Перспективный план работы факультатива «Радуга красок» Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как один из способов развития мелкой моторики»
материал по рисованию (младшая группа) на тему

Цель: Развивать  у детей мелкую моторику  и творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ №7

(ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

                                                                Утверждаю

Перспективный план работы факультатива

«Радуга красок»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования,

как один из способов развития мелкой моторики»

Воспитатель

Машошина Л. В.

2016г.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Цель:

Развивать  у детей мелкую моторику  и творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

  -Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

- Отслеживать влияние развития мелкой моторики на развитие речи дошкольника.

- Учить рисовать с помощью кисти, поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки на ограниченной поверхности;

- Учить делать отпечатки ладонью и доводить их до определённого образа;

- Учить закрашивать одноцветные предметы, стараясь не выходить за контур;

- Учить различать и называть основные цвета;

- Развивать мелкую моторику, речь и мышление.

Предполагаемый результат: овладение ребёнком нетрадиционными техниками рисования.


Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.


Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок  жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы  дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.


Перспективный план работы кружка «Радуга красок»

Сентябрь 

1. «Бабочка».

Прежде всего, малышу надо показать, как эти картинки раскрашивать. Возьмите пальчик малыша, обмакните пальчик в краску и покажите, как пальчиком можно раскрашивать рисунок.

2. «Грибочек»

Ребёнок макает ватную палочку в краску и наносит точки на рисунок, контур готовый.

3. «Весёлые петушки».

Обмакнём четыре пальца в краску разных цветов и проведём четыре разноцветные линии. У нас получилась дорожка, по которой будут шагать наши петушки. Когда ребёнок делает отпечаток ладошкой, обязательно нужно напомнить, что большой палец отставить в сторону, а остальные пальцы пусть смотрят вверх. Большой палец – голова петушка, а остальные пальчики – крылышки. Педагог помогает дорисовать петушку гребешок и бородку.

4. «Зайчик на лужайке».

Два отпечатка кулачка жёлтой краской, наложенные один на другой, - основа для солнышка. Пальчиком дорисуем лучики, пусть наше солнышко будет весёлым и лучистым. Далее два отпечатка кулачка и получается тело зайчика. Отпечатки больших пальцев – это лапы, отпечаток указательного - хвостик. Ушки получатся из отпечатка всего указательного пальчика, точно также, как получились лучики солнца.

Октябрь 

1. «Мой любимый дождик».

Познакомить детей с техникой рисования пальчиками, показать приёмы рисования точек.

Нарисовать дождик пальчиками.

2. «Зёрнышки для цыплят».

Продолжать учить рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Нарисовать пальчиками точки зёрнышки.

3. «Домашнее консервирование».

Учить детей рисовать пальчиками на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма, речь и мышление.

Силуэт банок, на них нарисовать пальчиками точки – ягоды.

4. «Разноцветные листочки»

Учить рисовать пальчиками, используя разные краски. Познакомить с основными цветами.

Обмакивать пальчики в краску и делать отпечатки на веточках дерева – листочки.

Ноябрь

1. «Окошки в тереме».

Учить детей ставить отпечатки поролоновым тампоном. Развивать память и мышление.

Рисование окошек в теремке поролоновым тампоном.

2. «Звёздное небо».

Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки и предметы круглой формы. Воспитывать доброту и отзывчивость.

Рисование на черном картоне пальчиками точки – звёздочки.

3. «Следы от улиток».

Учить детей правильно держать поролоновый тампон за кончик тремя пальцами, проводить пересекающие линии, не отрывая тампона от бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев.

Рисование длинных пересекающих линий, поролоновым тампоном.

4. «Помоги зайчику».

Учить детей рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Рисование пальчиком линий на крупе.

Декабрь

1. «Падающий снег»

Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу. Учить передавать слова стихотворения с помощью соответствующих движений.

Рисование пальчиками падающий снег, распределяя по всему листу.

2. «Букет».

Продолжать рисовать пальчиками точки, используя разные краски.

Рисование пальчиками разноцветных точек, букет цветов.

3. «Закрасим ёлочку».

Учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона.

Закрашивание поролоновым тампоном силуэт ёлочки.

