Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой с детьми дошкольного возраста 3 – 7 лет
консультация

Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой. Зима с ее вьюгами и морозами – только на первый взгляд суровое время года. У детей в это время развлечений хоть отбавляй. Коньки, санки, лыжи, да и просто игра в снежки – эти развлечения любят все. Но оказывается, обычную прогулку или катание с горы можно сделать еще веселее. Главное – выбрать забаву поинтереснее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii_igry_na_progulke.docx57.07 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №255»

Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой

 с детьми дошкольного возраста  3 – 7 лет

Разработаны: Рогожиной С.В.

инструктором по физической культуре

Новокузнецкий городской округ 2018

Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой

Зима с ее вьюгами и морозами – только на первый взгляд суровое время года. У детей в это время развлечений хоть отбавляй. Коньки, санки, лыжи, да и просто игра в снежки – эти развлечения любят все. Но оказывается, обычную прогулку или катание с горы можно сделать еще веселее. Главное – выбрать забаву поинтереснее.

Рекомендуемые зимние подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке для детей 3—4 лет

  1. Следы на снегу (подвижная игра). Четкое выполнение различных видов движений (ходьба, бег, прыжки) разной шириной шага, с различным темпом и положением стоп.
  2. Строим берлогу для медведя (м/п). Метание снежков в цель — круг диаметром 2 м с расстояния 30—50 см и больше.
  3. Солнце и зима (п/и). Дети разбегаются по площадке и, приседая на корточки, говорят: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!» Воспитатель отвечает: «Зима пришла, много холода принесла, разбегается детвора». Дети разбегаются, а педагог ловит их.
  4. Разноцветные снежки (льдинки). Прокатывание шаров (льдинок) хоккейной клюшкой в разных направлениях.
  5. Карусель. Катание на санках. Дети сначала возят сами санки, затем друг друга на санках с помощью взрослого.
  6. Рисуем дорожку. Ходьба по снегу змейкой друг за другом.
  7. Наши ножки идут по ледяной дорожке. Удерживание равновесия на ледяной дорожке.
  8. Забей, снежок в ворота зайке. В ворота из снега с поставленным в них игрушечным зайчиком отбивать снежок хоккейной клюшкой.
  9. Где же наши детки? Перелезать прямо и боком через снежные валы разной высоты (30—50 см).
  10. Зайки-попрыгайки. Прыжки по снегу от флажка до флажка (используются 4—6 флажков).
  11. Самая быстрая льдинка. Прокатывание льдинок (шаров) хоккейной клюшкой в одном направлении на скорость.
  12. Катаем друг друга на санках. Катание детьми друг друга в одном направлении.
  13. Змейка. Ходьба и бег змейкой между спортивными снарядами и постройками.
  14. Кто дальше? Метание на дальность снежков (шаров) правой, левой рукой и двумя руками.

15. Построим дом Снегурочке. Метание снежков в цель (круг диаметром 2 м) правой, левой рукой и двумя руками из-за головы с расстояния 30—50—100 см и далее (в игре можно использовать куклу Снегурочку).

  1. К Деду Морозу по ледяной дорожке. Ходьба, скольжение по ледяной дорожке сохранением равновесия к установленной в конце кукле Деду Морозу.
  2. Санный поезд. Санки устанавливают колонной. Дети садятся, а взрослые катают их. Бег по снегу чередуется с катанием на санках.
  3. Зверята и ребята. На слово «ребята!» дети бегут врассыпную, на слово «зверята!» встают на снежный вал, изображая какого-нибудь зверя. На слово «ребята!» прыгают с вала и вновь бегут врассыпную.

Примечание: Воспитатель может обогащать и разнообразить зимние игры и упражнения вводя свои варианты.

