Главные вкладки

    Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников.
    консультация по логопедии на тему

    Шлепнина Елена Валериевна

    Сообщение за круглым столом о значении художественной литературы для речевого развития ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dklad_o_hud_liter.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников

    Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование правильной устной речи детей. Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь.

    Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.

     В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.

     Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам. Но, чтобы ребенок овладел полноценной устной речью, а позже  грамотным письмом, он должен иметь большой словарный запас, ведь для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова.

     Например, для того чтобы узнать, какую букву (Е или И) нужно писать в словах лиса, лисица, надо подобрать такое проверочное слово, в котором сомнительная гласная И оказалась бы под ударением.

    Ученики, имеющие недостаточный словарный запас и слабо ориентирующиеся в смысловом значении слов, вместо проверочных слов лис или лисий,  зачастую подбирают слово лес, что приводит к ошибочному написанию слова лиса.

    К тому же проверочные слова многие дети вспоминают крайне медленно, а это значит, что при письме под диктовку они просто не успевают этого сделать, и вынуждены писать наугад — как слышат.

     Для предупреждения такой ситуации необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства.

    Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — своей грамотной и образной речью, словесными играми, обучением рассказыванию по картине и чтением художественной литературы.

    Читать вслух надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.

    Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.

    Сопереживая сказочным героям, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь.

    Прочитав сказку, полезно разыгрывать сказочные сюжеты, театрализованные представления на основе русских народных сказок.

    Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

    Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребёнку, какие средства интонации нужно применить, например, стихотворение С.Маршака "Сказка об умном мышонке"

    Использование стихотворных текстов способствует развитию понимания основного тона высказывания и умению изменять его. Так, например, стихотворения  А.Барто из цикла "Игрушки"

     Стихотворение "Зайка" дети рассказывают грустно, а стихотворение "Самолёт" весело.

    Очень полезны фольклорные прибаутки — небольшие стихотворения из двух—четырех, редко восьми строчек.

    Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка.

    Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус.

    Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

    Из-за леса, из-за гор

    Едет дедушка Егор.

    Сам на лошадке,

    Жена на коровке,

    Дети на телятках,

    Внуки на козлятках.

    Среди народных стишков большую группу составляют перевертыши, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

    Такая  небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Возникает чувство самоутверждения. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе.

    Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

    Ехала деревня мимо мужика,

    Вдруг из-под собаки лают ворота.

    Выскочила палка с бабою в руке

    И давай дубасить коня на мужике.

    Лошадь ела сало, а мужик — овес,

    Лошадь села в сани, а мужик повез.

    Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

    Кроме того, есть много потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха.

    Итак, знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем слуховое внимание, активизируем импрессивный и экспрессивный словарь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...

    Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

    в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий...

    Консультация "Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников"

    Проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии остаётся чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, р...

    Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".

    Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....

    Значение художественной литературы в экологическом воспитании старших дошкольников

    опыт работы со старшими дошкольниками по экологическому воспитанию с использованием художественной литературы...