Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий (Применение куклотерапии в логопедической практике)
проект по логопедии на тему

Вдовина Наталия Александровна

Итоговый практико-ориентированный проект

«Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий»

 (Применение куклотерапии в логопедической практике)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_kukloterapii.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

                    Министерства образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

 Московский областной центр дошкольного образования

Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)

Вариативный модуль

Итоговый практико-ориентированный проект

«Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий»

 (Применение куклотерапии в логопедической практике)

                                                                                                       Проект выполнен

слушателем курсов

повышения квалификации

Вдовиной Наталией Александровной

учителем-логопедом

МДОУ  д/с № 15

г. Раменское

2015 г

           Применение куклотерапии в логопедической практике

          Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

     Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. 

    Для современного ребёнка кукла прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнёра для игры. Мы учим ребёнка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения. Таким образом, мир ребёнка – это мир действия и деятельности, а игра с куклой, не смущая и не травмируя его, даёт возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребёнка с коррекционными задачами педагога.

   В течение нескольких лет я в своей логопедической практике на базе МДОУ № 15 использую замечательную технологию – куклотерапию, которая делает занятия интересными, эмоционально окрашенными, развивает коммуникативные навыки и , конечно, исключает монотонность и скуку и преследует следующие цели: в занимательной для детей форме обобщить и закрепить полученные знания, разнообразить приемы и методы коррекционно-педагогического воздействия.

 Куклотерапия – особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие: эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков, пространственной ориентации, самосознания, психических процессов (памяти, внимания, восприятия).

   Принцип изготовления простых кукол-марионеток предложен вальдорфской школой, технологию разработали Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеевой, Татьяна Михайловна Грабенко.

   Детям до 8 лет ещё сложно самостоятельно изготовить куклу, здесь нужна помощь взрослых. Поэтому в начале учебного года я приглашаю на мастер-класс для изготовления кукол-марионеток родителей и детей. 

   Этот момент очень важен, потому что изготовление кукол-марионеток:

  • укрепляет союз ребёнок-логопед-родитель;
  • даёт возможность дошкольникам легче и быстрее адаптироваться в логопедической группе и психологически настроиться на коррекционные занятия, т.к. у них появляется новый друг – кукла;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • способность к концентрации внимания;
  • способность чувствовать другого и всё, что происходит вокруг;
  • значительно повышает интерес к логопедическим занятиям;
  • развивает умение выражать характер;
  • улучшает взаимодействие между родителями и детьми.

В приглашении указываю, какой материал необходимо принести для изготовления куклы-марионетки: небольшой камешек или бусинку, капсулу от «киндер-сюрприза» или фотоплёнки, вату, чулки или трикотаж телесного цвета, белую ткань размером 50\50 см, цветную ткань на верхнее платье размером 52\52 см, паклю или пряжу, шерстяные нитки для волос, нитки, иголки, ножницы, толстую длинную иглу, толстую нить (лучше ирис), украшения.

   Очень важно, чтобы ребёнок активно принимал участие в создании образа куклы: давал советы, комбинировал материалы, может быть, даже что-то пришил сам.

   Собрав родителей и детей за большим круглым столом, прошу разложить на нем все те материалы, которые они принесли из дома. Затем включаю спокойную музыку, предлагаю родителям и детям зажать в руках бусинки, закрыть глаза, загадать желание и  представить себе, что оно уже сбылось. Далее бусинки помещаются в капсулу от «киндер-сюрприза» или фотоплёнки и начинается общее обсуждение образа создаваемой куклы, её пол, характер, одежда, причёска.

Порядок изготовления куклы.

  1. Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсулу от «киндер-сюрприза» (с начинкой) нужно плотно обернуть ватой или синтепоном. Для создания большой головы «кокон» нужно сделать побольше. Подготовленную основу обтягивают чулком телесного цвета, сшивая его на «затылке». Облицованная основа обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т.д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не менее 5 см. Волосы и украшения пришивают в последнюю очередь.
  2. Для изготовления «нижнего платья» берётся белая ткань 50\50 см, в середине которой нужно сделать маленькую дырочку.
  3. Костюм куклы шьют из цветной красивой ткани размером 52\52 см, в которой по центру делают надрез 2 мм. Затем на ткань верхнего платья через надрезы просовывают «хвостик-шею». Нижнее и верхнее платье необходимо пришить к «шее» куклы.
  4. Для изготовления рук берётся та же ткань, что и для лица. Из неё нужно вырезать два прямоугольника размером 7\4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Руки пришивают по бокам к костюму куклы.
  5. Когда костюм готов, куклу нужно украсить: сделать причёску, пришить дополнительные детали к костюму: воротничок, бусы, заколки, пояс, кружева; нарисовать нос, глаза, губы, вместо глаз можно пришить пуговки или бусинки.
  6. Когда кукла полностью готова, её нужно «подвязать». С помощью толстой длинной иглы толстой нитью (лучше ирисом) голову куклы нужно проткнуть в области висков. Длина нити над головой должна быть не больше 12-15 см (чтобы ребёнку было удобнее её «водить»). Вытащив иглу, концы нити следует связать. Чтобы «подвязать» руки, потребуется ещё одна толстая длинная нить, один конец которой нужно привязать к запястью правой руки куклы, а другой – к левому запястью.

