - беги в банке делать вклад».

10.11.2023

«Где мне взять побольше денег? – одолел меня вопрос»

17.11.2023

Деловая игра «Рекламное агентство»

24.11.2023

«Банкомат – домик для денег»

Декабрь

01.12.2023

«Как потопаешь, так  и полопаешь»

08.12.2023

«Туристический финансовый поход»

15.12.2023

«Желания и потребности»

22.12.2023

«Интересные покупки в городе игрушек»

Январь

12.01.2024

Квест-игра «Пять копеек – это много?»

19.01.2024

«Счастье не в деньгах, понятно, но с деньгами жить приятно!»

26.01.2024

«Экономическая игра «Что, где, почем?»»

Февраль

02.02.2024

Разбор проблемных ситуаций «Ребенок в магазине»

09.02.2024

«Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются»

16.02.2024

Игра: «Подбери монету к товару» Рисование «Деньги»

23.02.2024

«Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах»

Март

01.03.2024

«Деньги прошлого, настоящего и будущего»

15.03.2024

«Книги о деньгах для детей!»

22.03.2024

«Семейный бюджет и расходы семьи»

29.03.2024

«Копейка рубль бережет!»

      Апрель

05.04.2024

«Все деньги очень любят счет»

12.04.2024

«Трать с умом, как зайчик Фунди»

19.04.2024

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»

26.04.2024

«Знакомство с профессиями работников банка»

      Май

03.05.2024

«Как научить ребенка обращаться с деньгами и копить»

10.05.2024

«За годом год, за веком век, живет с деньгами человек!»

17.05.2024

КВН «Путешествие по стране Экономика» (по

итогам года).

        Список литературы:

  1. Л.Г. Киреева «Играем в экономику»
  2. И.В. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика» М.: Вита-пресс, 2016.
  3. Н.А. Крючкова Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
  4. Е.В. Колесникова Математика для детей 6-7 лет
  5. Е.В. Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы факультатива «Радуга красок» Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как один из способов развития мелкой моторики»

Цель: Развивать  у детей мелкую моторику  и творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....

Перспективный план работы факультатива «Играем в сказку» во второй младшей группе

Цель: развитие речи и коммуникативных отношений через театральную деятельность....

Перспективный план работы факультатива II младшей группы «Затейники» (театральная деятельность)

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планирован...

Методическая разработка "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности"

В материале подробно описаны темы на учебный год, приведены формы работы по той или иной теме, беседы и интерактивные задания....

Перспективные план работы в подготовительной группе «Обучение детей основам финансовой грамотности»

Перспективные план работы в подготовительной группе «Обучение детей основам финансовой грамотности»...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Материал содержит практические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста базисных экономических понятий. Серия конспектов, игр поможет педагогам, объяснить детям, что ценность, сколько...