4. «Новогодняя елка»

Продолжать учить рисовать пальчиками разноцветные точки. Закреплять знание основных цветов.

Рисование пальчиками разноцветных точек, огоньки на ёлочке.

Январь

1. «Снег идёт».

Учить делать отпечатки с помощью ватных тампонов.

Рисование снежинок ватным тампоном.

2. «Мяч».

Учить детей правильно держать кисть набирать краску на ворс. Рисовать кистью круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Развивать координацию движений.

Рисование кистью на листе мяча.

3. «Воздушные шары».

Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролоновых тампонов округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.

Рисование воздушных шаров с помощью поролоновых тампонов.

Февраль

1. «Колёса поезда».

Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колёса в нужном месте на листе. Приучать работать коллективно. Развивать речь и мышление.

Рисование поролоновыми тампонами круглых колёс.

2. «Мышонок в норке».

Продолжать учить детей правильно держать кисть, набирать краску на ворс, рисовать округлые предметы. Развивать умение аккуратно закрашивать круг.

Закрашивание кистью норки для мышонка.

3. «Курочка».

Учить детей рисовать всей ладошкой. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

Рисование ладонью курочки.

4. «Тарелки».

Познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля, учить рисовать кисточкой круги, ориентируясь на образец. Упражнять в комбинировании разных техник рисования. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Украшение тарелки печатками из картофеля.

Март 

1. «Яйцо».

Закреплять технику печатания печатками из картофеля красками разных цветов. Развивать речь и мышление.

Украшение яиц печатками из картофеля.

2. «Весенняя капель».

Учит детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Развивать мелкую моторику пальцев.

Рисование пальчиками весенней капели.

3. «Волны».

Учить рисовать кистью волнистые линии. Продолжать развивать интерес к сказке. Упражнять в речевом дыхании.

Рисование кистью волнистых линий.

4. «Ступеньки для лесенки».

Учить детей рисовать поролоновым тампоном короткие линии слева направо, соблюдая расстояние между ними. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Рисование поролоновым тампоном ступеньки на лестнице.

Апрель

1. «Клубки ниток».

Учить детей рисовать круговыми движениями кисти клубни ниток. Развивать мелкую моторику рук.

Рисование клубков ниток круговыми движениями кисти.

2. «Осьминог».

Продолжать учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью пальчиков и кисточки. Развивать восприятие и внимание.

Рисование ладошкой осьминога.

3. «Горох для петушка».

Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Рисование пальчиком гороха для петушка.

4. «Ласковое солнышко».

Познакомить детей с понятием «лучик», учить рисовать пальчиками короткие линии, круг, глаза, нос, рот. Развивать мелкую моторику рук.

Рисование пальчиками солнышка.

Май

1. «Праздничный салют».

Учить рисовать кистью методом «примакивания». Развивать речь и мышление.

Рисование кистью праздничного салюта.

2. «Спрятались в траве».

Учить рисовать кистью короткие линии сверху вниз на всей плоскости листа.

Рисование кистью прямых линий сверху вниз – трава.

3. «Красные помидоры».

Продолжать учить рисовать круглые предметы с помощью поролоновых тампонов.

Рисование кистью прямых линий сверху вниз – трава.

Рисование поролоновыми тампонами круглых предметов.

4. «Весёлые краски».

Упражнять в комбинировании разных техник рисования.

Рисование поролоновыми тампонами круглых предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя Тема: Нетрадиционная техника рисования с детьми 6 лет.

Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка д...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год

В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...

Перспективный план работы с родителями по теме "Нетрадиционная техника рисования"

Перспективный план работы с родителями  по теме "Нетрадиционная техника рисования"...

Пальчиковое рисование,как один из способов развития мелкой моторики.

В данной статье рассматривается нетрадиционная техника рисования,как один из видов развития мелкой моторики.  Какое значение в развитии ребенка имеет такой вид творчества, его разн...

Консультация для родителей на тему "Плетение в технике "макраме", как один из способов развития мелкой моторики рук"

Плетение в технике «макраме»           Макраме- это разновидность плетения, особенность которого состоит в том, что основано оно на самом обычном завязывании ...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста».

Консультация  для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста»....