"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста "
статья (подготовительная группа) на тему

Вашему ребенку шесть- семь лет, впереди школа. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей,друзьями,  шумными переменами,  домашними заданиями. Каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, трудной и ответственной поре жизни их ребенок был готов не хуже других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет

Вашему ребенку шесть- семь лет, впереди школа. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, шумными переменами, контрольными, диктантами, домашними заданиями. Каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, трудной и ответственной поре жизни их ребенок был готов не хуже других.

Боясь недодать чего-то в плане интеллектуального развития, мамы и папы торопятся записать детей в различные развивающие центры, на подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения умение читать и писать. Редко кто задумывается над тем, как важно развивать речь ребенка, обогащать его словарный запас. Попросите ребенка рассказать о каком-то событии, и вы заметите, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты.

Для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное – правильно подбирать проверочное слово. Поэтому успешного для овладения грамотным письмом ребенок должен иметь достаточный словарь, правильно понимать значение каждого слова и его смысловое родство с другими словами.

 Читайте ребенку.

Чтение книг вслух, способствует улучшению концентрации внимания малыша на мелких деталях. Кроме того, таким образом, укрепляются семейные узы, между родителями и детьми. Чтение должно быть выразительным, ненавязчивым, интересным для ребенка. Новые слова в контексте любимых сказочных персонажей и их историй быстро запоминаются детской аудиторией. Также очень важно обговорить с сыном/дочкой прочитанный материал, задать вопросы и помочь сформулировать достойный ответ.

Разговаривайте с ребенком.

Для поддержания полноценного диалога, необходимо постоянно разговаривать со своими детьми, а также озвучивать даже свои мысли. Так одевая малыша, называйте предметы его гардероба, цвет изделий, материал из которого они сшиты и т.д. Точно также поступайте, если вы занимаетесь делами по дому или готовите кушать, называйте и проговаривайте все что делаете. Так ребенок будет усваивать новые слова, и понимать цель их применения. Ваша речь должна быть спокойной и содержательной.

Всему давайте названия.

Для того чтобы расширить словарный запас , необходимо называть все предметы, которые вы видите. Совершая покупки в магазине или супермаркете, рассказывайте ребенку, о товарах, выложенных на прилавке., спрашивайте , какие молочные, хдебо-булочные, мясные  изделия , попросите назвать 1 буквы, или прочитать. Для лучшего понимания и запоминания слов, поиграйте с малышом в игру, где он должен сам назвать те или иные предметы. При каждом верном ответе, похвалите ребенка, не акцентируя большого внимания на ошибках. Проговорите и объясните непонятные слова и значения ,  в понятной форме объясните их функции(желательно   наглядно, с картинкой)

Побольше прилагательных.

В ходе общения с ребенком помимо стандартизированных определений «плохой» или «хороший», нужно использовать много разных оттеночных слов, которые помогут конкретизировать ваши эмоции или качества описываемого объекта: «превосходный», «вежливый», «прекрасный», «изумительный» и прочее. Не используйте слов, значения которых вам не известны.

Новые слова в знакомом контексте.

Вводить новые слова в обиход нужно постепенно в знакомом для ребенка контексте, так слово «бросить» чаще всего было связано со словом «мяч». Поэтому теперь можете сказать «швырнуть мяч» или «кинуть мяч», так дети будут приводить понятные ассоциации.

Позвольте ребенку говорить.

Если малыш охотно рассказывает вам о том, как прошел его день, что он любит или чего ему хочется, не ограничивайте его в общении. Кроме того поощряйте инициативу в общении, для того чтобы ребенок мог потренироваться в произношении новых слов.

Словарный запас формируется главным образом в семье и складывается к 6-7 годам. Большое значение для формирования словаря имеют словесные игры, многие из которых очень просты и не отнимут у Вас более 10-15 минут.

Предложите ребенку игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку назвать все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.

При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя по лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки и вспомните, что существуют швейные и медицинские иглы, что иголки есть у ежа и дикобраза. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.

Большое значение для обогащения словаря имеет работа по словообразованию. Ребенок должен понимать, как образуются новые слова: названия детенышей, относительные и притяжательные прилагательные (дом из кирпича – кирпичный, хвост волка – волчий), откуда берутся названия некоторых предметов, таких как, например, подснежник или подберезовик.

Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие по значению (синонимы) или противоположные по значению (антонимы).

Скажи наоборот. Взрослый называет слова, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, холодный-горячий,  высокий-низкий, легкий-тяжелый, и тд..

Продолжи цепочку. Ребенок называет слово, ребенок подбирает близкие по значению слова: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – здание – квартира; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.

Почему так называют? Ребенок объясняет значение заданных слов.

Звуковое домино Взрослый называет слово, а ребенок называет свое слово на последний звук , н-р, дорога-апельсин-нога -автобус-собака-ананас-сок-кот…….-и т.д.

Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, его память, мышление и воображение, но и формируете теплые, доверительные отношения.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...