Коррекционно – развивающее открытое занятие «Путешествие по волшебному лесу»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Логвинова Елена Евгеньевна

Коррекционно – развивающее открытое занятие

 «Путешествие по волшебному лесу»

 в средней группе компенсирующей направленности

 для детей с тяжёлыми нарушениями речи ОНР 2 уровня

с использованием ИКТ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 11 «Теремок»

посёлка Псебай

муниципального образования Мостовский район

Коррекционно – развивающее открытое занятие

 «Путешествие по волшебному лесу»

 в средней группе компенсирующей направленности

 для детей с тяжёлыми нарушениями речи ОНР 2 уровня

с использованием ИКТ.

Место проведения: МБДОУ детский сад комбинированного вида №11 «Теремок»  посёлка Псебай

Дата проведения: 12.03. 2015г.

Время проведения: 09 ч 00 мин

Контингент слушателей:  учителя – логопеды  Мостовского района

Подготовила и провела: учитель-логопед Е.Е. Логвинова

                                                                                     

Конспект открытого занятия  «Путешествие по волшебному лесу»

в средней группе компенсирующей направленности

для детей с ОНР 2 уровня

Цель: формирование связной речи детей.

Коррекционно – образовательные задачи: 

- уточнить и расширить  словарь детей по теме «Дикие животные» за счёт названий животных и их детёнышей;

- упражнять в образовании существительных множественного числа;

- упражнять в образовании и использовании существительных с уменьшительно –  

  ласкательными суффиксами;

- учить детей правильно употреблять предлоги  в, на, под в предложениях; 

- учить составлять описательные рассказы с опорой на схему.

Коррекционно – развивающие задачи:

 развивать у детей:

- речевую активность;

- зрительное внимание;

- речевой слух;

- мышление;

- общую и тонкую моторику, координацию речи с движением;

- творческое воображение.

Коррекционно – воспитательные задачи: 

- формировать интерес к живой природе, доброжелательность,

- воспитывать коммуникативные  навыки;

- навыки сотрудничества.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, дуга из обруча украшенная лентами и цветами, предметные картинки с изображением диких животных, сенсорный домик, игрушки – заяц, белка,  фонтан из сенсорной комнаты, мнемотаблицы, фонограмма – пение птиц.

Декорация: солнышко, ёлки, дуб, проталинка с подснежниками, ручеёк.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Ход занятия:

  1. Оргмомент

Логопед: Ребята, сегодня  мы  с вами отправимся в путешествие  по волшебному лесу. А чтобы попасть в лес, нужно пройти через сказочные ворота.

- А вот и ворота.

Дружно через них пройдём

В лес волшебный попадём.

(дети проходят в ворота – дуга из обруча украшенная цветами и яркими цветными лентами и попадают на лесную весеннюю полянку)

Звучит фонограмма  с пением птиц, журчит фонтан.

Логопед:                                Мы пришли в волшебный лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Что мы видим?...

(Дети называют сезонные приметы весны: светит солнышко, цветут первые весенние цветы – подснежники, журчит ручеёк, поют птицы)

Декорация: солнышко, ёлки, дуб, проталинка с подснежниками, поют птицы- фонограмма, журчит весенний ручеёк – фонтан).

2.Введение в тему:

Логопед:

- А кто живёт в лесу? ( лиса, заяц, волк, медведь, белка, ёж)

 - демонстрация предметных картинок с использованием мультимедийной установки.

Если дети не вспомнят, что в лесу живут животные, то тогда используются загадки о животных, а отгадки и будут ответом на поставленный раннее вопрос).

 (лиса, заяц, волк, медведь, белка, ёж). 

- Они кто? (животные).

- А если они в лесу живут, то это какие животные? (Дикие)

Логопед:

- Действительно, эти животные  сами себе добывают пищу,  и человек за ними не ухаживает. 

Игра «Четвёртый лишний» (классификация животных) – демонстрация предметных картинок с использованием мультимедийной установки.

Логопед:

- А теперь мы с вами поиграем в игру «Какое животное заблудилось»?

- Посмотрите на экран, какое из этих животных может заблудиться в лесу?

  • Волк,  медведь, кот, белка – кот

Логопед: Почему кот может заблудиться? – (Это домашнее животное, а не дикое).

  • Лиса, заяц, лось, собака -  собака  (Почему?)
  • Лошадь, кабан, белка, рысь – лошадь. (Лошадь заблудилась, т. к. домашнее животное).

- Молодцы, вы очень хорошо различаете диких и домашних животных.

Логопед: Ребята, давайте  погуляем   по  лесу, пройдем по травке (тактильная дорожка), по дорожке,  покрытой еловыми иголками (тактильная дорожка), пробежим по камушкам (тактильная дорожка с камушками).

 Логопед: А вон и пенёк виднеется вдали, подходите ближе (дети подходят к пеньку). Что это? (на пеньке домик).

Дети подходят к пеньку, на котором стоит сенсорный домик. 

