Групповое логопедическое занятие Буква У
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Давыдова Галина Анатольевна

Групповое логопедическое занятие Буква У

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie_bukva_u.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое  логопедическое занятие

Тема: «Гласная буква «У»».

Цель:

1. Познакомить детей с гласной буквой «У».

2. Познакомить детей с графическим символом буквы «У» и составляющими её элементами.

3. Познакомить детей с понятиями: «слово-предмет», живые, неживые предметы.

4. Учить детей определять место звука в слове.

5. Печатание буквы «У» в тетрадях.

6.Учить детей читать пройденные буквы «А», «У».

Оборудование: Таблица с алфавитом; демонстрационные предметные картинки (утка, лук, удочка, усы, удав, гусь, кенгуру); буквы: У, у; доска; мел; тетради; ручки; магнитная доска; магниты; шестигранные карандаши на каждого ребёнка (один длинный и один короткий); «Домашние Буквари» Н.С. Жуковой.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Взрослый приглашает детей подойти к таблице с «Алфавитом».

- Вспомните, каким словом называют расположенные по порядку все буквы русского языка? Алфавит.

- Какую гласную букву мы уже знаем? Гласную букву «А».

- Покажите её на таблице.

- Которая она по счёту? Первая.

Зачем надо учить буквы? Чтобы научиться читать и писать. Сегодня мы продолжаем  слушать звуки и учить буквы русского языка.

2. Знакомство с гласной буквой «У».

Вопросы детям: Как гудит поезд, когда на путях машинист видит препятствие? У-у-у.

- Как воет голодный волк в лесу? У-у-у…

- Какой звук мы услышали? Звук у.

Звук «У» - гласный, он произносится с голосом, во рту нет преграды, губы вытягиваются в трубочку. Посмотрите друг на друга и произнесите гласный звук «У». Когда мы произносим гласный звук «У», губы вытягиваются вперёд «трубочкой». Мы произнесли гласный звук «У» и услышали его.

        Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем. Звуки обозначаются буквами. Гласный звук «У» на письме и при  чтении обозначается гласной буквой «У».

3. Знакомство с графическим символом гласной буквы «У». Дети садятся за столы.

Детям предлагается рассмотреть букву «У».

«У»- сучок . В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Это – большая гласная буква «У». Она состоит из длинной наклонной линии и короткой наклонной линии. Маленькая гласная буква «у» состоит из таких же линий, но они короче.

- Напечатайте большую гласную букву «У» в воздухе перед собой.

- Напечатайте маленькую гласную букву «у» в воздухе перед собой.

- Выложите из карандашей гласную букву «У».  

4. Знакомство с понятиями: слово-предмет, живые предметы, неживые предметы.

Посмотрите вокруг. Все предметы вокруг нас обозначены словами. Произнесите эти слова.

Предметы вокруг нас могут быть живыми: люди, дети, животные, птицы, насекомые… Слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос: Кто это? Например: мальчик, девочка, женщина, мужчина, собака, тигр, воробей…

К словам, обозначающим неживые предметы, ставится вопрос: Что это?

Назовите неживые предметы, которые вы видите.

-Дидактическая игра: «Домик». На доске нарисован контур двухэтажного дома.

Детям раздают картинки, нам которых изображены живые или неживые предметы. Задание детям:

Посмотрите на свою картинку. На какой вопрос отвечает слово, обозначающее вашу картинку?  

К каким предметам ставили вопрос «Что это»? К неживым.

К каким предметам ставили вопрос «Кто это»? К живым.

Картинку с изображением живого предмета надо поставить на первый этаж домика. Картинку с изображением неживого предмета надо поставить на второй этаж домика.

Давайте проверим, правильно ли мы поставили картинки? Взрослый произносит слово, дети ставят вопрос к этому слову и определяют живой или неживой этот предмет. Например: удочка. Какой вопрос надо поставить к слову «удочка »? Что это? Почему? Это неживой предмет.