Учимся правильно падать

Зимние игры без падений не обходятся, а значит, правильно падать следует научить даже самых маленьких. Взрослый объясняет ребенку, что падать лучше всего стараться на бок, аккуратно смягчая падение руками и подгибая колени. Лучше не приземляться на спину или вперед на руки. Найдите большой мягкий сугроб и потренируйтесь садиться в него таким образом. Ребенок должен не бояться падений, а уметь правильно группироваться и избегать травм.

Дети и взрослые должны помнить

  • Спуск со снежной или ледяной горки не должен выходить на проезжую часть.
  • С самыми маленькими детьми лучше кататься и играть на участке, при этом малыши все время должен быть на виду у воспитателей, чтобы при необходимости они всегда могли прийти на помощь.
  • Выбирая горку, нужно убедиться, что из-под снега вдоль спуска не торчат коряги или камни с острыми краями и что на пути ребенка не окажется дерева или столба.
  • Ребенок не должен подниматься на гору там, где спускаются другие ребята. Иначе его могут сбить.
  • Нельзя спускаться с горы, сцепив несколько саней "паровозиком". Встретив какое-нибудь препятствие, звенья этой конструкции начнут врезаться друг в друга, и дети рискуют травмироваться.
  • Не стоит, и "обострять" ощущения, катаясь с горки головой вперед. Иначе в случае падения ребенок может получить травму головы.
  • Кататься на санках по ледяной горке тоже не рекомендуется, гораздо безопаснее использовать для этого специальные ледянки. При игре в снежки нужно, прежде всего, беречь от "снарядов" лицо. Нельзя кидаться снежками с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега - затвердевшие "боеприпасы" могут ударить не слабее булыжника, и забава окончится травмой.
  • Ребенка перед подвижным зимним гулянием не нужно одевать слишком тепло. Укутанный ребенок очень быстро вспотеет и рискует простудиться.

Рекомендуемые зимние подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке для детей 4—5 лет

  1. Снежные узоры. Дети стоят в шеренге на расстоянии вытянутых в стороны рук. Воспитатель предлагает нарисовать любые узоры на площадке, используя ходьбу, бег, прыжки.
  2. Змейка. Ходьба, бег, прыжки змейкой между спортивными снарядами и постройками.
  3. Овчарки на ученье. Воспитатель рассказывает детям о том, как дрессированные овчарки спасают людей во время пожара, ловят преступников. Предлагает поиграть. На слово «отдых» дети спокойно ходят по расчищенной площадке. По команде « Овчарки, на ученье — марш!» ходят и бегают по глубокому снегу, перешагивая и перелезая через снежные завалы, скамейки, бумы, шины и др.
  4. Кто дальше. Дети стоят в шеренгу. По команде «Метальщики, пли!» бросают снежок вдаль правой и левой рукой, затем кидают большой снежный ком двумя руками из-за головы в цель, которая обозначена флажками и кеглями.
  5. Морской бой. Дети делятся на 2—3 команды с разными названиями. Воспитатель предлагает сбить снежками мишени. Выигрывает та команда, которая начиная с 5—4—3—2—1 м собьет больше мишеней.

Количество сбитых мишеней считают все дети, воспитатель записывает результат на снегу.

Примечание. Начинать сбивать следует по команде «Пли!» Мишени можно сделать различной геометрической формы.

  1. Не потеряй свою льдинку (шайбу). По свистку дети начинают прокатывать клюшкой шайбу в разных направлениях. По свистку заканчивают.
  2. Наши ножки скользят по дорожке. Дети индивидуально выполняют скольжение по ледяной дорожке, стараясь удержать равновесие.
  3. Санный поезд. Дети катают друг друга на санках по проложенному кругу, друг за другом. На зеленый свет они двигаются, на красный стоят.
  4. Забей в ворота гол. Дети свободно прокатывают шайбы клюшками. По команде «Гол!» все направляются в сторону ворот и с расстояния 3—5 м стараются забить шайбу в ворота, не задевая друг друга.
  5. Оленьи упряжки. Воспитатель показывает иллюстрации с оленями, рассказывает, где они живут и для чего их используют люди. Затем предлагает детям поиграть. Дети делятся на две команды: седоков и оленей. Правила: олени катают седоков, передвигаясь с разной скоростью и по разному снежному покрову, стараясь не уронить их из саней. Затем дети меняются ролями.
  6. Сбей мишень. Дети делятся на две подгруппы. Одна сбивает мишени, другая их считает. Правила: начинать прокатывать клюшкой шайбу за 6—7 м от обозначенного места. Сбивать мишень строго от обозначенного места на 2—5 м.

