Методическая разработка по теме:" Пропедевтика дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

        Обучение грамоте на русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слова, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Он является самым сложным для детей.            Под  полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру.  Ребенок должен уметь определять следующее:

   - какие именно звуки входят в состав слова;                                                                                                                               

   - сколько всего звуков в слове;

   - какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.)

   - каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова( н-р, какой звук в слове «лампа» слышится перед М и какой после М)

   Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из этих звуков. Ребенок должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а? (звуки произносятся по одному, с паузами между ними)   Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок может писать правильно: не пропуская никаких букв, не вставляя лишних и не меняя их местами. Если же звуковая структура слова является для ребенка «туманной», то её искажение на письме будет неизбежно проявляться пропусками и перестановками букв или добавлением лишних букв, то есть возникнет дисграфия на почве несформированности  фонематического анализа и синтеза.

   Полным  фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако этот период очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленный к звуковому анализу слов, то не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.

   Единственная возможность предупреждения этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка простейшие виды звукового анализа слов,  которыми он должен владеть в старшем  дошкольном возрасте. Для этой цели используют упражнения, подобные приведенным выше и рассчитанные на то, чтобы привлечь внимание ребенка к звуковому составу слова, дать ему возможность вслушаться в отдельные составляющие слово звуки. Систематические упражнения позволяют обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен быть в норме у ребенка старшего дошкольного возраста.

План работы и последовательность упражнений рассмотрены в перспективном планировании.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razr.disgraf.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия на почве несформированности

 фонематического анализа и синтеза.

        Обучение грамоте на русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слова, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Он является самым сложным для детей.                      Под  полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру.                           Ребенок должен уметь определять следующее:

   - какие именно звуки входят в состав слова;                                                                                                                              

   - сколько всего звуков в слове;

   - какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.)

   - каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова( н-р, какой звук в слове «лампа» слышится перед М и какой после М)

   Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из этих звуков. Ребенок должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а? (звуки произносятся по одному, с паузами между ними)                                                                                                               Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок может писать правильно: не пропуская никаких букв, не вставляя лишних и не меняя их местами. Если же звуковая структура слова является для ребенка «туманной», то её искажение на письме будет неизбежно проявляться пропусками и перестановками букв или добавлением лишних букв, то есть возникнет дисграфия на почве несформированности  фонематического анализа и синтеза.

   Полным  фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако этот период очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленный к звуковому анализу слов, то не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.

   Единственная возможность предупреждения этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка простейшие виды звукового анализа слов,  которыми он должен владеть в старшем  дошкольном возрасте. Для этой цели используют упражнения, подобные приведенным выше и рассчитанные на то, чтобы привлечь внимание ребенка к звуковому составу слова, дать ему возможность вслушаться в отдельные составляющие слово звуки. Систематические упражнения позволяют обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен быть в норме у ребенка старшего дошкольного возраста.

План работы и последовательность упражнений рассмотрены в перспективном планировании.

Перспективное планирование по профилактике дисграфии

на почве несформированности фонематического анализа и синтеза.

Тема занятия

Содержание работы

Виды фонематического анализа и синтеза

I этап

Звук. Буква

Гласные - согласные.

Знакомство с речевыми звуками.

Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звукобуквенного анализа и синтеза.

-Выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове)

- Вычленение звука в слове из начала и конца

Гласные звуки и буквы (выбор звуков и букв для занятия осуществляет логопед)

Знакомство с гласными звуками и буквами.

-выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове)

-Вычленение звука из начала и конца слова

-Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Согласные звуки и буквы

Знакомство с согласными звуками и буквами.

-Выделение согласных звуков в словах (определения наличия или отсутствия звука в слове)

-Вычленение звука из начала и конца слова

-Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

II этап

Слог. Слоговой анализ и синтез

Фонематический анализ ряда гласных .

Фонематический анализ обратного слога.

Анализ прямого слога.

Дифференциация открытого и закрытого слога.

-Анализ ряда гласных (ау, уа)

- Анализ обратных слогов (ум, он)

- Прямых слогов (на, ту)

-Дифференциация открытого и закрытого слогов (ум – ту)

III этап

Слово. Анализ и синтез слов.

Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза.

Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза

-Выделение первого ударного гласного в слове

- Выделение первого согласного в слове

-Выделение последнего согласного в слове

- Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

- Определение последовательности звуков

- Определение количества звуков

- Определение положения звука в слове относительно других звуков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....

Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....

«Вариативные подходы к программе «Коррекция звукослоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3) как средство профилактики нарушений письменной речи на почве несформированности языкового анализа и синтеза»

В методическое пособие «Вариативные подходы к реализации целей логопедических занятий по программе «Логообучалочка» включены:- программа «Коррекция звукослоговой структуры слов...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...