Перспективный план работы факультатива интеллектуально-развивающий направленности «По дорожкам финансовой грамотности».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными математическими и экономическими знаниями.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой. Это поможет им в будущем не влезать в долги, аккуратно вести свой бюджет.
Цель факультатива: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы.
Задачи факультатива:
- Формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
- Развитие речи, введение в активную речь элементарных математических и финансовых терминов, активное использование знаний и умений.
- Развитие первичных приемов логического мышления.
- Развивать эмоциональную среду детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку.
- Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.
- Понимать и ценить окружающий предметные мир (мир вещей как результат труда людей).
- Осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги».
- Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Формы организации детской деятельности на факультативе:
- В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- Игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- В занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
- Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пересказ);
- метод игры (дидактические игры, игры на развитие внимания, памяти);
- практический (выполнение по инструкции работ на заданную тему);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: сюжетных картинок, рисунков, плакатов, фото).
Ожидаемый результат:
- В конце учебного года планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Режим занятий:
Группа :23 человек
Срок: 4 раза в месяц
Время: от 20 до 25 минут.
Учебно-тематический план
Сентябрь
08.09.2023 | Мониторинг детей |
15.09.2023 | «Путешествие в страну денег» (изготовление копилок) |
22.09.2023 | «Потребности человека и их реализация в жизни» |
29.09.2023 | Презентация «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег. |
Октябрь
06.10.2023 | «Экономика и финансы в сказках» |
13.10.2023 | «Просмотр мультфильмов по финансовой грамотности» |
20.10.2023 | «Экскурсия в магазин «Маленькие покупки»» |
27.10.2023 | «Экономическая игра с решением проблемной ситуации» |
Ноябрь
03.11.2023 | Деловая игра «Раз не найден клад - беги в банке делать вклад». |
10.11.2023 | «Где мне взять побольше денег? – одолел меня вопрос» |
17.11.2023 | Деловая игра «Рекламное агентство» |
24.11.2023 | «Банкомат – домик для денег»
|
Декабрь
01.12.2023 | «Как потопаешь, так и полопаешь» |
08.12.2023 | «Туристический финансовый поход» |
15.12.2023 | «Желания и потребности» |
22.12.2023 | «Интересные покупки в городе игрушек» |
Январь
12.01.2024 | Квест-игра «Пять копеек – это много?» |
19.01.2024 | «Счастье не в деньгах, понятно, но с деньгами жить приятно!» |
26.01.2024 | «Экономическая игра «Что, где, почем?»» |
Февраль
02.02.2024 | Разбор проблемных ситуаций «Ребенок в магазине» |
09.02.2024 | «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются» |
16.02.2024 | Игра: «Подбери монету к товару» Рисование «Деньги» |
23.02.2024 | «Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах» |
Март
01.03.2024 | «Деньги прошлого, настоящего и будущего» |
15.03.2024 | «Книги о деньгах для детей!» |
22.03.2024 | «Семейный бюджет и расходы семьи» |
29.03.2024 | «Копейка рубль бережет!» |
Апрель
05.04.2024 | «Все деньги очень любят счет» |
12.04.2024 | «Трать с умом, как зайчик Фунди» |
19.04.2024 | Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр» |
26.04.2024 | «Знакомство с профессиями работников банка» |
Май
03.05.2024 | «Как научить ребенка обращаться с деньгами и копить» |
10.05.2024 | «За годом год, за веком век, живет с деньгами человек!» |
17.05.2024 | КВН «Путешествие по стране Экономика» (по итогам года). |
Список литературы:
- Л.Г. Киреева «Играем в экономику»
- И.В. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика» М.: Вита-пресс, 2016.
- Н.А. Крючкова Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
- Е.В. Колесникова Математика для детей 6-7 лет
- Е.В. Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Перспективный план работы факультатива
интеллектуально-развивающий направленности
«По дорожкам финансовой грамотности».
Воспитатель: Лысоконь О.В.
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными математическими и экономическими знаниями.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой. Это поможет им в будущем не влезать в долги, аккуратно вести свой бюджет.
Цель факультатива: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы.
Задачи факультатива:
- Формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
- Развитие речи, введение в активную речь элементарных математических и финансовых терминов, активное использование знаний и умений.
- Развитие первичных приемов логического мышления.
- Развивать эмоциональную среду детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку.
- Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.
- Понимать и ценить окружающий предметные мир (мир вещей как результат труда людей).
- Осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги».
- Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Формы организации детской деятельности на факультативе:
- В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- Игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- В занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
- Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пересказ);
- метод игры (дидактические игры, игры на развитие внимания, памяти);
- практический (выполнение по инструкции работ на заданную тему);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: сюжетных картинок, рисунков, плакатов, фото).
Ожидаемый результат:
- В конце учебного года планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Режим занятий:
Группа :23 человек
Срок: 4 раза в месяц
Время: от 20 до 25 минут.
Учебно-тематический план
Сентябрь
08.09.2023 | Мониторинг детей |
15.09.2023 | «Путешествие в страну денег» (изготовление копилок) |
22.09.2023 | «Потребности человека и их реализация в жизни» |
29.09.2023 | Презентация «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег. |
Октябрь
06.10.2023 | «Экономика и финансы в сказках» |
13.10.2023 | «Просмотр мультфильмов по финансовой грамотности» |
20.10.2023 | «Экскурсия в магазин «Маленькие покупки»» |
27.10.2023 | «Экономическая игра с решением проблемной ситуации» |
Ноябрь
03.11.2023 | Деловая игра «Раз не найден клад - беги в банке делать вклад». |
10.11.2023 | «Где мне взять побольше денег? – одолел меня вопрос» |
17.11.2023 | Деловая игра «Рекламное агентство» |
24.11.2023 | «Банкомат – домик для денег» |
Декабрь
01.12.2023 | «Как потопаешь, так и полопаешь» |
08.12.2023 | «Туристический финансовый поход» |
15.12.2023 | «Желания и потребности» |
22.12.2023 | «Интересные покупки в городе игрушек» |
Январь
12.01.2024 | Квест-игра «Пять копеек – это много?» |
19.01.2024 | «Счастье не в деньгах, понятно, но с деньгами жить приятно!» |
26.01.2024 | «Экономическая игра «Что, где, почем?»» |
Февраль
02.02.2024 | Разбор проблемных ситуаций «Ребенок в магазине» |
09.02.2024 | «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются» |
16.02.2024 | Игра: «Подбери монету к товару» Рисование «Деньги» |
23.02.2024 | «Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах» |
Март
01.03.2024 | «Деньги прошлого, настоящего и будущего» |
15.03.2024 | «Книги о деньгах для детей!» |
22.03.2024 | «Семейный бюджет и расходы семьи» |
29.03.2024 | «Копейка рубль бережет!» |
Апрель
05.04.2024 | «Все деньги очень любят счет» |
12.04.2024 | «Трать с умом, как зайчик Фунди» |
19.04.2024 | Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр» |
26.04.2024 | «Знакомство с профессиями работников банка» |
Май
03.05.2024 | «Как научить ребенка обращаться с деньгами и копить» |
10.05.2024 | «За годом год, за веком век, живет с деньгами человек!» |
17.05.2024 | КВН «Путешествие по стране Экономика» (по итогам года). |
Список литературы:
- Л.Г. Киреева «Играем в экономику»
- И.В. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика» М.: Вита-пресс, 2016.
- Н.А. Крючкова Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
- Е.В. Колесникова Математика для детей 6-7 лет
- Е.В. Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы факультатива «Радуга красок» Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как один из способов развития мелкой моторики»
Цель: Развивать у детей мелкую моторику и творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1024400-1541772798.png)
Перспективный план работы факультатива «Играем в сказку» во второй младшей группе
Цель: развитие речи и коммуникативных отношений через театральную деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/18/picture-1031973-1524036134.jpg)
Перспективный план работы факультатива II младшей группы «Затейники» (театральная деятельность)
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планирован...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/04/picture-736249-1588603548.jpg)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/09/picture-1442694-1670587993.jpg)
Методическая разработка "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности"
В материале подробно описаны темы на учебный год, приведены формы работы по той или иной теме, беседы и интерактивные задания....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/13/picture-1348963-1705136213.jpg)
Перспективные план работы в подготовительной группе «Обучение детей основам финансовой грамотности»
Перспективные план работы в подготовительной группе «Обучение детей основам финансовой грамотности»...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Материал содержит практические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста базисных экономических понятий. Серия конспектов, игр поможет педагогам, объяснить детям, что ценность, сколько...