Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Губинская Ольга Александровна

    Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. В своей работе мною активно используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапия, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз. Перечисленные методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_-_kopiya.docx379.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ольга Александровна Губинская

    учитель-логопед

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»  г. Няндома

    филиал Детский сад № 4 "Огонёк"

    Здоровьесберегающие технологии

    в работе учителя-логопеда ДОУ

    Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

    В группе (классе) любого педагога есть дети с нарушением речи?

    Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? 

    Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.

    Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

    В своей работе мною активно используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапия, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз. Перечисленные методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

    Регулярное выполнение помогает: 

    • улучшить подвижность артикуляционных органов;
    • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 
    • уменьшить напряжённость артикуляционных органов. 

     Артикуляционная  гимнастика с детьми мною проводится с использованием зеркал. Чтобы сделать процесс интересным,  мною изготовлены  наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели, накоплен материал комплексов упражнений в виде презентаций Power Point.

    БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА является одним из видов артикуляционной гимнастики.

    Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

    Для проведения биоэнергопластики мною используются игровые пособия: лягушка Квака, пес Барбос и вязаные рукавички Язычки. Эти пособия позволяют более доступно объяснить детям и родителям выполнение сложных упражнений: "Чашечка", "Вкусное варенье" и др. упражнения для язычка.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - одна из форм оздоровительной работы.

    Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

    МАССАЖ и САМОМАССАЖ носа, щек, подбородка, ушных раковин, ладоней, предплечий мною используется для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

    Используются массажные движения:

    • поглаживание,
    • растирание,
    • лёгкое надавливание,
    • пощипывание,
    • похлопывание,
    • сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

     СУ-ДЖОК  терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

    Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

             Используются упражнения:

    • катание одного грецкого ореха или шарика,
    • катание ребристого карандаша,
    • имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
    • сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

     КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

    В своей работе мною применяются упражнения А.Л. Сиротюк: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос", «Зеркальное рисование». «Зеркальное рисование» это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

    Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА предоставляет большие возможности в здоровьесбережении детей.

    Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

    Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие

    Дыхательную гимнастику можно использовать в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.

    Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении.

    Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

    ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ способствует сохранению хорошего зрения.

    Упражнения с детьми нужно проводить  в положении сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

    Использование в непосредственно образовательной деятельности гимнастики для глаз должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу мною выбраны упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

    Детям дошкольного возраста сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах, поэтому  мною используются в работе яркие игрушки, электронные физминутки для глаз.

    Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

    • улучшение памяти, внимания, мышления;
    • повышение способности к произвольному контролю;
    • улучшение общего эмоционального состояния;
    • повышается работоспособность, уверенность в себе;
    • стимулируются двигательные функции;
    • снижает утомляемость;
    • улучшаются пространственные представления; 
    • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
    • стимулируется речевая функция;
    • улучшается соматическое состояние.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

    Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

    В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

    В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

    Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.

      Так как здоровьесберегающие образовательные технологии - это воспитание культуры здоровья детей, то цель этих технологий, становление  осознанного отношения ребенка к здоровью и раз...

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда

    Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми имеющими нарушения речи. В материале представлены, какие задачи преследуют здоровьесбереающие технологии, на каких принципах строятся и классификац...

    Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

    Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...