        Какой вопрос надо поставить к слову «удав»? Кто это? Почему? Это живой предмет.

Вывод: К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос «Что это?».

К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос «Кто это?».

5. Пальчиковая гимнастика с использованием  шестигранного карандаша. Выполняется стоя.

6. Определение места звука в слове.

На доске выставлены предметные демонстрационные картинки. Дети называют слова, которыми обозначены картинки:

Утка, лук, удочка, усы, гусь, Какой одинаковый звук встречается во всех этих словах? Гласный звук «У».

Утка. Какой вопрос мы поставим к этому слову? Кто это? Почему? Это слово обозначает живой предмет. Где находится звук «У» в слове утка? В начале, в середине, или в конце слова?

- В слове «утка» звук «у» находится в начале слова. (Аналогичный разбор слов: удочка, улитка, усы.)

Лук. Какой  вопрос мы поставим к этому слову? Что это? Почему? Это слово обозначает неживой  предмет. Где находится звук «У» в слове «лук»? В середине слова, так как в начале слова стоит звук «л». А в конце слова стоит звук «к».

Гусь. Какой вопрос надо поставить к этому слову? Кто это? Почему? Это слово обозначает живой предмет. Где находится звук «У» в слове « гусь»? В начале, в середине или в конце слова? В середине слова, так как в начале слова стоит звук «г». А в конце слова стоит звук «сь»

Кенгуру. Какой вопрос надо поставить к этому слову? Кто это? Почему? Это слово обозначает живой предмет. Где находится звук «у» в слове кенгуру? В конце слова.

7. Печатание буквы «У» в тетрадях.

Сейчас мы будем учиться печатать большую гласную букву «У» и маленькую гласную букву «у».

Взрослый печатает букву на доске: «Длинную наклонную линию проводим сверху вниз, короткую наклонную линию проводим сверху вниз и соединяем с серединой длинной линии». Высота большой гласной буквы «У» две клетки, маленькая гласная буква «у» печатается в одной клетке. Расстояние между буквами 2 клетки.

Первый ряд - большую гласную букву «У» обвести по контуру.

Второй ряд - маленькую гласную букву «У» обвести по контуру.

Третий ряд - печатать самостоятельно большую гласную букву «У», соблюдая расстояние между буквами две клетки.

Четвёртый ряд - печатать самостоятельно маленькую гласную букву «у», соблюдая расстояние между буквами две клетки.

8. Чтение « Домашнего Букваря» Н.С. Жуковой стр. 4 (в строчку), стр.5 (в столбик).

9. Подведение итога занятия. Сколько букв русского языка мы уже знаем? Две. Какие? Гласную букву «А». Гласную букву «У».

Материал книги «Мой ребенок будет гра-мот-ным!» учителя-логопеда Давыдовой Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие "Машин день" (звук и буква М)

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Групповое логопедическое занятие Буква Ш

Групповое логопедическое занятие Буква Ш...

Групповое (логопедическое) занятие в подготовительной группе на тему: звуки [В], [Вь] и буква В

Конспект открытого занятия по подготовке детей к обучению грамоте 6 – 7 летнего возраста....

Групповое логопедическое занятие "Звуки м, мь, буква М"

Целью занятия является: Учить четко произносить звуки [м, м\'].  Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Познакомить детей с буквой М. Закреплять в пассивном и активном словаре дете...

Групповое логопедическое занятие на тему "Звуки [м], [м\']. Буква [М ] Новак Татьяна Михайловна учитель-логопед

Материал может быть полезен  учителям - логопедам а также воспитателям при изучении букв....

Групповое логопедическое занятие "звуки Б и Бь. Буква Б.

Цель занятия: познакомить со звуками Б и Бь и буквой Б;закреплять  знания детей о гласных и согласных звуках, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;расширять  словарный запас, знания и п...

Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: «Звук и буква П»

Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: - Закрепить умение придумывать слова на заданный слог...