РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ-ЛОГОПАТАМИ НА ПРОГУЛКЕ
методическая разработка по логопедии по теме

Плачиндо Марина Викторовна

В данной работе раскрывается эффективность использования подвижных игр на прогулке для решения коррекционных задач.

Материал может быть интересен воспитателям речевых групп. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические разработки по логопедии

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР  С

ДЕТЬМИ-ЛОГОПАТАМИ

НА ПРОГУЛКЕ

ЛОГОПЕД: ПЛАЧИНДО М.В.

Всё пребывание ребёнка в ГДОУ компенсирующего типа должно иметь коррекционно-развивающую направленность и опираться на основные линии развития ребенка.

         Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства, и их характерная особенность состоит в комплексном воздействии. Возникающие положительные эмоции позволяют ребёнку с большим интересом и более длительное время выполнять физические упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости. Эти игры открывают широкие возможности и для познавательного развития ребенка: тренируется внимание, уточняются имеющиеся представления, понятия, развивается воображение, память, сообразительность. Игры, проводимые на улице, не только укрепляют здоровье, закаливают организм ребенка, но и оказывают исключительно благотворное влияние на эмоциональный настрой учащихся.

        Подвижные игры являются, прежде всего, средством физического воспитания детей дошкольного возраста. Здесь решаются задачи не только профилактико-коррекционной (двигательной) направленности, например, упражнять, закреплять навыки быстрого бега, прыжков, бросания и ловли мяча, ловкости, выносливости; укреплять мышцы спины, верхних и нижних конечностей; корректировать походу, но и совершенствования моторной, слуховой и зрительной памяти («Если весело живётся», игры со считалками, рифмовками), ориентировки в пространстве (пи «Беги ко мне», «Кот и мыши», «Разноцветные машины»), совершенствование слухового, зрительного внимания (пи «Король сказал», «Пожалуйста»).

        При работе с детьми с ОНР полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями, стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры, её правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп (пи «По ровненькой дорожке», «Лошадки», «Мой весёлый, звонки мяч», «Серый зайка улыбается» и др.). От детей требуется соразмерение темпа и движения. В коррекционных целях предлагается проводить подвижные игры со звукоподражанием. Если у детей с нормальным речевым развитием игра проводится без оречевления, то дети с ОНР должны озвучивать персонажей, например, в пи «Воробышки и автомобиль»: гудок автомобиля – «би-бип», воробьи – «чик-чирик».

При выборе игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях, например, при знакомстве с собакой проводится игра «Лохматый пёс», медведем – «У медведя во бору». В таких случаях дети одновременно узнают о повадках животных, подражают их движениям и звукам. Для развития диалогической речи, интонирования, речевого дыхания используются такие подвижные игры, как «Гуси-гуси», «Али-Баба» и так далее. На играх с оречевлением могут закрепляться математические понятия, отрабатываться грамматические категории (пи «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», «Я в лес пойду, зверя подстрелю»).

Активизация мыслительной деятельности в играх ведет к развитию творческой активности, позволяя детям в старшем дошкольном возрасте придумывать новые варианты игр, вносить усложнение в их содержание, дополнять правила. Подвижные игры могут быть различной активности. Подвижные игры малой активности помогают сосредоточить внимание детей; характерным видом движения является ходьба. На данной группе игр хорошо отрабатывать укрепление осанки, корректировку походки и физиологическое дыхание. К ним относятся такие игры, как «Ладушки», «Разноцветные машинки», «Запомни - повтори», «Съедобное – несъедобное», «Ель-Ёлка-Ёлочка». Игры средней подвижности предполагают простые движения, простые правила организации; происходит отработка координации движений, развитие диалогической речи, совершенствование слухомоторной памяти, речевого и физиологического дыхания (пи «Гуси», «Обручи», «Лохматый пёс»). Игры большой подвижности – это игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, здесь развивается ловкость, быстрота реакции, ориентировка в пространстве (пи «Пятнашки с мячом», «Ручейки и озеро»).

Если планируется проведение сразу нескольких игр на прогулке, следует соблюдать так называемую физиологическую кривую: начальные и заключительные игры должны давать небольшую психофизическую нагрузку (игры малой и средней подвижности), а в середине – она должна быть наибольшей (игры большой подвижности).

С помощью подвижных игр можно проводить поведенческую коррекцию детей, учитывая их психологические особенности. Игра дает каждому ребенку пережить волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает детей, даже обычно пассивных. Дети испытывают радость оттого, что они что-то умеют, знают. Игры могут проводиться или со всеми детьми одновременно или с небольшой группой – если дети гипервозбудимые, малоактивные.

Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопутствует игре, делаем жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая обстановка наиболее благоприятна для формирования у детей положительных форм поведения: дисциплинированности, опрятности, самостоятельности, инициативности.

Игра незаменима, как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В процессе игры проявляется чуткое отношение к товарищу, справедливость, умение уступать в случае необходимости, помогать в беде. Происходит формирование волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных отношений (игры типа «Ловишка, дай руку!»,  «Горелки», «Палочка-выручалочка»).

Там, где подвижная игра, нет места скуке!!!  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке (рекомендации для педагогов )

В материале представлены рекомендации по проведению и организации подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке....

Конспект занятия: «Как вести себя во время проведения подвижных игр».

Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по привитию детям правил поведения....

Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой с детьми дошкольного возраста 3 – 7 лет

Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой. Зима с ее вьюгами и морозами – только на первый взгляд суровое время года. У детей в это в...

Консультация для воспитателей "Техника безопасности во время проведения подвижных игр"

Консультация для воспитателей "Техника безопасности во время проведения подвижных игр"...

Организация и проведение подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.

Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и  спортивные  упражнения.  Они подбираются с учетом возраста, состояния ...

Организация и проведение подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке .

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке и в часы досуга расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; ...

БЕСЕДА ПО ОБЖ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»

Цель: учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя иприслушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение слюдьми; учить согласовывать свои действия с действи...