Главные вкладки

    Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.
    статья по логопедии на тему

    Подковцева Елена Владимировна

    В статье описываются методы  мнемотехники, которые  обеспечивают эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mnemotehnika.docx18.37 КБ

    Предварительный просмотр:

     Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. 

    Типичным проявлением недостатка речевого развития у детей с ОНР являются значительные трудности во владении навыками связной контекстной речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

    Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

    Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

    Проблемы  в  речи  детей:

    1)Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

    2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    3) Употребление нелитературных слов и выражений.

    4) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

    5) Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    6)  Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    7) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    8)Плохая дикция.

    Данная технология имеет:

    1.Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко «Учебник  мнемотехники   Система  запоминания   «Джордано»»)

    2.Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

    3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

     Отличительные особенности технологии:

    1) Имеет чёткое теоретическое и экспериментальное  обоснование;

    2) Приемы запоминания индивидуализированы;

    3) Широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

    4) Введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

         Основные задачи мнемотехники:

    1) Развивать общие способности на основе различных видов памяти, мышления, воображения,

    2) Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение,

    3) Способствовать психофизиологической и интеллектуальной  подготовке к школе,

    4) Обучать запоминанию на основе интеллектуального тренинга.

     Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.        

    При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.

    На первых этапах обучения связной речи удобнее всего пользоваться мнемодорожкой, так как она несёт в себе обучающую информацию в небольшом количестве. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении.  Мнемодорожка может быть как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.

    Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация, овладение приёмами работы с которой значительно сокращает время обучения детей связной речи. Они учатся составлять рассказы, загадки, сказки любой сложности, соблюдая тематичность, логичность и последовательность. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

    Коллаж - это лист картона, на который наноситься различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты

    Интересным приёмом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо. С её помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания сказки. К пиктограммам можно отнести и рисование книжки – раскладушки. Её могут рисовать сами дети методом “быстрого рисунка” по ходу рассказывания педагогом литературного произведения, загадки, стихотворения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"

    Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц....

    Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Глава I1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Глава II2.1. Использован...

    Консультация для педагогов "Мнемотехника, как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи у детей дошкольного возраста".

    Консультация для педагогов "Мнемотехника, как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи у детей дошкольного возраста"....

    Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста.

    Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста....

    "Мнемотехника, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

    Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям ов...

    «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

    использование мнемотехники во  второй младшей группе...

    МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Ведущим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста, является правильный выбор педагогических технологий, которые соответствовали бы возрастным возможностям дошкольников...