Развитие речевого дыхания
консультация по логопедии на тему

 

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разгова­ривает, что называется, про­сто взахлеб. Слова, льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания прогла­тываются, сложно вообще ра­зобрать, что ребенок пытает­ся рассказать.

Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли про­износить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы за­мечали: прежде чем загово­рить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговарива­ются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыха­тельные пути: от легких че­рез трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас за­канчивается воздух на выдо­хе? Правильно, нам приходит­ся сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее — все по­вторяется.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Ма­лышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится по­знавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из-за некоторых заболеваний (аде­ноиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Созда­ется впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, ему не достает в данный мо­мент воздуха, во время разго­вора у него слабенький вдох и короткий выдох.

Таким образом, родителям, которые желают научить ре­бенка говорить красиво и чет­ко, следует обучить его пра­вильному дыханию. Но как это сделать дома? Как же дальше развивать ре­чевое дыхание?

 

Вниманию родителей пред­лагаю план удобных игр на развитие речевого дыхания. Заниматься можно 1 раз в не­делю, по одной игре.

 

  • «Цветочек» — вдохнуть и задержать дыхание — «поню­хать цветочек».
  • «Перышко» — сдуть пе­рышко с ладони.
  • «Листья летят» — вдохнуть через нос, сдуть листок с ла­дошки.
  • «Платочек» — подуть на цветной носовой платочек.
  • «Жук полетел» — сдуть бумажного жука со стола.
  • «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выды­хая через рот, прокатить ка­рандаш по столу.
  • «Рыбки плавают» — подуть на модуль.
  • «Рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить ее за ниточку, на­пример к люстре).
  • «Вертушки» — подуть на вертушку (как бы имитируя «сильный ветер»).
  • «Дудочка» — учить извле­кать звук из дудочки (или другого музыкального инстру­мента, в который надо дуть).
  • «Узнай по запаху» — уз­нать по запаху яблоко среди набора фруктов.
  • «Пускание мыльных пузы­рей» — учить делать длитель­ный выдох через рот.
  • «Птичка летает» — подуть на бумажную птичку, при­крепленную за ниточку.
  • «Свистульки» — учить из­влекать звук из свистулек.
  • «Шарик воздушный ле­тит» — подуть на воздушный шарик.
  • «Самолет» — подуть на бу­мажный самолет, подвешен­ный на ниточке.
  • «Физкультурные свистки» — соревнование «Чей свисток бу­дет свистеть дольше?»
  • «Прокати шарик» — вдох­нуть через нос и дуть на ша­рик, лежащий на столе (лю­бой легкий шарик, например теннисный).
  • «Елочный дождик» — по­дуть на дождик, посмотреть, как он искрится.
  • «Сдуй снежинку» (на про­гулке) — сдувать снег с ва­режки.
  • «Свеча» — задуть свечу рез­ким выдохом.
  • «Погрей руки» — вдыхать через нос и дуть на «озябшие» руки.
  • «Узнай по запаху» (напри­мер, апельсин среди набора фруктов).
  • «Снежок тает» — подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.
  • «Подуй на бантик» — по­дуть на бантики, привязанные к веревке.
  • «Снежинка» — подуть на кусочек ваты.
  • «Узнай по запаху» — уз­нать по запаху лук или чес­нок среди набора овощей.
  • «Согрей игрушку» — вдох­нуть через нос и дуть на «за­мерзшую» игрушку.
  • «Трубочка» — покатать шарики на столе, дуя в корот­кую трубочку (трубочка из- под сока, а вместо шариков можно использовать вату).
  • «Бурлящая вода» — подуть в воду через трубочку.
  • «Морские гонки» — через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.
  • «Султанчики» — подуть на султанчик из бумаги (кончик карандаша обмотать «елочным дождиком»).
  • «Кто спрятался за занавес­кой?» — дуть на тонкую за­навеску, чтобы та открылась, и посмотреть, кто за ней спрятался (предварительно поставить за занавеску иг­рушку).
  • «Флажок» — подуть на цветной флажок, сделаный из цветной бумаги и зубочистки.
  • «Духовые инструменты» — учить извлекать звук из ду­дочки, трубы, губной гармош­ки и др.
  • «Бабочка» — сдуть бабоч­ку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеен­ного на нее.
  • «Одуванчик» (на прогул­ке) — сдуть пушинки с первого-третьего раза.
  • «Пускание мыльных пузы­рей» — соревнование «Чей пузырь будет летать дольше?».

