КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « Весеннее путешествие»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Утемишева Гузяль Касимовна

Коррекционно-обучающие цели:

 обогащать словарный запас, развивать речь, умение связно и последовательно составлять рассказ с опорой на картинки о весне;

-  учить узнавать и называть признаки весны;

-  развивать интерес к окружающему миру природы и познавательную активность;
– активизация словаря по темам “Весна”, “Овощи”;

– обучение образовывать относительные прилагательные, употреблению существительных в косвенных падежах.

 

Коррекционно-развивающие цели:

- совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в употреблении детьми глаголов с частицей не;

- развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа слов,

- зрительную память и слуховое внимание, мышление, общую и мелкую моторику (общие двигательные навыки),

- переключаемость и координацию движений, дыхание, мимические мышцы лица;
 

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к природе,

-  развивать навыки сотрудничества, умение работать друг с другом, воспитание доброты, отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna-otkrytoe_zanyatie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « Весеннее путешествие»

Коррекционно-обучающие цели:

 обогащать словарный запас, развивать речь, умение связно и последовательно составлять рассказ с опорой на картинки о весне;

-  учить узнавать и называть признаки весны;

-  развивать интерес к окружающему миру природы и познавательную активность;
– активизация словаря по темам “Весна”, “Овощи”;

– обучение образовывать относительные прилагательные, употреблению существительных в косвенных падежах.

Коррекционно-развивающие цели:

- совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в употреблении детьми глаголов с частицей не;

- развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа слов,

- зрительную память и слуховое внимание, мышление, общую и мелкую моторику (общие двигательные навыки),

- переключаемость и координацию движений, дыхание, мимические мышцы лица;

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к природе,

-  развивать навыки сотрудничества, умение работать друг с другом, воспитание доброты, отзывчивости.

Предварительная работа:

проведение бесед о весне, знакомство с ее основными признаками в НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, в индивидуальной работе; проведение экскурсий и наблюдений за изменениями в природе с приходом весны; закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.

Оборудование:

маски зайца, волка, медведя, лисы;

цветочная полянка;

игрушка Колобок;

муляжи овощей;

«сухой бассейн», заполненный крупой;

фигурки животных;

“волшебный мешочек”;

предметные картинки с изображением овощей;

мольберт или магнитная доска,

билеты для поездки на поезде с буквенным обозначением.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Приветствие.

 Логопед:

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке...и мне нужна ваша помощь. А чтобы попасть  туда надо  крепко взяться за руки и сказать:

«Я твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Доброе утро и солнцу, и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

  1. Тема и цель.

.  На каком транспорте мы можем доехать до леса?
Дети: На автобусе, на поезде.
Логопед (заглядывает в конверт): Ой ,да тут билеты на поезд.
(На билетах начальная буква имени каждого ребёнка, дети должны найти сиденье с такой же буквой.)
Каждый должен занять место в вагоне в соответствии с билетом.
(Дети находят и занимают места в вагоне. В это время логопед спрашивает у них: «Какое место ты Максим займешь? И т.д.)
Логопед: Гудок к отправке дан, пора!
Наш поезд тронулся, ура!.
Дети сидят на стульчиках. Логопед просит их спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить У-У
Логопед вместе с детьми:
Чух-чух, чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
(Дети энергично двигают согнутыми в локтях руками вперед).
Чух-чух, чух-чух!
Паровоз гудит
У-у-у-у-х!
(Гудят, наклоняются, расслабив руки.)
Логопед: Вот наша станция, но до леса нам нужно пройти пешком по тропинке. Постройтесь друг за другом.
(Логопед вместе с детьми шагают и проговаривают слова) Работа физрука(использование мобильных физкультурных пособий: дорожек, мостиков)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Мы высоко так шагали -
Не споткнулись, не упали.
Беседа по теме.
Логопед: Ребята, мы попали с вами на лесную полянку. (Логопед обращается к детям.)
Логопед задаёт вопросы детям:

  • Какое время года так природу украсило?
  • Логопед: Какое время года наступает после зимы?
    Дети. После зимы наступает весна.
  • Какие приметы весны  вы знаете?
  • Логопед: Ребята, скажите, что такое Весна?
    Дети: Весна – это время года.
    Логопед: Какие еще времена года вы знаете?
    Дети: Зима, весна, лето, осень.
  • Чем ещё нас весна  радует? (ответы детей) Молодцы! Вы все правильно ответили на мои вопросы, а путешествие наше продолжается….
  1.  
    Логопед: Как вы думаете, какая самая главная примета весны? С чего начинается весна?
    Дети. Самая главная примета весны – это солнышко. Без него весна не начинается.


Развитие   мимики  лица.

Самомассаж «Солнышко»
Солнца лучик золотой
Протянуло нам с тобой.
         ( Дети стоят в кругу, протягивают руки вперед. 
Носики подставили,                      
     Гладят носик.
Щечки все подставили                
     Гладят щечки
Зажмурили глазки              
            Зажмуривают глаза
И оказались в сказке.
                                 Открывают глаза.


(Логопед обращается к детям.)
Логопед задаёт вопросы детям:

  1. Дети двигаются по тропинке к столику. На столике стоит контейнер, заполненный горохом  и в нём спрятанные фигурки животных по сказке « Колобок»:

маски зайца, волка, медведя, лисы, игрушка колобок.

