Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.
статья по логопедии на тему

Подковцева Елена Владимировна

В статье описываются методы  мнемотехники, которые  обеспечивают эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. 

Типичным проявлением недостатка речевого развития у детей с ОНР являются значительные трудности во владении навыками связной контекстной речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Проблемы  в  речи  детей:

1)Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3) Употребление нелитературных слов и выражений.

4) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5) Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6)  Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8)Плохая дикция.

Данная технология имеет:

1.Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко «Учебник  мнемотехники   Система  запоминания   «Джордано»»)

2.Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

 Отличительные особенности технологии:

1) Имеет чёткое теоретическое и экспериментальное  обоснование;

2) Приемы запоминания индивидуализированы;

3) Широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

4) Введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

     Основные задачи мнемотехники:

1) Развивать общие способности на основе различных видов памяти, мышления, воображения,

2) Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение,

3) Способствовать психофизиологической и интеллектуальной  подготовке к школе,

4) Обучать запоминанию на основе интеллектуального тренинга.

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.        

При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.

На первых этапах обучения связной речи удобнее всего пользоваться мнемодорожкой, так как она несёт в себе обучающую информацию в небольшом количестве. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении.  Мнемодорожка может быть как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.

Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация, овладение приёмами работы с которой значительно сокращает время обучения детей связной речи. Они учатся составлять рассказы, загадки, сказки любой сложности, соблюдая тематичность, логичность и последовательность. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Коллаж - это лист картона, на который наноситься различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты

Интересным приёмом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо. С её помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания сказки. К пиктограммам можно отнести и рисование книжки – раскладушки. Её могут рисовать сами дети методом “быстрого рисунка” по ходу рассказывания педагогом литературного произведения, загадки, стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста.

Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста....

Использование мнемотехники для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР на материале краеведения.

Данная статья будет интересна логопедам и воспитателям. Делюсь опытом развития связной речи на материале краеведения с использованием связной речи....

Индивидуальная образовательная программа по теме "Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста".

Индивидуальная образовательная программа на тему "Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста"....

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей дошкольного младшего возраста

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей дошкольного младшего возраста...

Использование мнемотаблиц при развитии речи у детей дошкольного возраста

У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей...

Статья на тему: «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста» для детей 5-6 лет

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старш...