Конспект открытого занятия на тему: "Перелетные птицы. Дифференциация звуков С, Сь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Активизация глагольного словаря и словаря прилагательных по теме "Перелетные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_na_temu.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия на тему:
«Перелетные птицы.
Дифференциация звуков С, Сь»
Провела учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №44
комбинированного вида»
Коновалова Марина Вячеславовна.
Цели и задачи:
- Закрепит и обобщить знания детей о перелетных птицах, активизировать в речи детей названия перелетных птиц;
- Формировать у детей обобщающие понятия по теме «Перелетные птицы», активизировать глагольный словарь и словарь прилагательных по этой теме;
- Развивать речь детей в процессе построения высказываний типа рассуждений с союзом «потому что»;
- Формировать фонематическое восприятие в процессе дифференциации звуков С, Сь на материале слов по теме «Перелетные птицы»;
- Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
- Развивать мелкую моторику рук и координацию движений в процессе конструирования и выполнения пальчиковой гимнастики;
- Воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к представителям животного мира.
Предварительная работа:
- Беседы о птицах;
- Наблюдения за птицами;
- Чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах;
- Рассматривание иллюстраций;
- Просмотр фильмов.
Оборудование:
- Картинки с изображением перелетных птиц;
- Авторское пособие «Звуковые бусики»;
- Аудиозапись Чайковского П.И. «Подснежник»;
- Дидактическое панно «Чудо-дерево»;
- Белые халаты по количеству детей;
- Статуэтка аиста;
- Презентация «Отлет перелетных птиц».
- Организационный момент:
Звучит аудиозапись пения птиц «Подснежник» П.И. Чайковского.
Логопед:
- Ребята, что это такое сейчас прозвучало? Кто это так красиво поет? (ответы детей)
Логопед:
- Правильно! Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете, кто такие орнитологи? (ответы детей)
Логопед:
- Да, ребята! Орнитологи – это ученые, изучающие птиц и их распространение. Раз, два, три обернись, в орнитологов превратись (дети поворачиваются, надевают халаты)
Логопед:
- Проходите в научную лабораторию. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас интересные задания.
2. Основная часть:
1 задание: игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица, угадай-ка» (дети стоят в кругу)
Логопед:
- Ребята, первое задание, поиграем в игру «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица, угадай-ка»
(логопед произносит слова и показывает каждому ребенку картинку с изображением перелетной птицы – ласточка, чибис, скворец, соловей, селезень, гусь. Дети узнают птицу и объясняют, как они ее узнали. Затем картинки с птицами крепятся на магнитной доске, дети проходят и садятся за столы).
2 задание: игра «Вопрос-ответ» (дети сидят за столами)
Логопед:
- Следующее задание нам приготовили орнитологи – это игра «Вопрос-ответ».
- Ребята, скажите, а какие это птицы? (ответы детей)
Логопед:
- Скажите, ребята, а почему этих птиц называют перелетными? (ответы детей)
Логопед:
- Когда птицы улетают на юг? (ответы детей)
Логопед:
- Почему они улетают на юг? (ответы детей)
Логопед:
- Какие перелетные птицы улетают на юг первыми? (насекомоядные). Почему? (ответы детей)
Логопед:
- Ребята, давайте вспомним пальчиковую игру про птиц.
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек стайка,
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка скворушка,
Серенькое перышко.
Это – зяблик, это – чиж,
Это – развеселый стриж.
Ну а это злой орлан,
Птички, птички по домам.
3 задание: игра «Узнай, какой звук»
Логопед:
- Ребята, а какие перелетные птицы прилетели к нам на занятие? (ответы детей)
Логопед:
- Ребята, я сейчас назову птиц, а вы послушайте и скажите, какой звук повторяется в каждом слове?
(ласточка, скворец, соловей, чибис – звук С)
(селезень, гусь – звук Сь)
Логопед:
- Давайте произнесем звук С и посмотрим: губки наши улыбаются, зубки чуть разомкнуты, широкий язычок опущен за нижние зубки, краешки языка прижимаются к боковым зубам, по язычку бежит холодный ветерок (зрительный и тактильный контроль)
- А сейчас произнесем звук Сь и посмотрим: губки наши улыбаются, зубки чуть разомкнуты, широкий язычок опущен за нижние зубки, краешки языка прижимаются к боковым зубам, спинка языка приподнята вверх, по язычку бежит холодный ветерок (зрительный и тактильный контроль)
- Звук С он какой? (согласный, твердый, глухой)
- Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (синим)
Логопед:
- Молодцы, правильно!
- А звук Сь, он какой? (согласный, мягкий, глухой)
- Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? (зеленым)
4 задание: игра «Чудо-дерево»
Логопед:
- Посмотрите, какое «Чудо-дерево» приготовили для вас орнитологи, возьмите своих птичек (птички лежат на столах у каждого ребенка). Птички, в названии которых слышится твердый звук С, полетят на синюю половинку дерева, а птички, в названии которых слышится мягкий звук Сь, полетят на зеленую половинку дерева.
(дети поочереди встают и несут своих птичек на дерево)
5 задание: отгадать загадку про аиста.
Логопед:
- Ребятки, орнитологи хотят загадать вам загадку, послушайте, про кого эта загадка:
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, базголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
(логопед открывает статуэтку аиста)
Логопед:
- Аист – это какая птица? (ответы детей)
- А в слове аист какой звук слышится, С или Сь? (ответы детей)
- Задание орнитологов такое: составить звуковую схему слова аист, а помогут нам в этом наши звуковые бусики.
- Давайте сначала посчитаем, сколько звуков в слове аист? (считаем, дети называют)
- Сколько слогов? (считаем, дети называют)
- Составляем схему:
- А – гласный (красная косточка)
- И – гласный (красная косточка)
- С – согласный, твердый, глухой (синяя косточка)
- Т – согласный, твердый, глухой (синяя косточка)
Логопед:
- Давай ребята завяжем наши бусики и повесим аисту на шею. Вот какой аист у нас красивый! (дети встают из-за стлов и вешают бусы на аиста)
6 задание: игра «Разгадай схему»
Логопед:
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, осталось самое последнее, которое приготовили нам ученые-орнитологи (дети проходят и садятся на стульчики, напротив проектора; включается презентация «Отлет птиц»)
Логопед:
- Посмотрите на эти схемы, как вы думаете, что они могут обозначать? (ответы детей)
- Давайте скажем, как полетят наши птицы, которые у нас сегодня на занятии.
- Кто полетит стаей? (ответы детей)
- Кто полетит вереницей? (ответы детей)
- Кто полетит клином? (ответы детей)
Логопед:
- Молодцы, ребята, давайте пожелаем птицам счастливого пути и прочитаем стихотворение (дети читают стихотворение Благининой «Улетают, улетели…»)
Логопед:
- Ну что ж, наше занятие подошло к концу. Ученые-орнитологи приготовили вам небольшие сюрпризы за то, что вы очень старались.
- А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись, обратно в детей превратись (дети снимают халаты)