Конспект открытого занятия на тему: "Перелетные птицы. Дифференциация звуков С, Сь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Коновалова Марина Вячеславовна

Активизация глагольного словаря и словаря прилагательных по теме "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_na_temu.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия на тему:

 «Перелетные птицы.

Дифференциация звуков С, Сь»

Провела учитель-логопед

 МБДОУ «Детский сад №44

комбинированного вида»

Коновалова Марина Вячеславовна.

Цели и задачи:

  1. Закрепит и обобщить знания детей о перелетных птицах, активизировать в речи детей названия перелетных птиц;
  2. Формировать у детей обобщающие понятия по теме «Перелетные птицы», активизировать глагольный словарь и словарь прилагательных по этой теме;
  3. Развивать речь детей в процессе построения высказываний типа рассуждений с союзом «потому что»;
  4. Формировать фонематическое восприятие в процессе дифференциации звуков С, Сь на материале слов по теме «Перелетные птицы»;
  5. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
  6. Развивать мелкую моторику рук и координацию движений в процессе конструирования и выполнения пальчиковой гимнастики;
  7. Воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к представителям животного мира.

Предварительная работа:

  • Беседы о птицах;
  • Наблюдения за птицами;
  • Чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Просмотр фильмов.

Оборудование:

  • Картинки с изображением перелетных птиц;
  • Авторское пособие «Звуковые бусики»;
  • Аудиозапись Чайковского П.И. «Подснежник»;
  • Дидактическое панно «Чудо-дерево»;
  • Белые халаты по количеству детей;
  • Статуэтка аиста;
  • Презентация «Отлет перелетных птиц».

  1. Организационный момент:

Звучит аудиозапись пения птиц «Подснежник» П.И. Чайковского.

Логопед:

- Ребята, что это такое сейчас прозвучало? Кто это так красиво поет? (ответы детей)

Логопед:

- Правильно! Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете, кто такие орнитологи? (ответы детей)

Логопед:

- Да, ребята! Орнитологи – это ученые, изучающие птиц и их распространение. Раз, два, три обернись, в орнитологов превратись (дети поворачиваются, надевают халаты)

Логопед:

- Проходите в научную лабораторию. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас интересные задания.

2. Основная часть:

1 задание: игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица, угадай-ка» (дети стоят  в кругу)

Логопед:

- Ребята, первое задание, поиграем в игру «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица, угадай-ка»

(логопед произносит слова и показывает каждому ребенку картинку с изображением перелетной птицы – ласточка, чибис, скворец, соловей, селезень, гусь. Дети узнают птицу и объясняют, как они ее узнали. Затем картинки с птицами крепятся на магнитной доске, дети проходят и садятся за столы).

2 задание: игра «Вопрос-ответ» (дети сидят за столами)

Логопед:

- Следующее задание нам приготовили орнитологи – это игра «Вопрос-ответ».

- Ребята, скажите, а какие это птицы? (ответы детей)

Логопед:

- Скажите, ребята, а почему этих птиц называют перелетными? (ответы детей)

Логопед:

- Когда птицы улетают на юг? (ответы детей)

Логопед:

- Почему они улетают на юг? (ответы детей)

Логопед:

- Какие перелетные птицы улетают на юг первыми? (насекомоядные). Почему? (ответы детей)

Логопед:

- Ребята, давайте вспомним пальчиковую игру про птиц.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек стайка,

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка,

Серенькое перышко.

Это – зяблик, это – чиж,

Это – развеселый стриж.

Ну а это злой орлан,

Птички, птички по домам.

3 задание: игра «Узнай, какой звук»

Логопед:

- Ребята, а какие перелетные птицы прилетели к нам на занятие? (ответы детей)

Логопед:

- Ребята, я сейчас назову птиц, а вы послушайте и скажите, какой звук повторяется в каждом слове?

(ласточка, скворец, соловей, чибис – звук С)

(селезень, гусь – звук Сь)

Логопед:

- Давайте произнесем звук С и посмотрим: губки наши улыбаются, зубки чуть разомкнуты, широкий язычок опущен за нижние зубки, краешки языка прижимаются к боковым зубам, по язычку бежит холодный ветерок (зрительный и тактильный контроль)

- А сейчас произнесем звук Сь и посмотрим: губки наши улыбаются, зубки чуть разомкнуты, широкий язычок опущен за нижние зубки, краешки языка прижимаются к боковым зубам, спинка языка приподнята вверх, по язычку бежит холодный ветерок (зрительный и тактильный контроль)

- Звук С он какой? (согласный, твердый, глухой)

- Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (синим)

Логопед:

- Молодцы, правильно!

- А звук Сь, он какой? (согласный, мягкий, глухой)

- Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? (зеленым)

4 задание: игра «Чудо-дерево»

Логопед:

- Посмотрите, какое «Чудо-дерево» приготовили для вас орнитологи, возьмите своих птичек (птички лежат на столах у каждого ребенка). Птички, в названии которых слышится твердый звук С, полетят на синюю половинку дерева, а птички, в названии которых слышится мягкий звук Сь, полетят на зеленую половинку дерева.

(дети поочереди встают и несут своих птичек на дерево)

5 задание: отгадать загадку про аиста.

Логопед:

- Ребятки, орнитологи хотят загадать вам загадку, послушайте, про кого эта загадка:

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, базголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

(логопед открывает статуэтку аиста)

Логопед:

- Аист – это какая птица? (ответы детей)

- А в слове аист какой звук слышится, С или Сь? (ответы детей)

- Задание орнитологов такое: составить звуковую схему слова аист, а помогут нам в этом наши звуковые бусики.

- Давайте сначала посчитаем, сколько звуков в слове аист? (считаем, дети называют)

- Сколько слогов? (считаем, дети называют)

- Составляем схему:

  • А – гласный (красная косточка)
  • И – гласный (красная косточка)
  • С – согласный, твердый, глухой (синяя косточка)
  • Т – согласный, твердый, глухой (синяя косточка)

Логопед:

- Давай ребята завяжем наши бусики и повесим аисту на шею. Вот какой аист у нас красивый! (дети встают из-за стлов и вешают бусы на аиста)

6 задание: игра «Разгадай схему»

Логопед:

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, осталось самое последнее, которое приготовили нам ученые-орнитологи (дети проходят и садятся на стульчики, напротив проектора; включается презентация «Отлет птиц»)

Логопед:

- Посмотрите на эти схемы, как вы думаете, что они могут обозначать? (ответы детей)

- Давайте скажем, как полетят наши птицы, которые у нас сегодня на занятии.

- Кто полетит стаей? (ответы детей)

- Кто полетит вереницей? (ответы детей)

- Кто полетит клином? (ответы детей)

Логопед:

- Молодцы, ребята, давайте пожелаем птицам счастливого пути и прочитаем стихотворение (дети читают стихотворение Благининой «Улетают, улетели…»)

Логопед:

- Ну что ж, наше занятие подошло к концу. Ученые-орнитологи приготовили вам небольшие сюрпризы за то, что вы очень старались.

- А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись, обратно в детей превратись (дети снимают халаты)