Примечание: Воспитатель может обогащать и разнообразить зимние игры и упражнения вводя свои варианты.

Лыжи — одно из самых доступных дошкольникам зимних спортивных упражнений. Ходьба на лыжах хорошее средство физического развития детей, закаливания, развития быстроты, выносливости, координации. Дети должны усвоить и соблюдать правила ходьбы на лыжах:

  • Идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего;
  • Не разговаривать на дистанции;
  • Если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

Начинающий лыжник должен освоиться с непривычным для него ощущением тяжести лыж, их скольжения на снегу. Поэтому первые его движения должны быть очень простые:

  • Постоять на лыжах;
  • Присесть;
  • Поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег;
  • Попытаться пройти ступающим шагом. По мере усвоения ходьбы на лыжах появляется возможность использовать игры, в которых эти навыки закрепляются и совершенствуются.
  1. Пройди и не задень. Лыжные палки (6 шт.), расставить на расстоянии 2-2,5 м друг от друга. Ребята идут между палками змейкой, огибая с правой и левой стороны. Пройти надо так, чтобы никто из детей не задел ни одну палку. Кто заденет, выходит из игры.
  2. Поменяй флажок. На одной стороне площадки несколько играющих. Напротив каждого на расстоянии 10 м по одному флажку (флажки разного цвета). По сигналу взрослого играющие все одновременно должны пройти на лыжах до флажка, взять один из них, поставить другой и вернуться назад. Можно проводить эстафету в звеньях, но расстояние между звеньями должно быть не менее 2 м, чтобы можно было свободно, не мешая друг другу,  делать повороты.
  3. Восьмерка. Обозначить на площадке цветными флажками восьмерки (диаметр каждого кольца не менее 3 см). Играющие должны пройти по проложенной фигуре и не сойти с рисунка.
  4. Встречная эстафета. На расстоянии 5 – 6 м друг от друга проложены параллельно две лыжни, напротив каждой команды из 3 – 4 детей. По сигналу ребенок бежит на лыжах, пересекает линию финиша, поднимает руку. После этого бежит следующий игрок.
  5. Попади в цель. При езде на лыжах, попасть в мишень (щит, корзину) снежком или мягким мячом.
  6. В ворота. Присев, проехать под воротами, образованными из лыжных палок.

Учимся правильно падать

Зимние игры без падений не обходятся, а значит, правильно падать следует научить даже самых маленьких. Взрослый объясняет ребенку, что падать лучше всего стараться на бок, аккуратно смягчая падение руками и подгибая колени. Лучше не приземляться на спину или вперед на руки. Найдите большой мягкий сугроб и потренируйтесь садиться в него таким образом. Ребенок должен не бояться падений, а уметь правильно группироваться и избегать травм.

Правильно падать нужно и на лыжах. Быстро перейти из положения, стоя в сидячее и затем падать назад, вбок от лыж. Присесть и падать надо мимо лыж, так как при падении на лыжи, потеряв управление, можно уехать в нежелательном направлении.  

Дети и взрослые должны помнить

  • Спуск со снежной или ледяной горки не должен выходить на проезжую часть.
  • С самыми маленькими детьми лучше кататься и играть на участке, при этом малыши все время должен быть на виду у воспитателей, чтобы при необходимости они всегда могли прийти на помощь.
  • Выбирая горку, нужно убедиться, что из-под снега вдоль спуска не торчат коряги или камни с острыми краями и что на пути ребенка не окажется дерева или столба.
  • Ребенок не должен подниматься на гору там, где спускаются другие ребята. Иначе его могут сбить.
  • Нельзя спускаться с горы, сцепив несколько саней "паровозиком". Встретив какое-нибудь препятствие, звенья этой конструкции начнут врезаться друг в друга, и дети рискуют травмироваться.
  • Не стоит, и "обострять" ощущения, катаясь с горки головой вперед. Иначе в случае падения ребенок может получить травму головы.
  • Кататься на санках по ледяной горке тоже не рекомендуется, гораздо безопаснее использовать для этого специальные ледянки. При игре в снежки нужно, прежде всего, беречь от "снарядов" лицо. Нельзя кидаться снежками с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега - затвердевшие "боеприпасы" могут ударить не слабее булыжника, и забава окончится травмой.
  • Ребенка перед подвижным зимним гулянием не нужно одевать слишком тепло. Укутанный ребенок очень быстро вспотеет и рискует простудиться.

Рекомендуемые зимние подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке для детей 5—6 лет

1. Снежная карусель. Дети свободно бегают по площадке. На слово «карусель» быстро перестраиваются в круг там, где воспитатель положил снежный (цветной) ком, и переходят на ходьбу по кругу, взявшись за руки. Всякий раз место карусели меняется.

2. Передай шайбу. Две команды стоят друг против друга на расстоянии 10 м. По свистку игроки первой команды гонят шайбы игрокам другой команды, стараясь передавать их точно своим партнерам, а партнеры стараются задержать шайбу ногой, чтобы она не пролетела мимо. В каждой команде выигрывает тот игрок, который первый передаст шайбу с клюшкой и вернется на свое место за обозначенную линию. Далее по свистку другая команда гонит шайбы клюшками.

  1. Снежный поезд. Бег змейкой друг за другом. Правила: начинать бег после слов «Внимание! Снежный поезд отправляется в путь!» Останавливаться строго на слово «стоп!»
  2. Сюрприз. На расстоянии начиная с 7 м, затем уменьшая его на каждый метр, на снег кладут «сюрпризы» (любые игрушки, вылепленные из пластилина или глины, снежки, по числу детей), завернутые в цветную бумагу. По свистку дети организованно, подгруппами сбивают сюрпризы. С учетом физической подготовленности для каждой подгруппы отмеряется необходимое расстояние до « сюрпризов».
  3. Прятки за сугробами. Дети бегают врассыпную, на слово «прятки» все прячутся за снежные сугробы.
  4. Не сбей. Дети делятся на 4—5 команд, выстраиваясь в каждой друг за другом. Перед каждой командой по 5—6 кеглей (флажков), расставленных по прямой линии с промежутками 1 м. Первые игроки из каждой команды начинают движение по свистку, последующие — после передачи клюшки и шайбы. Двигаясь змейкой, обводить шайбой каждую кеглю (флажок) и возвращаться по прямой. Выигрывает та команда, которая не только первая закончит прокатывание, но и собьет меньше кеглей.
  5. Снайперы. Метание снежков с одной линии в мишени, расположенные на разных расстоянии и высоте. Начинать сбивать по сигналу.
  6. По ледяной дорожке. Индивидуальное скольжение прямо, боком, с приседанием.
  7. Зимние забавы. Катание с гор на санках и фанерках.
  8. Защита крепости. Двое ворот расположены на расстоянии 5—10 м друг от друга. Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа встает в шеренгу у ворот, у другой подгруппы клюшки и шайбы по количеству игроков. По свистку игроки с клюшками начинают прокатывать шайбы вперед, стараясь забить их в ворота (нападающим запрещается поднимать клюшки вверх). Игроки без клюшек защищают свои ворота, задерживая шайбы только ногами.
  9. Пожарные собаки. Дети спокойно передвигаются по площадке, на слово «пожар!» бегут по глубокому снегу, перелезают через снежные завалы, барьеры, снаряды и добегают до кучи снежков. От линии метают их в красную мишень любой формы.
  10. Самая быстрая пара хоккеистов. Ведение шайбы парой на расстояние 7—10 м до обозначенного места (на скорость).
  11. Тройки лошадей. Двое-трое санок соединяют друг за другом. Три ребенка с надетыми «лошадиными гривами» и «хвостами» везут соединенные санки с седоками 10—15 м, затем меняются местами с сидящими. Движение начинают по сигналу.
  12. Сбей снежком летящий предмет. Дети, разделившись на подгруппы, сбивают снежками летящую тарелку. Начинают сбивать на слово «Пли!»

15. Попади с подачи. Дети делятся на подгруппы по 4—5 игроков, у каждого клюшка и одна шайба — на подгруппу. Один из игроков стоит на воротах (на каждую подгруппу свои ворота). По свистку игроки каждой подгруппы передают друг другу шайбу ближе к воротам и забивают гол. Затем вратари меняются.

Примечание:

1) В начале зимы каждое движение из эстафеты и соревнований проводится отдельно, затем постепенно добавляются другие. По мере усвоения качества движений всеми детьми эстафету или соревнование проводят полностью. 2) Каждый воспитатель может разнообразить и  обогащать движения, игры, эстафеты или соревнования.

Лыжи — одно из самых доступных дошкольникам зимних спортивных упражнений. Ходьба на лыжах хорошее средство физического развития детей, закаливания, развития быстроты, выносливости, координации. Дети должны усвоить и соблюдать правила ходьбы на лыжах:

  • Идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего;
  • Не разговаривать на дистанции;
  • Если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

Начинающий лыжник должен освоиться с непривычным для него ощущением тяжести лыж, их скольжения на снегу. Поэтому первые его движения должны быть очень простые:

  • Постоять на лыжах;
  • Присесть;
  • Поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег;
  • Попытаться пройти ступающим шагом. По мере усвоения ходьбы на лыжах появляется возможность использовать игры, в которых эти навыки закрепляются и совершенствуются.

1. Пройди и не задень. Лыжные палки (6 шт.), расставить на расстоянии 2-2,5 м друг от друга. Ребята идут между палками змейкой, огибая с правой и левой стороны. Пройти надо так, чтобы никто из детей не задел ни одну палку. Кто заденет, выходит из игры.

2. Поменяй флажок. На одной стороне площадки несколько играющих. Напротив каждого на расстоянии 10 м по одному флажку (флажки разного цвета). По сигналу взрослого играющие все одновременно должны пройти на лыжах до флажка, взять один из них, поставить другой и вернуться назад. Можно проводить эстафету в звеньях, но расстояние между звеньями должно быть не менее 2 м, чтобы можно было свободно, не мешая друг другу,  делать повороты.

3. Восьмерка. Обозначить на площадке цветными флажками восьмерки (диаметр каждого кольца не менее 3 см). Играющие должны пройти по проложенной фигуре и не сойти с рисунка.

4. Встречная эстафета. На расстоянии 5 – 6 м друг от друга проложены параллельно две лыжни, напротив каждой команды из 3 – 4 детей. По сигналу ребенок бежит на лыжах, пересекает линию финиша, поднимает руку. После этого бежит следующий игрок.

5. Попади в цель. При езде на лыжах, попасть в мишень (щит, корзину) снежком или мягким мячом.

6. В ворота. Присев, проехать под воротами, образованными из лыжных палок.

Учимся правильно падать

Зимние игры без падений не обходятся, а значит, правильно падать следует научить даже самых маленьких. Взрослый объясняет ребенку, что падать лучше всего стараться на бок, аккуратно смягчая падение руками и подгибая колени. Лучше не приземляться на спину или вперед на руки. Найдите большой мягкий сугроб и потренируйтесь садиться в него таким образом. Ребенок должен не бояться падений, а уметь правильно группироваться и избегать травм.

Правильно падать нужно и на лыжах. Быстро перейти из положения, стоя в сидячее и затем падать назад, вбок от лыж. Присесть и падать надо мимо лыж, так как при падении на лыжи, потеряв управление, можно уехать в нежелательном направлении.  

Дети и взрослые должны помнить

  • Спуск со снежной или ледяной горки не должен выходить на проезжую часть.
  • С самыми маленькими детьми лучше кататься и играть на участке, при этом малыши все время должен быть на виду у воспитателей, чтобы при необходимости они всегда могли прийти на помощь.
  • Выбирая горку, нужно убедиться, что из-под снега вдоль спуска не торчат коряги или камни с острыми краями и что на пути ребенка не окажется дерева или столба.
  • Ребенок не должен подниматься на гору там, где спускаются другие ребята. Иначе его могут сбить.
  • Нельзя спускаться с горы, сцепив несколько саней "паровозиком". Встретив какое-нибудь препятствие, звенья этой конструкции начнут врезаться друг в друга, и дети рискуют травмироваться.
  • Не стоит, и "обострять" ощущения, катаясь с горки головой вперед. Иначе в случае падения ребенок может получить травму головы.
  • Кататься на санках по ледяной горке тоже не рекомендуется, гораздо безопаснее использовать для этого специальные ледянки. При игре в снежки нужно, прежде всего, беречь от "снарядов" лицо. Нельзя кидаться снежками с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега - затвердевшие "боеприпасы" могут ударить не слабее булыжника, и забава окончится травмой.
  • Ребенка перед подвижным зимним гулянием не нужно одевать слишком тепло. Укутанный ребенок очень быстро вспотеет и рискует простудиться.

Рекомендуемые зимние подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке для детей 6—7 лет

  1. Найди свой снежный дом. На каждом ребенке снежинки разного цвета. На площадке разложены снежные комки разных цветов. Дети свободно передвигаются по площадке. Па слова «Найди свой дом!» игроки бегут к снежным комкам соответствующего цвета и перестраиваются в ту геометрическую форму, которую имеет снежинка. Затем дети меняются снежинками.
  2. Хоккейная эстафета. Дети делятся на 3—4 команды. Сами дают им названия и выбирают капитана. Правила: каждое новое движение команда начинает по свистку. Очки подсчитывают всей командой. Выигрывают по качеству выполнения движений и по скорости.

Виды заданий:

1) вести шайбу клюшкой по прямой туда и обратно (5—7 м );

2) то же, но туда — змейкой между кеглями, обратно — по прямой; 3) сбить шайбой кегли (каждый игрок сбивает один раз), догнать шайбу и провести ее обратно по прямой; 4) каждой команде встать в шеренгу и разомкнуться на вытянутые руки. Передавать шайбу от первого игрока к последнему; 5) забить шайбу в ворота, обратно — по прямой.

  1. Санные соревнования. Правила: все движения начинать по сигналу. Выигрывают по качеству выполнения движений и по скорости.

Виды заданий:

1) выполнить снежные фигуры (выполнить различные гимнастические упражнения на санках); 2) «Кто дальше прыгнет с санок»; 3) «Успей первым» (прокатывать санки вперед с упором на них двумя руками сзади, без седока и с седоком; 4) «Самая быстрая пара» (катать друг друга на скорость); 5) «Самый выносливый» (игроку продвигаться вперед, сидя на санках и отталкиваясь ногами; 6) «Все наоборот» (сесть на санки спиной по направлению движения и передвигаться с отталкиванием ног до обозначенного места).

  1. Хоккейный матч. Девочки играют отдельно от мальчиков. Сначала играют мальчики, которые делятся на две команды, а девочки болеют за любую из команд. Затем наоборот.

Правила: начинать и заканчивать игру по свистку. С судьей во время игры не спорить, все конфликты разбирать после матча. Шайба считается в игре на территории игровой площадки, за площадкой — вне игры. Команды должны быть равными по силам.