Логопед: Да,  необычный домик и в нём много помещений. Каждое помещение открывается волшебным ключом. По очереди, не пугая животных, подбираем ключ, открываем комнату и называем животного и его детёнышей (сенсорный домик с цветными ключиками).

Игра «Кто в домике живёт?»-  (назвать детёнышей животных в единственном и множественном числе). Картинка медведица с медвежатами, зайчиха с зайчатами, бельчиха с бельчатами, ежиха с ежатами.

Дети по очереди открывают ключами дверцы домика и называют изображенных на картинках животных и детёнышей: бельчиха с бельчатами (бельчонок), зайчиха с зайчатами (зайчонок), медведица с медвежатами (медвежонок), ежиха с ежатами (ежонок).

Логопед: Вот мы и познакомились с животными  этого домика. А теперь мы назовём их  «ласково» (игра с мячом)

Игра «Назови ласково» - упражнять в образовании и использовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами (логопед  бросает ребёнку в руки мяч и называет  животного,  а ребёнок – возвращает мяч образуя и используя существительное с уменьшительно – ласкательным суффиксом ): белка – белочка, заяц – зайчик, лиса – лисичка, волк- волчок, ёж – ёжик.

 Логопед: Ребята, Давайте продолжим нашу прогулку. Посмотрите,  какой красивый, высокий дуб растёт на поляне. А на дубе есть домик. Кто в нём живёт? (Белка).

- Белка озорница, любит прыгать по деревьям (показать  детям игрушку – белка)

Сейчас  поиграем с белкой  в игру.

Игра «Кто,  где сидит?» – употребление предлогов (в, на, под)

Логопед:

- Вот белка (берёт в руки игрушку - Белка и помещает  её на ветку)

Где сидит белка? На ветке.

А теперь составим предложение про белку. Белка сидит на ветке. Повторите предложение (дети повторяют).

(Логопед помещает белку в дупло).

 А теперь куда спряталась белка? – в дупло. Белка спряталась в дупло (дети повторяют предложение).

Логопед обращает внимание детей на куст, который растёт возле дуба.

- Ребята, а здесь кто живёт? (Заяц)

Логопед берёт в руки игрушку – Заяц и спрашивает у детей:

- Куда спрятался заяц? – под кустик.

Повторите предложение:  Заяц спрятался под кустик (повторяет ребёнок).

Логопед помещает игрушку Заяц на пенёк.

А сейчас,   где сидит заяц?- на пеньке.  Повторите предложение: Зайка сидит на пеньке (повторяет один или несколько детей по очереди).

Логопед: а сейчас мы с вами превратимся в животных и сделаем зарядку. Физминутка – (координация речи с движением, закрепление в речи существительных с суффиксами – онок, - ёнок).

Как – то днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

(дети идут по кругу друг за другом)

За мамой лосихой топал… (лосёнок)

(дети идут громко топая)

За мамой лисицей крался… (лисёнок).

(крадутся на носочках)

За мамой ежихой катился… (ежонок).

(приседают и медленно двигаются вперёд)

За мамой медведицей шёл…(медвежонок).

Волчица вела за собою … (волчат)

(растопырить пальцы – злой волк)

Все мамы и дети напиться хотят.

(стали лицом в круг, хлопают в ладоши)

Логопед:

- Молодцы, хорошо изобразили животных, а животные для вас тоже  приготовили подарки. Вот они (показывает детям корзинку,  в которой лежат разрезные картинки) ваши «секретики – сюрпризы». Присаживайтесь за стол и соберите ваши картинки (картинка разрезана на 4 части, дети собирают части картинки с изображением животного).

Игра «Собери картинку» и составь рассказ – описание (развитие связной речи)

Логопед:

- Теперь,  каждый из вас  сделает подарок изображённому животному и составит о нём рассказ, а помогут вам вот эти волшебные квадратики (мнемоквадраты)

Логопед обращает внимание детей на символы,  изображенные на квадратах,  и повторяют их значение.

 Повторив символы, дети составляют рассказ – описание животного по очереди.

(Например: Это белка. Она маленькая. Шерсть у неё рыжая, пушистая. Живёт белка в лесу. Питается орешками, грибами).

Логопед обращает внимание детей на план – схему, так же повторяют значение символов. Несколько детей составляют рассказ – описание животного с опорой на план – схему «Составление описательного рассказа животного».

Логопед:

 - Молодцы, вы своим животным подарили интересные рассказы.

Логопед: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад (проходят через ворота)

Итог занятия:

Наше волшебное путешествие окончилось.

 Какое у вас настроение? (весёлое, радостное).

Что вам понравилось, запомнилось? Поделитесь своими впечатлениями.

Логопед даёт образец,  если дети затрудняются с ответом (мне понравилось пение птиц, журчание ручья, ведь зима была долгая, а сейчас природа просыпается и  поёт).

Ребята, животные вам дарят подарок, вот эти трафареты (трафареты с изображением животных). 

Логопед: - Вечером вы снова с ними встретитесь,  и каждый из вас нарисует любимого животного в лесу.

Желаю  вам всем  доброго дня, до свиданья.