Главные вкладки

    Консультация по логопедии (старшая группа) на тему:
    Консультация для педагогов и родителей "Что способствует развитию речи детей"

    Дуленкова Валентина Кирилловна

    Актуальность развития речи дошкольников

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

    В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

    Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

    Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

    С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

     Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

    Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

    Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Что способствует развитию речи

    1. Развитие тонкой и мелкой моторики. Участок головного мозга, координирующий работу рук и пальчиков, граничит с речевым центром. Поэтому сигналы, поступающие в этот отдел мозга, опосредованно стимулируют и развитие речи. У детей особое внимание стоит уделять развитию тонкой моторики (тактильным ощущениям).
    2. Подвижные игры. Умение координировать свои движения, менять темп шага и направление, а также двигаться ритмично, улучшают работу мозга, что стимулирует в том числе развитие речевого центра. Особенно эффективны игры, во время которых параллельно с движением ребёнок должен произносить слова.
    3. Арт-терапия: рисование, лепка, вышивание или создание мозаик -улучшает навык мелкой моторики и помогает ребенку проявить свой творческий потенциал, активируя важные области головного мозга.
    4. Музыкальные инструменты и игры со звуком улучшают память и учат сосредотачиваться. Особенно эффективными являются игры, во время которых ребенка просят по звучанию опознать музыкальный инструмент и назвать его, угадать какое животное издает тот или иной звук или же повторить фразу, произнесенную шепотом.
    5. Дидактические игры для развития речи дошкольников. Такой тип игры учит их  различать и группировать объекты по их принадлежности и выявлять внутренние взаимосвязи. При этом каждое свое действие ребенок проговаривает, пополняя словарный запас, тренируя память и дикцию.
    6. Сюжетно-ролевые игры - отличный способ развить речь и научить ребёнка  взаимодействовать с другими. Это не только позитивно скажется на его речи, но и облегчит процесс социализации.
    7. Развитие артикуляционной моторики. Правильное произнесение звуков зависит от степени развития челюстно-лицевых мышц, поэтому ежедневная гимнастика поможет улучшить произношение и четкость речи. Помочь могут специализированные логопедические издания, а также изучение скороговорок. Более эффективным процесс корректировки речи сделают игрушки-повторюшки, дающие ребенку возможность услышать себя «со стороны».
    8. Изучение стихов помогает развивать связную речь, а также учит ее интонировать.

    Таким образом, взаимовлияние центров мозга требует комплексного подхода к развитию ребёнка.



    Предварительный просмотр:

    Актуальность развития речи дошкольников.

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

    В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

    Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

    Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

    С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

     Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

    Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

    Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

    Условия успешного речевого развития.

    1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

    суждениями, высказываниями;

    -  сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

    2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной -  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, речи:

    -  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

    -  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

    3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

    -  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

    -  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

    4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

    -  сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

    -  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

    -  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

    -  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

    5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

    -  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

    -  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

    6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

    -  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

    -  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

    7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

    8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

    -  стимулируют детей комментировать свою речь;

    -  упражняют в умении планировать свою деятельность.

    9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

    10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическое пособие для педагогов и родителей по развитию речи у детей 4-5 лет "Лексические темы"

    Данное пособие предназначено для работы с детьми 4-5 лет на подгрупповых и индивидуальных занятиях в логопедических группах детского сада. Может быть использовано родителями для  закрепления зада...

    «Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста». Консультация

    Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как пок...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...

    Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

    Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...