Игровые упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Лукашова Светлана Макаровна

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Использование различных игровых упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи  вызывают положительные эмоции, повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, а так же развивают творческое воображение и фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые упражнения 14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

«Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи по середине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

 «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

«Узнай, что это?» (развитие обоняния и глубокого вдоха).

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

«Чья фигурка дальше улетит?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

«Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для  [п]: «П-П-П». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

«Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» - трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» В

ворота противника. «Игроки» (2-3 горошины и 2-3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

 «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

 «Новогодние трубочки-шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

 «Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха). Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует

их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно

с ней поиграть.

Список используемой и рекомендуемой литературы.

Селивёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.

Суборова Т. А. Дыхательные упражнения в игровой форме. Журнал «Логопед» №2, 2010

Нурмухаметова Л. Р. Дыхательная гимнастика в детском саду. Журнал «Логопед» №3, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

              Дыхательная гимнастика в детском саду.                Физиологическое, или жиз­ненн...

Артикуляционные и дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

В помощь логопедам материал по развитию у детей артикуляционной моторики и дыхания....

Игровые упражнения для развития физиологического дыхания

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабоуспевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический рин...

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

Правильное речевое дыхание очень важно для правильного звукопроизношения. В статье представлено описание упражнений для развития физиологического дыхания и формирования правильной воздушной струи. Упр...

Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

Цель создания картотеки: подбор упражнений для формирования у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья....

Развитие артикуляционного аппарата, физиологического дыхания и формирование воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста

Речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. В статье показано с каких упражнений нужно начинать работу по выработке у ребенка правильного физиологического дыхания...