Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста.
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Чебунина Наталья Викторовна

Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема самообразования

 «Использование приемов мнемотехники в                 развитии речи детей дошкольного возраста»

        В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

        Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение ;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

        Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. В нашей практике были трудности при обучении связной речи. Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Мы считаем что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли. В связи с вышесказанным, считаем, что выбранная нами тема является актуальной на сегодняшний день.

Цель: Создать систему работы по развитию речи с использованием приемов мнемотехники у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  3. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей.
  4. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
  5. Изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: мнемотехника.
  6. Создать условия для развития связной речи у детей дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.
  7. Оформить развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованиям мнемотаблиц.
  8. Обобщить опыт по теме самообразования.

План работы на 2016-2017 учебный год

Содержание работы

Срок выполнения

1

  • Изучение научно-педагогической литературы по использованию приемов мнемотехники для развития связной речи детей.
  • Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

Сентябрь

2

  • Внедрить в образовательный процесс использование приемов мнемотехники  на занятиях по развитию речи:

-при составлении описательных рассказов; -при заучивании стихотворений;

-при пересказе сказок;

-при составлении творческих рассказов.

Октябрь - апрель

3

  • Подобрать материал и разработать консультацию для родителей на тему: «Использование приемов мнемотехники
    в развитии речи детей»

Февраль

4

  • Консультация для родителей  по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек.
  •  Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов.

Ноябрь

Ноябрь- апрель

5

  • Систематизировать методический материал по мнемотехнике.

Май

Список литературы

  1. ФГОС ДО
  2. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59
  3. Акимова Г. Память – на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
  4. Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.
  5. Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г.
  6. Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 1985г.
  7. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10.
  8.  Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003г.
  9.  Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"

Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц....

Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.

В статье описываются методы  мнемотехники, которые  обеспечивают эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное за...

Индивидуальная образовательная программа по теме "Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста".

Индивидуальная образовательная программа на тему "Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста"....

«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста»

В данном материале дана подробная информация о работе с мнемодорожками и мнемотаблицами. Информация будет полезна как для педагогов, так и для родителей....

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей дошкольного младшего возраста

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей дошкольного младшего возраста...