«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста»
консультация (младшая группа)

Формозова Галина Александровна

В данном материале дана подробная информация о работе с мнемодорожками и мнемотаблицами. Информация будет полезна как для педагогов, так и для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста»

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

Инновационные технологии, которые я применяю в своей практике – технология пальчиковой и артикуляционной гимнастик, сказкотерапия (различные виды театров, игровые технологии (игры на развитие речевого дыхания, подвижные и хороводные игры с текстом, дидактические игры (игры с предметами; настольно-печатные; словесные игры).

В работе с детьми по речевому развитию в ДОУ используют следующие инновационные технологии:  мнемотаблицы, мнемодорожки.

Меня заинтересовала мнемотехника и я решила ее использовать в работе с детьми младшего возраста.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Технология мнемотехники развивает всех виды памяти, образное и логическое мышление, смекалку, внимание; развивает умение устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему.

Я использую мнемотаблицы, как дидактический материал в работе по развитию связной речи детей (для обогащения словарного запаса, при пересказывании сказок, при заучивании стихов и потешек).

Работу по развитию речи начала с мнемодорожек, а позже перейду и к мнемотаблицам. Буду усложнять картинки - изображать персонаж в графическом виде.

Примером мнемотехники являются таблицы (алгоритмы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание подбирала картинку или изображение с помощью компьютера. Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть цветными для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что цыплята — желтого цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и т. п. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

1. Я выразительно читаю стихотворение.

2. Затем еще раз читаю стихотворение, но с опорой на мнемотаблицу.

3. Задаю вопросы по содержанию стихотворения.

4. Выясняю, какие слова непонятны ребенку, объясняю их значение в доступной для ребенка форме.

5. Я читаю отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемодорожку (мнемотаблицу).

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемодорожку (мнемотаблицу).

Детям младшего возраста вполне доступен совместный пересказ знакомых сказок.

Этапы работы с мнемотаблицей при пересказе.

1. Чтение текста.

2. Рассматриваем таблицу и то, что на ней изображено.

3. Преобразовываем графическое изображение в образы.

4. Пересказываю текст с опорой на таблицу.

5. Совместный пересказ с опорой на таблицу.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше разовьется связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка.