конспект "Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Профессии."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Профессии."  с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила учитель-логопед Жмарева Н.Е.

Конспект совместной деятельности

Тема: Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Профессии.

Цель: Закрепление правильного произношения звука Р в словах и предложениях на речевом материале по лексической теме “Профессии».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формировать правильную артикуляцию звука «Р»;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Закреплять навык деления слов на части(слоги);
  • Совершенствовать умение безошибочно произносить слова сложной звуко-слоговой структуры, предложения(скороговорки) с этими словами;
  • Тренировать в составлении распространенных предложений с заданным словом;
  • Актуализировать знания о различных профессиях;
  • Уточнить лексические значения слов по теме «Профессии»;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Формировать правильное речевое дыхание;
  • Развивать моторные функции;
  • Вырабатывать правильную осанку;
  • Предупреждать развитие миопии;
  • Развивать мыслительные операции.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Способствовать развитию самоконтроля за речью и самооценки;
  • Развивать инициативу, стремление к активной деятельности;
  • Тренировать умение находить выход в проблемной ситуации.

Технологии:

Информационно-коммуникационные технологии обучения.

Здоровьесберегающие технологии: технология обучения здоровому образу жизни (речь с движением), технология сохранения и стимулирования здоровья (зрительная гимнастика).

Коррекционные технологии: психогимнастика.

Технология имитационного моделирования: имитация проблемной жизненной ситуации.

Игровые технологии: инновационные (компьютерные).

Оборудование: мультимедиа-оборудование, удочки с магнитами, рыбки-картинки (профессии со звуком Р в названии), кубик с заданиями-символами, магниты-смайлики, предметные картинки – профессии, карточки со звуковой и слоговыми схемами слов, кружки-крышечки для звукового анализа слов.

Предварительная работа: отгадывание загадок о разных профессиях, использование дидактических игр «Профессии», «Кому что нужно для работы?», «Азбука профессий», составление предложений о профессиях с последующим их распространением по сюжетным картинкам, составление описательных рассказов о профессиях родителей с опорой на схему.


Ход совместной деятельности

Логопед

Ребенок

  1. Орг. момент (дети в кругу около логопеда)

Элементы психогимнастики.

Ребята, вы были когда-нибудь в музее?

В каких музеях вы уже побывали?

Какие вы молодцы!

Вам понравилось посещать музеи?

Выберете тот смайлик, который показывает ваше настроение, когда вы собираетесь в музей.

  1. Осн. часть:

Уточнение лексического значения слов.

Присаживайтесь за стол. (На экране появляется изображение Музея). Мы сегодня с вами тоже отправимся в музей. Попробуем объяснить, что же такое МУЗЕЙ?

Правильно, молодцы.

В любом музее нас встречает……

(После ответа детей на экране появляется картинка - экскурсовод). 

Чем занимается экскурсовод?

Совершенно верно.

Сегодня мы побываем в Музее профессий, а экскурсовод проведет нас по залам музея.

Актуализация словаря по теме:

Вспомним, какие профессии мы уже знаем?

В залах нашего музея нам встретятся профессии, в названии которых есть общий звук, а какой – вы отгадаете сами.

I-й зал – зал ЖЕНСКИХ  ПРОФЕССИЙ

(На экране появляются картинки:

парикмахер, врач, портниха, уборщица). 

Назовем эти профессии.

Определение общего звука в словах. Какой одинаковый звук в названии этих профессий?

Правильно!

Уточнение артикуляции звука Р, характеристика звука.

Подойдем к зеркалу, вспомним, как мы произносим звук Р.

В каком положении язык?

                              губы?

                               зубы?  

Расскажем по-порядку, какой звук Р.

Совершенно верно.

Развитие разных видов фон. анализа:

Экскурсовод предлагает вам с названиями женских профессий поиграть в «отгадалки» с кубиком:

Эля, какой первый звук в слове парикмахер?

Саша, нужно назвать «границы» слова врач.

Соня, в слове портниха назови только глухие согласные.

Вика, в слове уборщица найди все гласные звуки.

Умницы, переходим за экскурсоводом в следующий зал – зал ПРОФЕССИЙ  НА  СТРОИТЕЛЬСТВЕ. 

Назовем эти профессии (На экране появляются картинки: инженер, маляр, штукатур, сварщик)

Здесь задание: узнать, чья звуковая схема? (С,С,К,С,З,К,С)

Правильно. Назовите 4-ый звук,

               предпоследний звук,

               назовите мягкий согласный.

Гимнастика для глаз: дадим немного отдохнуть нашим глазам: без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя.

«День» - «ночь»: крепко зажмурим глаза (5-6 сек.) – широко открыть (повторить 3-4 раза), посмотреть наверх, вниз, «нарисовать» глазками кружок.

Встанем, немного поиграем и отдохнем.

Динамическая пауза «Регулировщики»:

Показать портниху, повара, дворника, парикмахера, фотографа, столяра

Загадайте друг другу профессию.

Моделирование жизненной ситуации: пока мы отдыхали и играли, отстали от экскурсовода, потерялись в музее. Что будем делать?

Молодцы, что не растерялись и нашли выход.

Давайте посмотрим по сторонам. А вот и наш экскурсовод.

Последний зал музея – зал ПРОФЕССИЙ  НА  ТРАНСПОРТЕ (На экране появляются картинки: кондуктор, шофер, экскаваторщик, тракторист). Назовем их. 

Посмотрите на слоговые схемы, назовите профессию из 2-х слогов,

                    из 3-х слогов,

отхлопайте, сколько слогов в слове экскаваторщик.

Молодцы!

Развитие аналитико-синтетической деятельности:

Экскурсовод приготовила для вас ребус: нужно составить название профессии из первых звуков картинок (на экране ребус: Рак, Ы, Бабочка, Арбуз, Кот)

Правильно! 

(После ответа детей на экране «всплывает» картинка - рыбак)

Слоговой анализ и составление предложений:

Поиграем с рыбаком в «Рыбалку» - поймать рыбку, перевернуть, назвать профессию, отхлопать по слогам, придумать интересное предложение, чтобы в нем встретилось как можно больше слов со звуком Р.

Молодцы, отличные предложения получились!

Скажи правильно. Повторение скороговорок о профессиях.

  • Фотограф фотографирует фирменным фотоаппаратом.
  • Портниха кроит парчовый сарафан.
  • Инженер проектирует парадный подъезд дворца.
  • Повар сервирует праздничный фуршет.

  1. Итог.

Нана экскурсия подходит к концу. Попрощаемся с экскурсоводом и поблагодарим его за интересную экскурсию.

До новых встреч!

Да!

В Зоологическом, в Музее воды, в Эрмитаже……

Да, очень понравилось!

(Дети выбирают из магнитов-смайликов улыбающиеся).

Это такой дом, здание, где можно увидеть много интересного: картины, статуэтки, древние предметы……….

ЭКСКУРСОВОД!

Он проводит экскурсии по музею, рассказывает о том, что находится в музее.

(Дети перечисляют известные им профессии).

(Дети называют женские профессии)

(Дети еще раз проговаривают слова)

Звук Р!

«грибочек», «приклеен» к «потолочку» и «дрожит»;

губы в стороны, «улыбаются»;

зубы приоткрыты, не нужно их смыкать

Он согласный, твердый, звонкий.

Дети по очереди бросают кубик, на сторонах которого условные обозначения заданий:

Звук П.

В и Ч.

П, Т, Х.

У, О, И, А.

(Дети называют профессии на экране)

Это СВАРЩИК.

Р

И

Щ

(Дети выполняют упражнения гимнастики)

(Дети изображают людей названных профессий, показывая их действия)

Подойдем к работнику музея.

Останемся стоять на месте и ждать.

Позвоним родителям и спросим, что нам делать.

Можно подойти к выходу из музея и ждать там.

Шофер

Кондуктор, тракторист

5 слогов

РЫБАК

(Дети магнитными удочками «ловят» рыбок, определяют количество слогов в словах, составляют предложения)

Повар варит ароматный борщ.

Врач-хирург делает операцию взрослому.

Фотограф рассаживает ребят.

Портниха шьет розовый сарафан для Раи.

Пожарный сражается с огнем во второй квартире.

Столяр собирает в корзину крупные стружки.

(Дети проговаривают скороговорки)

Спасибо и до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"

Презентация к занятию по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш – в словах и предложениях.

Занятие является индивидуальным, проводится на этапе автоматизации звука (ш)....

Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях.

Уточнить знания правильной артикуляции звука «Л»;Уточнить произношение изолированного звука «Л»;Закрепить четкое произношение звука «Л» в слогах, словах, предложениях;Развивать слуховое снимание;Разви...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Город Профессий" (автоматизация звука [щ] в словах и предложениях)

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [щ] в словах и предложениях с использованием лексического материала по теме "Профессии"....