конспект непрерывной непосредственно логопедической деятельности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Кудрявцева Светлана Владимировна

Комплексное занятие по развитию фонематических процессов у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Государственное

бюджетное образовательное учреждение детский сад № 12

комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Конспект

индивидуальной логопедической непрерывной непосредственно образовательной деятельности  

для детей  старшей группы с  общем недоразвитием речи  

с использованием технологии пескотерапии.

 

на тему: «Автоматизация звука Ш »

Составила

учитель-логопед

Кудрявцева С. В.

2015

Цели  и  задачи.

Коррекционно-развивающие:

  1. Закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);
  2. Закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
  3. Закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;
  4. Закрепление знания графического изображения буквы Ш;

  1. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;
  2. Развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
  3. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Коррекционно – образовательные:

  1. Уточнить понятия «звук и буква»
  2. Учит применять на практике полученные знания, навыки и умения.
  3. Продолжать знакомить с русскими сказками.
  4. Учить пользоваться средствами су-джок терапии.
  5. Учить использовать в игре различные предметы.

Коррекционно - воспитательные задачи:

1.      Воспитывать  интерес к русским народным сказкам.

       2.      Воспитывать  бережное  отношение  к  животным.

       3.      Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование:

  • игрушки Маша и Медведь;
  • пособие «Шашки»;
  • картинки: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина,
  • сухой бассейн с речным песком;
  • мягкие пазлы с изображением героев мультфильма «Маша и Медведь»;
  • пособие «Следы»;
  • мнемодорожки;
  • массажер су-джок;
  • ребристая доска;
  • пульт телевизора;
  • магнитно-маркерная доска, маркер;
  • музыкальный фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь»;
  • Используемые технологии:
  • - здоровьесберегающие;
  • - пескотерапия;
  • - мнемотаблицы;
  • - игротерапия;
  • - куклотерапия.

Ход деятельности.

  1. Орг. Момент.

- Сегодня мы отправимся в сказку.

Раз, два, три, четыре, пять

В сказку мы идем опять.

В сказку Машу мы возьмем

И к медведю в бор пойдем.

2.Пескотерапия.

Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну с речным песком.

- Положи ладони в бассейн, закрой глаза,  почувствуй, как тебе тепло, приятно. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай песчинки. Что ты чувствуешь?

 Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Ребенок обнаруживает пазлы – элементы картинок, которые затем собирает на столе под звучание музыки из мультфильма.

- Кто-то прислал нам свои фотографии, ты узнала, кто это? (Это Маша и Медведь из мультфильма.)

- Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)

- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать звук Ш. А помогут нам в этом герои мультфильма «Маша и медведь».

. «Машин домик».

Артикуляционная гимнастика для Ш.

- В одном домике жила девочка Маша. Домик у нее красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»). Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.).  Чай горячий, Маша дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике  носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало Маше, взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и Маша прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: шшшшш…

4. Упражнение «Штора шуршит ».

Уточнение произнесения звука Ш. Характеристика звука Ш.

 - Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.

 

 - Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок в форме «чашечки». Значит, этот звук какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук Ш – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук Ш – глухой.

5. « В гости к мишке».

Автоматизация Ш в слогах и   слогосочетаниях, массаж с использованием  элементов ипликатора Кузнецова и шариков су-джока:

- Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы (выставляет карточку с изоб.ажением следов с наклеенными на них элементами ипликатора Кузнецова).  Стала она по ним ходить и произносить слоги:

ша-шу-ши           аш-уш-иш        шта-шту-шты

ши-ша-шу           иш-аш-уш        шка-шко-шку

шу-ши-ша           уш-иш-аш        шма-шмо-шма

                                                               шну-шна-шны

Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока:

 - Дорожка ведет Машу дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

6.Игра « По дорожке».

  Развитие фонематического восприятия и профилактика плоскостопия.

Логопед приглашает ребенка встать на ребристую доску:

 - Идет Маша дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:

Для… Мишутки…малыша…

Маша…вяжет… теплый…шарф…

Шарф… на… шею… он …повяжет…

И… спасибо… Маша… скажет…

 - Молодец, у тебя внимательные ушки!

7. Координация речи и движения.

Для Мишутки малыша

Маша вяжет теплый шарф

Шарф на шею он  повяжет

И спасибо Маша скажет.

Присесть, обхватив колени.

Встать, имитация вязания.

Наклоны головой в стороны

Поклониться.

  1. Игра «Шашки».

Слоговой анализ слов.

- Вот и дошла Маша до дома Мишки. Зашла, посмотрела вокруг, а хозяина-то нет. Увидела Маша на столе шашки и решила в них поиграть.

Логопед обращает внимание ребенка на доску с шашками, лежащую на столе: «Шашки у Мишки необычные. На обратной стороне – картинки. Давай попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. А чтобы у Мишки не было беспорядка в комнате, мы будем складывать картинки: в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии, в шкаф, где  две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками убирем картинки с тремя слогами в названии». Ребенок делает слоговой анализ слов: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывает картинки к соответствующему макету шкафа.

9.Игра «Большой – большая»

 Согласование прилагательных с существительными в роде.

 - Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой»? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф», «большой ковш», «большой душ», «большой шиповник».)

 - А про что  можно сказать «большая»? («Большая шапка», «большая кошка», «большая подушка», «большая шуба», «большая машина».)

10. Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука Ш в предложениях).

Автоматизация звука Ш в предложении.

 - Увидела Маша на столе рядом с шашками пульт и захотела включить телевизор. Послушала она, да только понять ничего не может.  Давай поможем Маше исправить предложения:

На елке мышка, а в норке  шишка.

Поиграли в чашки, а помыли шашки.

Наша Маша чашку шила, а Наташа платье мыла.

11. Рассказывание стихотворений с использованием мнемодорожек.

Мнемотехника.

Логопед выставляет перед ребенком мнемодорожки и говорит, что эти картинки помогут нам рассказать стишки для Мишки:

а) Миша под душем моет шею и уши.

б) Шапка да шубка –

    Вот наш Мишутка.

в) Одному большому Мишке

   Маша вышила штанишки.

   На штанишках два кармашка,

   На кармашках там ромашки.12. Игра «Неправильная буква».Профилактика нарушений письменной речи.

 - Заглянула Маша в другую комнату и нашла там Мишку. Он учился писать букву Ш. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркни неправильно написанные буквы. (Звучит музыка из мультфильма, ребенок зачеркивает маркером неправильно написанные на магнитно-маркерной доске буквы Ш).

 - Напомни Мишке, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)

13. Итог занятия:

  • Вот и помогли мы Маше и Мишке встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше? Ты хорошо занималась, молодец. Наши герои приготовили тебе приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности в средней группе "В осеннем лесу"

     В рамках конкурса "Лучший молодой специалист - 2011"  на базе нашего детского сада я разработала конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности, расс...

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности "Путешествие на ферму"

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности "Путешествие на ферму"...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области «Художественно – эстетическое развитие» «Изобразительная деятельность» Рисование на тему: «Сказочная Гжель» для детей старшей группы

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области "Художественно - эстетическое развитие", "Изобразительная деятельность"...

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности  по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего возраста (ЗПР).

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего возраста (ЗПР)....