«Коррекция недостатков развития речи у детей с косоглазием и амблиопией на занятиях у тифлопедагога»
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Романова Ирина Павловна

Для развития речи детей с нарушением зрения можно использовать различные виды занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_nedostatkov_razvitiya_rechi.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция недостатков развития речи у детей с косоглазием и амблиопией на занятиях у тифлопедагога»

Речь – средство общения людей и форма человеческого мышления. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется вместе с развитием ребенка. Часто у детей с нарушением зрения наблюдается не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. На своих занятиях учитель-дефектолог объединяет детей в подгруппы с учетом речевого развития и дефекта зрения. При организации занятия особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. Хорошо применять на занятиях иллюстрации, рельефные картинки, большое количество предметов и игрушек одного типа, муляжей, макеты. Желательно использовать предметы, взятые из реального мира (природный материал, предметы быта и др.).

Развитие речи у детей с нарушением зрения имеет свои особенности. Многие предметы и явления окружающего мира воспринимаются только с помощью зрения, а значительное снижение его у слабовидящих детей затрудняет овладение образными выражениями, нарушает эмоциональную окрашенность речи. Таким образом, можно считать, что основной особенностью речи слабовидящих является ее обедненность. Поэтому развитию речи детей с нарушением зрения следует уделять особое внимание и использовать в своей работе различные виды занятий.

В основу всех видов занятий должен быть положен коммуникативный принцип. Речь ребенка может быть обращена не обязательно к педагогу, но и к своему товарищу. Ребенок задает вопрос и ждет ответа, то есть учится строить диалог.

На занятиях для развития речи учитель-дефектолог может использовать прием комментированного рисования. Для этого он делает зарисовку, которая помогает детям ответить на вопросы педагога и составить рассказ, например, о прогулке, о празднике или другом событии. Во время ответов на вопросы или рассказа нельзя делать замечания детям по звукопроизношению, так как это нарушает речевую активность ребенка.

Примерный рассказ педагога с зарисовкой.

«Как-то раз мальчик Миша пошел гулять и увидел на улице кошку, которая следила за воробушком. Маленькая птичка клевала зернышки. Кошка готова была прыгнуть и поймать воробушка. Но Миша защитил птичку».

На занятиях для развития речи учитель-дефектолог использует сюжетные картинки. Работая с ними, дети учатся всесторонне рассматривать ситуации, придумывать истории, фантазировать и делать умозаключения. Сюжетную картинку можно разбить на фрагменты.

Рассматривая иллюстративный материал «Зимние забавы», можно обратить внимание детей, что один ребенок катался на санках и упал. Педагог задает вопрос: «А почему ребенок упал?». Дети высказывают различные предположения. «Может, этот ребенок быстро ехал?»  «Может, санки налетели на большую ледышку?»  «Может, на горке была выбоина?»  «Может, ребенок плохо держался?»  «Может, веревка санок попала под полозья?»

Учитель-дефектолог для развития речи детей с нарушением зрения может использовать такой прием, как графические зарисовки. Для этого используют карандаши и бумагу (например, бумагу для заклейки окон). Педагог составляет рассказ, а дети схематично зарисовывают его. Дети сворачивают рисунки и обмениваются ими, чтобы составить рассказы и сравнить, у кого интереснее получилось. Очень важно рассказ превращать в графический. Графическое изображение учит детей работать над текстом.

Зарисовки хорошо помогают детям с нарушением зрения при разучивании стихотворений. Чтобы ребенок хорошо запомнил стихотворный текст, у него не должно быть проблем с пониманием содержания стихотворения. Здесь важна подготовительная работа, которая включает прежде всего работу над словарем. Для лучшего понимания содержания можно рассказать стихотворение в прозе.

Для детей с нарушением зрения характерны двигательные расстройства. Как только дети устают, следует проводить физкультминутку. Педагог: «Ребята, давайте представим, что мы катаемся на лыжах! Саша кричит: “Лыжня!” Ваня, спроси, Коля не устал? Марина успевает, а Оля хочет отдохнуть». Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Однако, традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. При этом совершенствуется внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.

Для улучшения памяти можно научить детей приемам запоминания и припоминания. Развитию памяти  способствует мнемоника (или мнемотехника – греч. «искусство запоминания»). Цель обучения с использованием мнемоники – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, речи. Это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Так например, сказку «Курочка ряба» можно рассказать с опорой на следующую мнемотаблицу (дедушка и бабушка, курочка ряба, яичко, мышка, дедушка и бабушка в слезах, курочка, яичко).

Младшим дошкольникам трудно работать с мнемотаблицей, поэтому им предлагается мнемодорожка, которая также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве. Поставив перед собой цель – ознакомить детей с характерными особенностями времен года – следует научить детей рассказывать с использованием мнемодорожки (с помощью педагога).

«Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы».

(на мнемодорожке - Аленушка, корзинка, лес, грибы).

Таким образом, работа над развитием речи оказывает действенное влияние на развитие и формирование мышления ребенка с нарушением зрения, на процесс перехода от чувственного познания к рациональному, а также на развитие других психических процессов. Уровень развития речи имеет важное значение в регуляции действий ребенка, формирование его волевых проявлений на развитие моральных, эстетических, интеллектуальных мотивов его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»

Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направления...

Организация работы по развитию мелкой моторики детей с косоглазием и амблиопией в процессе конструирования из бумаги и занятий оригами

Рекомендации для педагогов по организации работы по развитию мелкой моторики детей с косоглазием и амблиопией в процессе конструирования из бумаги и занятий оригами...

Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР

Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР Детям – логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и...

Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией

Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией...

Мастер-класс "Кинезиосказка как средство коррекции недостатков развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ"

В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.Метод кинезиологии...