Консультация для родителей "Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Малтыкова Светлана Николаевна

В статье содержится информация для родителей, поясняющая, что такое кинезиологические упражнения, для чего их нужно выполнять, основные правила выполнения, а также примерный комплекс упражнений, который родители могут использовать в домашних занятиях с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь родителям.

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие

(«гимнастика мозга»)

Малтыкова С.Н., учитель-логопед

 МАДОУ д/с№36 г.Невьянска

           Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. 

          Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.         Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. Эти упражнения направлены на совершенствование высших психических функций  мозга, развитие подвижности нервных процессов и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е.  помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.

      Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.

      Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном и  младшем  школьном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.  

       На логопедических занятиях в детском саду мы регулярно выполняем кинезиологические упражнения в начале занятия. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.

Упражнения достаточно просты, но интересны. Дети выполняют их с большим удовольствием. Предлагаю и родителям использовать эти упражнения для развития умственных способностей своих детей. Желательно делать кинезиологическую гимнастику в начале  не только логопедических, но и любых развивающих занятий с детьми.

       Применяя кинезиологические упражнения, важно соблюдать следующие условия:

  • систематичность выполнения;
  • постепенное увеличение темпа и сложности;
  • точность выполнения движений и приемов;
  • чередование учебных действий с кинезиологическими упражнениями; но во время занятий продуктивной деятельностью  упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.

Примерный комплекс кинезиологических упражнений.

«Уши»

Цель – энергетизация мозга.

     Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко»

     Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак-ребро-ладонь» 

Четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, ладошки вниз,
А теперь их на бочок  и зажали в кулачок.

  «Ухо – нос – хлопок»

 Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

 «Лягушки» 

 Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

«Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.Главное, чтобы ребенок смотрел во время « рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка»

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

 «Зеркальное рисование»:

 - Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело)

Упражнения  развивают  мозолистое  тело, повышают стрессоустойчивость,  синхронизируют  работу  полушарий,  улучшают   мыслительную  деятельность,...

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие

Кинезиолоrия - наука о развитии головного мозга через движение. Она существу "' уже двести лет и используется  во всем   мире.Кинезиолоrические упражнения -...

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие

Полушария мозга имеют разную функциональную специализациюЛевое полушариеОсновной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие ...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

По исследованиям физиологов ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое во...

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга»)

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие(«гимнастика мозга»)...

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизи­руют работу полушарий, улучшают мыслитель­ную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают п...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ («гимнастика мозга»)

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека. Именно в этом возрасте необходимо развивать высшие психические функции.Рабо...