   Итак, кукла готова, осталось только её «оживить»: взять в руки и начать «водить». Для этого ребёнок берёт в одну руку нить, управляющую головой, а в другую руку нить, управляющую руками куклы. На этом этапе взрослый помогает ребёнку учить «ходить» куклу.

   Изготовление куклы-марионетки (без отделки) занимает от 1 до 1,5 часов. Особую отделку одежды или причёску куклы можно сделать дома, однако на следующее занятие ребёнок должен прийти с готовой куклой.

   На следующем занятии дети осваивают правила обращения и общения с куклой.

  1. Водить куклу необходимо только двумя руками, что важно для координации левой и правой руки.
  2. Внимательно следить за всеми движениями куклы.
  3. Объяснять своим куклам, как должны работать язык, губы, работает или нет голосовой «моторчик» при произнесении определённого звука. Дети в это время выступают в роли учителя.
  4. Выполняя руками кукол хлопки, произносить правильно закрепляемые звуки в слогах, например: ла-ла-ла, ло-ло-ло и др. Вместе с куклами можно преодолевать любые препятствия, произнося напечатанные или нарисованные слова, или слоги (перепрыгивать с кочки на кочку, пройти по звуковой дорожке, проехать по станциям и т.д.).

    Изготовив куклам необходимые костюмы в соответствии с выбранными образами, можно сделать кукольный театр. Постановка сценок, чтение стихов по ролям, проговаривание скороговорок с участием кукол – хорошее средство самовыражения для чрезмерно застенчивых, замкнутых детей. Например, нами была поставлена логосказка «Цветная сказка» с куклами-марионетками. Работа над сказкой улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их словарный запас и кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием. Любимица детей кукла «Лето» приходит к ним на фронтальные и подгрупповые занятия , на которых «учит» детей и «учится» сама. В нашей коллекции  кукол-марионеток  пополнение – куклы «Зима» и «Весна». Они помогут нам научиться красиво и правильно говорить свистящие звуки и разыграть зимние и весенние сказки.

   Помимо кукол-марионеток в своей работе я использую ростовую куклу «Лягушонок Стёпа», которая своим большим подвижным языком  помогает детям интересно и успешно изучать упражнения артикуляционной гимнастики.  А ещё пальчиковые деревянные куклы знакомят детей с устным народным творчеством: сказки о животных  и бытовые сказки. Наш любимый «Теремок сказок»: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Эти куклы помогают детям автоматизировать поставленные звуки во фразовой речи.

   А также использую кукол-дергунчиков, которые привносят в занятие эффект неожиданности, сюрпризные моменты, оживляют интерес детей к поставленной перед ними задаче, помогают провести организационный этап занятия. Стоит потянуть за бусину, как Петрушка спрячется. Но он не только прячется в конус, если его покрутить за деревянный шарик, но и поворачивается в разные стороны.

  Каждый год мы с детьми и родителями пополняем нашу коллекцию кукол. Делюсь опытом работы со своими коллегами. Мой опыт используется педагогами детского сада для проведения занятий и досугов.

Результатом моей работы является то, что: 

  • куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога
  • быстрее исчезают речевые недостатки, повышается заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы с детьми
  • создаётся особая среда, стимулирующая развитие и коррекцию речи детей

                 

                          Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. Екатеринбург, 1999.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2001.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребёнку. СПб., 1998. 
  4. А.Ю. Татаринцева. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. Речь. Спб.,2007.
  5. Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логосказки. Каро. Спб., 2002.
  6. Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логопедия в диалогах. Каро.Спб.,2002
  7. Н.И. Монакова. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Речь. Спб., 2008.
  8. Е.В. Чех. Расскажи мне сказку. Я сегодня злюсь. Речь. Спб., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект-Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий

Проект о том,как в образовательной деятельности используются инновационные педагогические технологии...

«Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий»

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизн...

Итоговый практико-ориентированный проект «Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий». Тема: «Птичья столовая»

Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей о мире птиц через заботливое отношение к зимующим птицам, их подкормку....

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Проектирование непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий для подготовительной группы

Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогическо...

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....