 

Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, Вы сумеете со знанием дела преподать её своему ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevogo_dyhaniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлеб. Слова, льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребенок пытается рассказать.

Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути: от легких через трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее — все повторяется.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из-за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, ему не достает в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

Таким образом, родителям, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить его правильному дыханию. Но как это сделать дома? Как же дальше развивать речевое дыхание?

Вниманию родителей предлагаю план удобных игр на развитие речевого дыхания. Заниматься можно 1 раз в неделю, по одной игре.

  • «Цветочек» — вдохнуть и задержать дыхание — «понюхать цветочек».
  • «Перышко» — сдуть перышко с ладони.
  • «Листья летят» — вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
  • «Платочек» — подуть на цветной носовой платочек.
  • «Жук полетел» — сдуть бумажного жука со стола.
  • «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
  • «Рыбки плавают» — подуть на модуль.
  • «Рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить ее за ниточку, например к люстре).
  • «Вертушки» — подуть на вертушку (как бы имитируя «сильный ветер»).
  • «Дудочка» — учить извлекать звук из дудочки (или другого музыкального инструмента, в который надо дуть).
  • «Узнай по запаху» — узнать по запаху яблоко среди набора фруктов.
  • «Пускание мыльных пузырей» — учить делать длительный выдох через рот.
  • «Птичка летает» — подуть на бумажную птичку, прикрепленную за ниточку.
  • «Свистульки» — учить извлекать звук из свистулек.
  • «Шарик воздушный летит» — подуть на воздушный шарик.
  • «Самолет» — подуть на бумажный самолет, подвешенный на ниточке.
  • «Физкультурные свистки» — соревнование «Чей свисток будет свистеть дольше?»
  • «Прокати шарик» — вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе (любой легкий шарик, например теннисный).
  • «Елочный дождик» — подуть на дождик, посмотреть, как он искрится.
  • «Сдуй снежинку» (на прогулке) — сдувать снег с варежки.
  • «Свеча» — задуть свечу резким выдохом.
  • «Погрей руки» — вдыхать через нос и дуть на «озябшие» руки.
  • «Узнай по запаху» (например, апельсин среди набора фруктов).
  • «Снежок тает» — подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.
  • «Подуй на бантик» — подуть на бантики, привязанные к веревке.
  • «Снежинка» — подуть на кусочек ваты.
  • «Узнай по запаху» — узнать по запаху лук или чеснок среди набора овощей.
  • «Согрей игрушку» — вдохнуть через нос и дуть на «замерзшую» игрушку.
  • «Трубочка» — покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из- под сока, а вместо шариков можно использовать вату).
  • «Бурлящая вода» — подуть в воду через трубочку.
  • «Морские гонки» — через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.
  • «Султанчики» — подуть на султанчик из бумаги (кончик карандаша обмотать «елочным дождиком»).
  • «Кто спрятался за занавеской?» — дуть на тонкую занавеску, чтобы та открылась, и посмотреть, кто за ней спрятался (предварительно поставить за занавеску игрушку).
  • «Флажок» — подуть на цветной флажок, сделаный из цветной бумаги и зубочистки.
  • «Духовые инструменты» — учить извлекать звук из дудочки, трубы, губной гармошки и др.
  • «Бабочка» — сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на нее.
  • «Одуванчик» (на прогулке) — сдуть пушинки с первого-третьего раза.
  • «Пускание мыльных пузырей» — соревнование «Чей пузырь будет летать дольше?».

Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, Вы сумеете со знанием дела преподать её своему ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...