Групповое логопедическое занятие "Машин день" (звук и буква М)
план-конспект занятия (обучение грамоте, старшая группа) по теме

Долгова Елена Валерьевна

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_zanyatiya_mashin_den.zip17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка»

город Лянтор Сургутский район ХМАО-Югра Тюменская область

Учитель-логопед  Долгова  Елена Валерьевна

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

«Машин день»

Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове. Объяснить понятия твердый и мягкий звук. Познакомить с буквой «М», понятием «слог». Развивать слуховое внимание и восприятие, артикуляторную моторику, зрительно-моторную координацию; формировать навыки звукового анализа, воспитывать навыки сотрудничества.

Ход занятия:

1. Ребята, вы любите интересные истории? Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась и пошла делать зарядку.

                              (под музыку дети маршируют, потягиваются)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам. (Улыбка с сомкнутыми губами).

б) Посмотрите-ка, ребятки, как играют зубки в прятки. ( Упр. Шторка)

в) Вдох короткий через рот, выдохнем наоборот:                                                                                                        

    Воздух через нос выходит, очень длительно проходит.

3. Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Сначала в комнате было тихо. Маша прислушалась… Что она могла услышать? Дававйте и мы послушаем.

Д/и «Что ты услышал?» (на слуховое восприятие)

(тиканье часов, капает вода из крана, шум холодильника, льется вода, мяуканье кошки «Мяу-у») - фонограммы

Маша улыбнулась – значит сегодня я играю и дружу со звуком «м». Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Она поцеловала маму в щёку и сказала: «Ты в моей игре, мама, самая главная, потому что у тебя сразу два звука «м». Мама улыбнулась Маше, она любила принимать участие в играх своей дочки.

Маша вышла в сад. (дети под музыку поскоками отправляются в сад)

В саду росло много цветов, но она хотела нарвать букет цветов со звуком «м».

На клумбе росли цветы: астры, ирисы, маки, пионы. - картинки

– Какие цветы Маша сорвала? Почему? (ответы детей)

Маша вернулась на кухню с букетом маков. Поставила их в воду. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».

–  Почему так сказала Маша? (ответы детей)

Маша съела весь завтрак и поблагодарила маму. Девочка пошла в огород.

(дети под музыку поскоками отправляются в огород)

Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота. картинки РР (с5, 17)

4. Д/и «Какой первый звук в этих словах?» (на звуковой анализ)

Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежат макароны и мясо. 

Маша поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.

–  Что общего со звучанием слов макароны, мясо? (звук М в начале слова).

Когда обед был готов, приехал папа. Папа сказал: пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю.

Ехал я полем, и увидел вот кого со звуком М.

Серенькие, маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, чёрненькие глазки, остренькие зубки. Кто это? (мышки).

Маша подумала и отгадала.

–  А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

Ехал дальше. Вдруг, вижу, на дороге что-то лежит.

Бьют его, а он не плачет

А все время только скачет. (мяч)

Эту загадку Маша  отгадала сразу. А вы, дети, любите играть с мячом?

5. Физпауза. Игра с мячом «Один-много со звуком «М» (на слуховое восприятие)

После обеда папа уехал на работу, а Маша и мама остались дома. Мама села вязать, а Маша взяла книгу с картинками. Она искала картинки со звуком «м».

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м». (4 лишний) - на звуковой анализ

 Вдруг, Маша задумалась – почему некоторые слова короткие, а другие длинные? Мяч - короткое слово, зато мотоцикл - длинное. Чем больше частей в слове, тем длиннее слово. Часть слова называется слогом.

Маше захотелось поиграть со словами и поделить их на слоги.

–  Давайте и мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «раздели слова на слоги».

му-ха – прохлопываем,

ма-ши-на – протопываем,

мор-ковь – пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о словах со  звуком «м», которые она искала целый день. Папа поинтересовался, что же эти предметы делали.

8. Д/и «Подбери слово-действие» (на расширение глагольной лексики)

Муха - летала, жужжала, надоела…

Машина - ехала, останавливалась, везла…

Морковь - росла, зеленела…

Макароны - лежали, варились, жарились…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Буквы Л я две поставил

Букву новую составил.

И теперь скажу я всем

Эта буква – буква «М».

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Дети выкладывают букву из счетных палочек, на обучающей дощечке, выкладывают из мозаики (развитие зрительно-моторной координации).

10. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие Буква У

Групповое логопедическое занятие Буква У...

Групповое логопедическое занятие Буква Ш

Групповое логопедическое занятие Буква Ш...

Групповое (логопедическое) занятие в подготовительной группе на тему: звуки [В], [Вь] и буква В

Конспект открытого занятия по подготовке детей к обучению грамоте 6 – 7 летнего возраста....

Групповое логопедическое занятие "Звуки м, мь, буква М"

Целью занятия является: Учить четко произносить звуки [м, м\'].  Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Познакомить детей с буквой М. Закреплять в пассивном и активном словаре дете...

Конспект логопедического группового занятия на тему: «Знакомство с буквой «Ш» и звуком [ш]» в подготовительной группе.

Знакомство с буквой "Ш" и звуком "Ш". Закрепление правильного произношения звука....

Групповое логопедическое занятие на тему "Звуки [м], [м\']. Буква [М ] Новак Татьяна Михайловна учитель-логопед

Материал может быть полезен  учителям - логопедам а также воспитателям при изучении букв....

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Мамин день. Звук [с\']. Буква С

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Мамин день. Звук [с']. Буква С...