Подобрать команду, выбрать капитана и вратаря дети должны сами, но с помощью воспитателя. Забивать голы нужны только в ворота соперников. Игрокам использовать отличительны знаки.

Каждая команда — нападающие, защитники и полузащитники — распределяется на своей стороне по всей площадке. Игроки одной команды передают друг другу шайбу, стараясь забить ее в ворота противника. Другая команда пытается помешать им и перехватить шайбу. Выигрывает команда, забившая больше голов и допустившая меньше нарушений правил.

  1. Ледник. Упражнения на ледяной дорожке: 1) индивидуальное скольжение; 2) скольжение парой и тройкой; 3) соревнование: кто дальше проскользит по ледяной дорожке; 4) двойное скольжение.
  2. Летающие тарелки. Катание с ледяных горок, сидя на ледянках.
  3. Самокаты. Скольжение? на одной лыже (самокате), отталкиваясь одной ногой.
  4. Снайперы. Мишени расположены на разных высоте и расстоянии; закрепленные, висячие и без укрепления. Дети делятся на несколько групп, равных, по силам, и сбивают мишени снежками. Действуют по сигналу. Усложнение: самые сильные сбивают мишени с разбега.
  5. Зимнее многоборье (комбинированная эстафета). Правила: начинать новое движение по сигналу. Выигрывают по количеству выполненных движений и по числу баллов.

Дети делятся на 3 команды. Самостоятельно придумывают названия, выбирают капитана и расставляют игроков, равных по силам, т.е. первый, средний и последний — самые сильные игроки. Воспитатель направляет и помогает. Длина эстафеты 7—10 м.

Виды заданий:

1) «Хоккеист (водить шайбу туда — змейкой между кеглями, обратно — по прямой; 2) «Ракета» (продвигаться на санках, лежа на животе и отталкиваясь эстафетными палочками длиной 30 см, обратно — бежать с санками за веревочку; 3) «Самокат» (скользить на одной лыже туда и обратно); 4) «Снайперы» (сбить кеглю и принести ее в свою команду, если не сбил, кегля остается на месте; 5) «Снежинки» (туда и обратно бегать со снежинкой и передавать ее следующему игроку).

Примечание:

1) В начале зимы каждое движение из эстафеты и соревнований проводится отдельно, затем постепенно добавляются другие. По мере усвоения качества движений всеми детьми эстафету или соревнование проводят полностью. 2) Каждый воспитатель может разнообразить и обогащать движения, игры, эстафеты или соревнования.

Лыжи — одно из самых доступных дошкольникам зимних спортивных упражнений. Ходьба на лыжах хорошее средство физического развития детей, закаливания, развития быстроты, выносливости, координации. Дети должны усвоить и соблюдать правила ходьбы на лыжах:

  • Идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего;
  • Не разговаривать на дистанции;
  • Если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

Начинающий лыжник должен освоиться с непривычным для него ощущением тяжести лыж, их скольжения на снегу. Поэтому первые его движения должны быть очень простые:

  • Постоять на лыжах;
  • Присесть;
  • Поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег;
  • Попытаться пройти ступающим шагом. По мере усвоения ходьбы на лыжах появляется возможность использовать игры, в которых эти навыки закрепляются и совершенствуются.

1. Пройди и не задень. Лыжные палки (6 шт.), расставить на расстоянии 2-2,5 м друг от друга. Ребята идут между палками змейкой, огибая с правой и левой стороны. Пройти надо так, чтобы никто из детей не задел ни одну палку. Кто заденет, выходит из игры.

2. Поменяй флажок. На одной стороне площадки несколько играющих. Напротив каждого на расстоянии 10 м по одному флажку (флажки разного цвета). По сигналу взрослого играющие все одновременно должны пройти на лыжах до флажка, взять один из них, поставить другой и вернуться назад. Можно проводить эстафету в звеньях, но расстояние между звеньями должно быть не менее 2 м, чтобы можно было свободно, не мешая друг другу,  делать повороты.

3. Восьмерка. Обозначить на площадке цветными флажками восьмерки (диаметр каждого кольца не менее 3 см). Играющие должны пройти по проложенной фигуре и не сойти с рисунка.

4. Встречная эстафета. На расстоянии 5 – 6 м друг от друга проложены параллельно две лыжни, напротив каждой команды из 3 – 4 детей. По сигналу ребенок бежит на лыжах, пересекает линию финиша, поднимает руку. После этого бежит следующий игрок.

5. Попади в цель. При езде на лыжах, попасть в мишень (щит, корзину) снежком или мягким мячом.

6. В ворота. Присев, проехать под воротами, образованными из лыжных палок.

Учимся правильно падать

Зимние игры без падений не обходятся, а значит, правильно падать следует научить даже самых маленьких. Взрослый объясняет ребенку, что падать лучше всего стараться на бок, аккуратно смягчая падение руками и подгибая колени. Лучше не приземляться на спину или вперед на руки. Найдите большой мягкий сугроб и потренируйтесь садиться в него таким образом. Ребенок должен не бояться падений, а уметь правильно группироваться и избегать травм.

Правильно падать нужно и на лыжах. Быстро перейти из положения, стоя в сидячее и затем падать назад, вбок от лыж. Присесть и падать надо мимо лыж, так как при падении на лыжи, потеряв управление, можно уехать в нежелательном направлении.  

Дети и взрослые должны помнить

  • Спуск со снежной или ледяной горки не должен выходить на проезжую часть.
  • С самыми маленькими детьми лучше кататься и играть на участке, при этом малыши все время должен быть на виду у воспитателей, чтобы при необходимости они всегда могли прийти на помощь.
  • Выбирая горку, нужно убедиться, что из-под снега вдоль спуска не торчат коряги или камни с острыми краями и что на пути ребенка не окажется дерева или столба.
  • Ребенок не должен подниматься на гору там, где спускаются другие ребята. Иначе его могут сбить.
  • Нельзя спускаться с горы, сцепив несколько саней "паровозиком". Встретив какое-нибудь препятствие, звенья этой конструкции начнут врезаться друг в друга, и дети рискуют травмироваться.
  • Не стоит, и "обострять" ощущения, катаясь с горки головой вперед. Иначе в случае падения ребенок может получить травму головы.
  • Кататься на санках по ледяной горке тоже не рекомендуется, гораздо безопаснее использовать для этого специальные ледянки. При игре в снежки нужно, прежде всего, беречь от "снарядов" лицо. Нельзя кидаться снежками с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега - затвердевшие "боеприпасы" могут ударить не слабее булыжника, и забава окончится травмой.
  • Ребенка перед подвижным зимним гулянием не нужно одевать слишком тепло. Укутанный ребенок очень быстро вспотеет и рискует простудиться.        

        

Список используемой литературы

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.: ил.  
  2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1996. – 128 с.: ил.
  3. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно – методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры/ авт. – сост. О.М. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 238 с.
  4. Ситник Б.А. Ледовые забавы. Энциклопедия зимних игр/ авт. – составитель Б.А. Ситник. – М.: Суфлер; Ростов н/Д: Феникс, 2013. 61 с.: ил.
  5. Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3 ч./Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Программа «Старт». Методические рекомендации. – 315 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр

" Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем - это самое трудное дело, и очень редко приходиться встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения"       ...

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр в старшей группе.

     В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развит...

Методические рекомендации по организации и проведении подвижных игр в ДОУ

Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Подвижная игра – сложная, двигательная,  эмоционально...

Организация и проведение подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке (рекомендации для педагогов )

В материале представлены рекомендации по проведению и организации подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке....

Организация и проведение подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.

Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и  спортивные  упражнения.  Они подбираются с учетом возраста, состояния ...

Организация и проведение подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке .

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке и в часы досуга расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; ...