Логопед:

Сначала надо отыскать своего героя в нашем сухом бассейне.

Логопед:

 Посмотрите пожалуйста кто спрятан в нашем «бассейне»  Предлагаю назвать свою игрушку каждому ребёнку. Посмотрите внимательно, персонажи  какой сказки расположились на нашем столе? (“Колобок”) Ответы детей.

Правильно. Предлагаю каждому ребёнку выбрать свою маску на столе и под музыку имитировать движения героев сказки: походку медведя, прыжки зайца, бег лисички, волка согласно тексту:

Три раза хлопнули,

Три раза топнули,

Вокруг себя повернулись,

Земли коснулись,

Всем улыбнулись,

За руки взялись

И в сказке оказались.

Дети надевают маски и по тропинке возвращаются на стульчики.

2. Игра “Волшебный мешочек”.

Логопед:

Катится колобок по тропинке, а навстречу ему заяц. (Здесь и далее используется тропинка  когда ребёнок  в образе животного встречается

Ребенок в маске Зайца (трусливо). Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня, я тебе гостинцев принес.

Логопед. Ребята, а гостинцы у нас в “волшебном мешочке”, давайте их выложим на поднос.

Дети по очереди выкладывают предметы на поднос и говорят, что это. (Помидор, морковка и т.д.)

- Как можно назвать все эти предметы? (Овощи)

- Где растут овощи? (В огороде, на грядке, в теплице, в парнике)

Логопед. Конечно, зайка рад гостинцам, но что  он любит больше всего, давайте отгадаем.

Дети отгадывают загадки и отдают предметы зайке.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос. (Морковка)

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я... (Капуста)

Логопед. Ну, молодцы, угостили зайку. И покатился колобок дальше.

3. Игра “Обед для волка”.

Логопед:

Катится колобок по лесной тропинке - навстречу ему серый волк.

Ребёнок в маске волка (злая интонация). Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, я тебе обед приготовлю.

Логопед:

Давайте поможем колобку приготовить обед для волка.

- Сделаем салат из чего? (Из свеклы). Какой получится салат? (Свекольный)

- Сварим суп из чего? (Из капусты). Как называется суп? (Капустный)

- Сделаем пюре из чего? (Из картофеля). Какое пюре получится? (Картофельное)

- Сделаем икру из чего? (Из кабачков). Какая икра получится? (Кабачковая)

- Угостим волка соком из чего? (Из моркови). Как называется сок из моркови? (Морковный)

Логопед. Вот так мы с вами волка накормили. И покатился колобок дальше.

4.Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма..

Логопед:

Катится колобок дальше, а навстречу ему медведь идёт, кусты к земле гнёт.

Ребенок в маске медведя (грозно). Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, медведь, мы с ребятами с тобой поиграем.

Игра малой подвижности « Дом» с музыкальным сопровождением.

5. Игра « Чего не стало?»

Логопед:

Катится колобок, а навстречу ему лиса.

Ребенок в маске лисы (хитро). Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь, меня, лиса, давай поиграем.

На доске предметные картинки с изображением овощей. Дети прохлопывают названия овощей, говорят, сколько слогов в словах, затем закрывают глаза. А лиса в это время убирает один из овощей. Дети должны отгадать, какой овощ лиса спрятала. Игра проводится 3 раза.

Логопед:  . Но прежде чем мы возьмемся за работу давайте с вами  разомнем наши ручки. Возьмите шарики.
(Дети берут шарики Су-д-жок и совместно с логопедом выполняют упражнение)
Этот шарик непростой
(показывают друг другу шарики)
Весь колючий он такой.
Меж ладошками кладем
(кладут шарик между ладонями)
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем.
(катают шарик между ладошками)
Наши ручки разминаем.

Логопед:

Ребята! Посмотрите, что у нас встретилось на нашем пути. Я не могу понять это волшебный огород, художественная мастерская? ( ответы детей и подсказки Колобка)

Ребята, а он мне сказал на ушко удивительные вещи: мы можем цветную воду превратить в волшебные овощи. Для этого нам необходимо сесть за стол. ( инструкция выполнения задания) Педагог помогает детям по необходимости выполнение работ.

 6.Самостоятельная художественная деятельность детей.

 Рисунки детей с использованием мыльных пузырей.

7. Подведение итогов занятия.

Педагог обобщает полученные знания и умения. Беседа по вопросам:

- Какое путешествие мы сегодня с вами совершили?

- В какие игры играли?

- Какие задания выполняли?

- Что вам было выполнить легко?

- Что показалось трудным?

- Понравилось ли вам выполнять такие задания?

7.  Прощание в кругу.

Все опять берутся за руки, как вначале занятия, и хором говорят: « До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Осень"

Целью подгруппового логопедического занятия "Осень" является уточнение и расширение представлений детей об осени и ее приметах, активизация словаря по теме....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда"

Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: "Гласные звуки"

Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему "Посуда"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки К-Кь и буква К

Коррекционно-развивающие задачи:1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.3. Науч...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Весенние цветы»

Данный конспект будет интересен для педагогических работников....

Конспект комплексного занятия в старшей группе по теме «Весенние чудеса

Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданн...